Подготовка московского совещания глав и представителей поместных православных церквей 1948 г.

 
Код статьиS086956870004235-9-1
DOI10.31857/S086956870004235-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы197-206
Аннотация

             

Ключевые слова
Получено04.03.2019
Дата публикации14.03.2019
Кол-во символов31581
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Без упоминания о Московском совещании глав и представителей православных церквей, состоявшемся 8–18 июля 1948 г., не обходится ни один учебник по истории Русской Церкви. Однако в церковной историографии это событие освещалось достаточно скупо, поскольку некоторые его решения казались впоследствии неудобными. Как известно, Совещание выступило против участия православных во Всемирном совете церквей (ВСЦ), осудило политическую деятельность Ватикана и отвергло законность англиканской иерархии. Когда же отношения с папской курией улучшились, а Московский патриархат вступил в ВСЦ и начал активно участвовать в экуменическом движении, лишний раз вспоминать о принятых прежде решениях на официальном уровне не любили.
2 В результате о Совещании писали преимущественно консерваторы, порою намеренно выпячивавшие его «фундаментализм». Так, часто тиражировалось антиэкуменическое выступление архиепископа Серафима (Соболева), однако умалчивалось о его же докладе об англиканской иерархии, в котором одобрялся богословский диалог; воспроизводились аргументы против нового календарного стиля, звучавшие на совещании, но стушёвывалось итоговое решение, признававшее, что неподвижный календарь не может быть поводом для разделений, и предоставлявшее поместным церквам право самостоятельно решать, какого стиля придерживаться1. Современные исследователи, как правило, отмечают стремление властей СССР с помощью Московской патриархии добиться влияния на процессы, протекавшие в международной церковной жизни2. При этом многие существенные подробности Московского совещания (и, в частности, попытки советского руководства повысить статус Московского патриархата в православном мире и реакция на это иерархов Русской Православной Церкви) детально ещё не анализировались, хотя они неплохо отразились в делопроизводственных документах, аналитических справках, официальной и частной переписке, хранящихся, прежде всего, в фонде Совета по делам РПЦ в ГА РФ. Эти материалы лишь отчасти опубликованы3 и использованы историками, в большинстве своём они ещё ждут научного изучения. 1. См., в частности: Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. М., 1996; Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». М., 1998; и др. Неудивительно, что в публицистике Совещание рассматривалось чуть ли не как проявление заботы коммунистического государства о православии.

2. Чумаченко Т.А. К истории организации Совещания глав православных автокефальных церквей в июле 1948 г. в Москве // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2004–2005 гг. Вып. 2. М., 2005. С. 228–248. См. также: Болотов С.В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011; Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства. 1943–1948 гг. М., 1999; Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40–50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008; Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. М., 2001; Роккуччи А. Сталин и Патриарх. Православная Церковь и советская власть 1917–1958. М., 2016; Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие 1941–1961 гг. М., 1999; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005.

3. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов. В 2 т. М., 2009; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 / Под ред. Н.А. Кривовой. Т. 1–2. М., 2009.
3 Вовлечение Церкви в политические игры атеистического государства началось примерно за десять лет до Московского совещания. Одной из причин того, что духовенство не было окончательно уничтожено в годы Большого террора 1937–1938 гг., стали надежды И.В. Сталина и его окружения на присоединение в ходе грядущей войны новых территорий, на которых сохранялись свои епархии, приходы и монастыри. Соответственно нужен был орган, способный взять их под контроль. Расчёт оправдался – в 1939–1940 гг. в состав Советского Союза были включены Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика и Молдавия, в церковном отношении оказавшиеся в подчинении Московского патриархата. Ослабление гонений и относительная свобода, предоставленная Церкви в 1943 г., также напрямую зависели от внешнеполитической ситуации. Не могла не отразиться на церковной жизни и начавшаяся во второй половине 1940-х гг. холодная война. Московской патриархии в противостоянии с Западом отводилась особая роль. С её помощью Советский Союз мог укреплять свои позиции не только на Балканах и Ближнем Востоке, но и в самых дальних уголках мира.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1797

Оценка читателей: голосов 0

1. Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. М., 1996; Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». М., 1998.

2. Чумаченко Т.А. К истории организации Совещания глав православных автокефальных церквей в июле 1948 г. в Москве // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2004–2005 гг. Вып. 2. М., 2005. С. 228–248. См. также: Болотов С.В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011; Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства. 1943–1948 гг. М., 1999; Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40–50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008; Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. М., 2001; Роккуччи А. Сталин и Патриарх. Православная Церковь и советская власть 1917–1958. М., 2016; Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие 1941–1961 гг. М., 1999; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005.

3. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953 гг. Документы российских архивов. В 2 т. М., 2009; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 / Под ред. Н.А. Кривовой. Т. 1–2. М., 2009.

4. Ермилов П.В. Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США в первые годы холодной войны // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 3(36). С. 220.

5. Меморандум патриархов Московского Алексия, Александрийского Христофора, Антиохийского Александра, Иерусалимского Тимофея об отношении к Русской Зарубежной Церкви // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2018. С. 373–374.

6. По поводу «открытого письма» гг. Лосского и Пьянова // Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. № 3. С. 11.

7. Ответ заместителя на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании // Журнал Московской Патриархии. 1932. № 7–8. С. 6–7.

8. Определение Собора епископов Русской Православной Церкви за границей // Церковная жизнь. 1956. № 11–12. С. 106; Осквернение святыни // Там же. 1952. № 5–6. С. 108–109.

9. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 129–130.

10. Чибисова А.А. К вопросу о получении автокефалии Польской Православной Церковью // Церковь. Богословие. История. Материалы III международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015). Екатеринбург, 2015. С. 637.

11. Константинополь // Церковная жизнь. 1947. № 2. С. 45.

12. О Всецерковном съезде в Москве // Церковная жизнь. 1947. № 2. С. 45.

13. Шкаровский М. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 429.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх