С. Г. Сватиков и происхождение «Протоколов сионских мудрецов»

 
Код статьиS086956870001576-4-1
DOI10.31857/S086956870001576-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: МГУ имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
Выпуск
Страницы141-157
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено12.10.2018
Дата публикации12.10.2018
Кол-во символов63985
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Протоколы сионских мудрецов» – несомненно, одна из наиболее известных фальсификаций ХХ в. Опубликованные в начале ХХ в. в России, они приобрели после революции 1917 г. большой резонанс, были переведены на многие европейские языки, а в 1930-е гг. активно использовались в пропаганде Третьего рейха. О «Протоколах» написано столько, что они кажутся хорошо изученными и представляющими интерес скорее для конспирологов, чем для историков. При этом в литературе, в том числе научной, с 1920–1930-х гг. преобладает мнение о том, что их появление связано с П.И. Рачковским, в 1884–1902 гг. заведовавшим Заграничной агентурой Департамента полиции. Его называют то автором или соавтором, то заказчиком данного текста1. Так, В.Л. Бурцев в 1938 г. категорически утверждал в подзаголовке своей книги: «Рачковский сфабриковал “Протоколы сионских мудрецов”, а Гитлер придал им мировую известность»2. Британский историк Н. Кон, исследовавший происхождение «Протоколов», видел в причастности «охранки» к их изготовлению «благословление на геноцид»3. Подобное представление, дискредитировавшее политический сыск Российской империи, отразилось и в философских трактатах4, и даже в романах5. 1. Милюков П.Н. Правда о сионских протоколах. Литературный подлог. Париж, 1922; Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов (История одного подлога). Берлин, 1923; Бурцев В.Л. Протоколы сионских мудрецов: доказанный подлог. Париж, 1938; Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX–ХХ вв. М., 1993; Будницкий О.В. С.Г. Сватиков и его борьба на «еврейском фронте» // Евреи и русская революция. М., 1999. С. 24–26.

2. Бурцев В.Л. Указ. соч.

3. Cohn N. Warrant for Genocide. The Myth of the Jewish world-Conspirace and the Protocols of the Elders of Zion. L., 1967. Русский перевод: Кон Н. Благословление на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М., 1990.

4. Nora P. 1898. Le thème du complot et la définition de l’identité juive // Pour Léon Poliakov. Le racisme, mythes et sciences. Bruxelles, 1981. P. 157–165.

5. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2003; Эко У. Маятник Фуко. СПб., 2006.
2 Исследователи, пытавшиеся оспорить участие Рачковского в подготовке этой фальсификации, обычно ссылались на то, что оно не находит подтверждения в делах Департамента полиции6, а по воспоминаниям Андрея Рачковского, его отец впервые познакомился с текстом «Протоколов» уже после того, как они были опубликованы7. Однако их оппоненты уже много лет приводят разнообразные «свидетельства», а недостаток источников восполняют смелыми гипотезами. Так, по мнению И.П. Шорникова, поскольку Рачковский родился в Дубоссарах Херсонской губ. и, вероятно, интересовался «политическими событиями в родных краях», то «не исключено», что некая «группа Рачковского» передала созданную фальшивку именно П.А. Крушевану – известному публицисту и активному черносотенцу, проживавшему в Кишинёве8. Данные предположения автор документально не подтверждает, однако это пока единственная в историографии попытка проследить «связь» заведующего Заграничной агентурой с первым публикатором «Протоколов». Неудивительно, что автор самого детального в новейшей историографии исследования о «Протоколах» – французский историк П. Тагиефф пишет о невозможности и даже бесполезности попыток разобраться в происхождении данного текста и предлагает рассматривать его возникновение как рождение мифа, используя соответствующий методологический инструментарий9. 6. Брачев В.С. Мастера политического сыска дореволюционной России. СПб, 1998. С. 21–23.

7. Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16. Политический сыск при царях. М., 1993. С. 263–264, 275.

8. Шорников И.П. Провокатор П.А. Крушеван и публикация «Протоколов сионских мудрецов» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. 2011. № 7(102). Вып. 18.

9. Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов: фальшивка и её использование. Т. 1. М., 2011. С. 8.
3 Между тем в последнее время появились работы, в которых убедительно показано, что первые заявления о причастности Рачковского к появлению «Протоколов», сделанные кн. Е. Радзивилл и гр. А. дю-Шайла, нельзя считать достоверными – биографии этих деятелей не только экстравагантны, но и полны различных подлогов и мистификаций10. 10. Микелис Ч., де. «Протоколы сионских мудрецов». Несуществующий манускрипт, или подлог века. Минск, 2006. С. 48–52; Hagemeister М. The Protocols of the Elders of Zion: Between History and Fiction // New German Critique. Vol. 35. 2008. № 1(103). S. 83–95; Hagemeister М. Russian Émigrés in the Bern Trial of the «Protocols of the Elders of Zion» (1933–1935) // Cahiers Parisiens / Parisian Notebooks Vol. 5. 2009. P. 375–391; Hagemeister М. The Protocols of the Elders of Zion in Court. The Bern trials, 1933–1937 // The Global Impact of The Protocols of the Elders of Zion: A Century-Old Myth. L.; N.Y., 2011. P. 241–253; Hagemeister М. «Alles nur Betrug und Lüge»? Fakten und Fiktionen im Leben der Catherine Radziwill // Kulturelle Grenzgänge. Festschrift für Christa Ebert zum 65. Geburtstag. Berlin, 2012. S. 289–300; Hagemeister М. Die «Protokolle der Weisen von Zion» vor Gericht. Der Berner Prozess 1933–1937 und die «antisemitische Internationale». Zürich, 2017; Хагемейстер М. В поисках свидетельств о происхождении «Протоколов сионских мудрецов»: издание, исчезнувшее из Ленинской библиотеки // Новое литературное обозрение. 2009. № 96; Баран Х. О ранней публицистике А.М. дю-Шайла. Контексты «Протоколов Сионских мудрецов» // «И время, и место»: историко-филологический сборник к 60-летию А.Л. Осповата. М., 2008; Баран Х., Зубарев Д., Аронов Л. Княгиня Екатерина Радзивилл и «Протоколы сионских мудрецов»: мистификация как образ жизни // Новое литературное обозрение. 2009. № 96; Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. Между «делом Дрейфуса» и Папюсом: В.В. Муравьев-Амурский и Франция // Россия и Франция XVIII–ХХ вв. Лотмановские чтения. М., 2013. С. 255–256.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2065

Оценка читателей: голосов 0

1. Милюков П.Н. Правда о сионских протоколах. Литературный подлог. Париж, 1922; Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов (История одного подлога). Берлин, 1923; Бурцев В.Л. Протоколы сионских мудрецов: доказанный подлог. Париж, 1938; Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX–ХХ вв. М., 1993; Будницкий О.В. С.Г. Сватиков и его борьба на «еврейском фронте» // Евреи и русская революция. М., 1999. С. 24–26.

2. Бурцев В.Л. Указ. соч.

3. Cohn N. Warrant for Genocide. The Myth of the Jewish world-Conspirace and the Protocols of the Elders of Zion. L., 1967. Русский перевод: Кон Н. Благословление на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М., 1990.

4. Nora P. 1898. Le thème du complot et la définition de l’identité juive // Pour Léon Poliakov. Le racisme, mythes et sciences. Bruxelles, 1981. P. 157–165.

5. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб., 2003; Эко У. Маятник Фуко. СПб., 2006.

6. Брачев В.С. Мастера политического сыска дореволюционной России. СПб, 1998. С. 21–23.

7. Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка 16. Политический сыск при царях. М., 1993. С. 263–264, 275.

8. Шорников И.П. Провокатор П.А. Крушеван и публикация «Протоколов сионских мудрецов» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. 2011. № 7(102). Вып. 18.

9. Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов: фальшивка и её использование. Т. 1. М., 2011. С. 8.

10. Микелис Ч., де. «Протоколы сионских мудрецов». Несуществующий манускрипт, или подлог века. Минск, 2006. С. 48–52; Hagemeister М. The Protocols of the Elders of Zion: Between History and Fiction // New German Critique. Vol. 35. 2008. № 1(103). S. 83–95; Hagemeister М. Russian Émigrés in the Bern Trial of the «Protocols of the Elders of Zion» (1933–1935) // Cahiers Parisiens / Parisian Notebooks Vol. 5. 2009. P. 375–391; Hagemeister М. The Protocols of the Elders of Zion in Court. The Bern trials, 1933–1937 // The Global Impact of The Protocols of the Elders of Zion: A Century-Old Myth. L.; N.Y., 2011. P. 241–253; Hagemeister М. «Alles nur Betrug und Lüge»? Fakten und Fiktionen im Leben der Catherine Radziwill // Kulturelle Grenzgänge. Festschrift für Christa Ebert zum 65. Geburtstag. Berlin, 2012. S. 289–300; Hagemeister М. Die «Protokolle der Weisen von Zion» vor Gericht. Der Berner Prozess 1933–1937 und die «antisemitische Internationale». Zürich, 2017; Хагемейстер М. В поисках свидетельств о происхождении «Протоколов сионских мудрецов»: издание, исчезнувшее из Ленинской библиотеки // Новое литературное обозрение. 2009. № 96; Баран Х. О ранней публицистике А.М. дю-Шайла. Контексты «Протоколов Сионских мудрецов» // «И время, и место»: историко-филологический сборник к 60-летию А.Л. Осповата. М., 2008; Баран Х., Зубарев Д., Аронов Л. Княгиня Екатерина Радзивилл и «Протоколы сионских мудрецов»: мистификация как образ жизни // Новое литературное обозрение. 2009. № 96; Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. Между «делом Дрейфуса» и Папюсом: В.В. Муравьев-Амурский и Франция // Россия и Франция XVIII–ХХ вв. Лотмановские чтения. М., 2013. С. 255–256.

11. Наиболее известны его работы: Сватиков С.Г. Общественное движение в России. Ростов н/Д, 1905; Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549–1917). Белград, 1924; Сватиков С.Г. Россия и Сибирь. К истории сибирского областничества в XIX в. Прага, 1930.

12. ГА РФ, ф. 1652, оп. 1, д. 2.

13. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов по материалам официального следствия 1917 года / Публ. О.В. Будницкого // Евреи и русская революция. С. 163–230. Рукопись находится в Собрании Б.И. Николаевского в архиве Гуверовского института (Box 20, folder 1).

14. В 1999 г. петербургский историк М.П. Лепёхин объявил в ряде французских изданий о будто бы найденных им в бумагах Бинта документальных свидетельствах написания «Протоколов» Головинским (Conan É. L’origine des Protocoles des sages de Sion // L’Express. 1999. 16 novembre). Но ни он, ни другие исследователи, упоминающие про «свидетельство Бинта», так и не разъяснили, о каких собственно материалах идёт речь и где именно они обнаружены и находятся. Подробнее см.: Hagemeister М. The Protocols of the Elders of Zion… S. 83–95.

15. Кон Н. Благословление на геноцид… С. 33–40; Будницкий О.В. С.Г. Сватиков и его борьба… С. 26; Маркедонов С.М. С.Г. Сватиков – историк и общественный деятель. Ростов н/Д, 1999; Zuckerman Fr.S. The Tsarist Secret Police Abroad: Policing Europe in a Modernising World. N.Y., 2003. P. 125–150; Рейтблат А.И. Нилус и «Протоколы сионских мудрецов» (обзор публикаций последних лет) // Новое литературное обозрение. 2006. № 78. При этом крупнейший исследователь истории политической полиции России З.И. Перегудова осторожно и корректно отмечает, что Рачковский был «среди инициаторов создания фальшивки» только «по одной из версий» (Большая российская энциклопедия. Т. 28. М., 2015), а американский историк Дж. Дейли, автор двух монографий по истории политической полиции Российской империи (Daly J. Autocracy under Siege. DeKalb, 1998; Daly J. The Watchful State. DeKalb, 2004), высказывая сомнение в причастности Рачковского к созданию «Протоколов», рассматривает утверждения Сватикова и показания Бинта лишь как факт историографии (см.: Спиридович А.И. Охрана и антисемитизм в дореволюционной России / Публ. Дж. Дейли // Вопросы истории. 2003. № 8. С. 3–6).

16. Спиридович А.И. Охрана и антисемитизм… С. 28. Версию Сватикова пытался опровергнуть и О.Ф. Платонов, однако его работа носит скорее публицистический (и крайне идеологизированный) характер и к тому же содержит многочисленные ошибки, демонстрирующие слабое знакомство с историей дореволюционного политического сыска (Платонов О.Ф. Загадка сионских протоколов. М., 1999).

17. Микелис Ч., де. Указ. соч. С. 48 (сноска 48), 163–165.

18. Варшавское слово. 1920. 17 июля. Цит. по: Микелис Ч., де. Указ. соч. С. 163–164.

19. Rollin H. L’Apocalypse de notre temps. P., 1991. P. 453. Цит. по: Микелис Ч., де. Указ. соч. С. 163. Текст этого доклада в архивах пока не обнаружен.

20. Правда о «Сионских протоколах» (Беседы с княгинею Радзивилл и с г-жею Генриеттою Херблет) // Еврейская трибуна. 1921. 1 апреля. № 66. С. 1–3. Газета «Еврейская трибуна» выходила также на французском языке («La Tribune Juive»).

21. См., в частности: Баран Х., ЗубаКнягиня Екатерина Радзивилл… С. 93–100; Hagemeister М. «Alles nur Betrug und Lüge»… S. 289–300.

22. Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. Княгиня Екатерина Радзивилл… С. 83–84.

23. Об этом писали в периодической печати после смерти П.И. Рачковского в октябре 1910 г. Подборку статей, составленную в Департаменте полиции, см.: ГА РФ, ф. 102, оп. 316, ОО, 1 отделение, д. 2586, л. 23–36. В эмиграции в 1920-е гг. эти сюжеты продолжали обсуждаться: Там же, ф. 1723, оп. 1, д. 93, л. 65; д. 265.

24. Бурцев В. «Сионские протоколы» // Общее дело. 1921. 14 апреля. № 273. С. 2.

25. Поляков-Литовцев С. Протоколы «сионских мудрецов» // Последние новости. 1921. 16 апреля. № 304. С. 2. О «Протоколах» Поляков писал и ранее. См., в частности: Поляков С. «Таймс» и сионистские протоколы // La Tribune Juive. 1920. 21 марта.

26. О нём см: Hagemeister М. Der Mythos der «Protokolle der Weisen von Zion» // Vor-schworungstheorien: Anthropologische Konstanten – historische Varianten. Osnabrück, 2001; Баран Х. О ранней публицистике А.М. дю-Шайла...

27. Дю-Шайла А С.А. Нилус и «Сионские протоколы» // Последние новости (Париж). 1921. 12 мая. № 326. С. 2–3; 13 мая. № 327. С. 2–3; Дю-Шайла А. Воспоминания о С.А. Нилусе и Сионских Протоколах (1909–1920) // Еврейская трибуна. 1921. 14 мая. № 72. C. 1–7.

28. Поляков-Литовцев С. Без названия // Последние новости. 1921. 18 мая. С. 2.

29. Аронов Л., Баран Х., Зубарев Д. Между «делом Дрейфуса» и Папюсом… С. 255–256.

30. Л.Б. Большевики и евреи // Общее дело. 1921. 19 июня. № 338. С. 2.

31. О службе Сватикова в Особом совещании при главнокомандующем Добровольческой армии см.: ГА РФ, ф. Р-324, оп. 1, д. 31.

32. Там же, ф. 1723, оп. 1, д. 298, л. 2.

33. Там же, д. 126, 298.

34. Сватиков С. Рачковский и его подлоги // Общее дело. 1921. № 393. С. 2. 26 августа 1921 г. эта статья была перепечатана в «Еврейской трибуне» (№ 87).

35. Сионские протоколы // Последние новости. 1921. 20 августа. № 412. С. 1.

36. Даже Бурцев, несмотря на высказанные в статье 14 апреля 1921 г. замечания, позднее демонстрировал полное доверие к этим «свидетельствам» и на Бернском процессе, и в книге «Протоколы сионских мудрецов: доказанный подлог».

37. Милюков П.Н. Указ. соч. С. 3.

38. Делевский Ю. Указ. соч. С. 96, 98.

39. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 163–230.

40. О Бернском процессе см.: Хагемейстер М. В поисках свидетельств…; Hagemeister М. Russian Émigrés in the Bern Trial… S. 375–391; Hagemeister М. Die «Protokolle der Weisen von Zion» vor Gericht…

41. Будницкий О.В. С.Г. Сватиков и его борьба… С. 24, 27.

42. Переписка по этому поводу опубликована: Платонов О.Ф. Загадка сионских протоколов. С. 391–395.

43. Как любезно сообщил М. Хагемейстер, немецкий перевод рукописи Сватикова хранится в Архиве современной истории в Цюрихе.

44. Будницкий О.В. С.Г. Сватиков и его борьба... С. 26.

45. Разные варианты итогового отчёта Сватикова Временному правительству см.: ГА РФ, ф. Р-324, оп. 1, д. 1, 2; оп. 2, д. 46; ф. 1653, оп. 1, д. 2. См. также: Агафонов В.К. Заграничная охранка (Составлено по секретным документам Заграничной агентуры и Департамента полиции). С приложением очерка «Евно Азеф» и списка секретных сотрудников Заграничной агентуры. [Пг.], 1918.

46. Перегудова З.И. Политический сыск России. 1880–1917. М., 2013. С. 155–182.

47. Там же; Агафонов В.К. Указ. соч. С. 109 – 121.

48. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 205 – 206.

49. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 166–167.

50. Так, в январе 1886 г. Рачковский предлагал Департаменту полиции выплатить нескольким филёрам дополнительное вознаграждение за хорошую службу. Бинта в этом списке нет (ГА РФ, ф. 102, 1886 г., 3-е делопроизводство, оп. 82, д. 93, л. 39–40).

51. Об этом свидетельствовали, в частности, периодические ревизии, проводившиеся Департаментом полиции. См.: Агафонов В.К. Указ. соч. С. 28–31.

52. ГА РФ, ф. 509, оп. 1, д. 10, л. 90–181; д. 14, л. 2, 25, 45.

53. Между Гартингом и Бинтом произошёл конфликт, и в марте 1908 г. руководителем филёрской службы был назначен другой француз – Биттар-Монен (ГА РФ, ф. 10003, оп. 1, д. 11, л. 11–19, 96).

54. ГА РФ, ф. 508, оп. 1, д. 36, л. 59.

55. См., например: Там же, ф. 509, оп. 1, д. 18, л. 3, 8.

56. Сватиков С.Г. Русский политический сыск за границей. Ростов н/Д, 1918. С. 6. См. также отчёт Сватикова Временному правительству «о ликвидации заграничной политической агентуры»: ГА РФ, ф. 1653, оп. 1, д. 2, л. 2. Сватиков различал эти понятия и в 1920-е гг. (См., например: Там же, ф. Р-5802, оп. 1, д. 535, л. 35–37 об.).

57. ГА РФ, ф. 10003, оп. 1, д. 21; ф. Р-324, оп. 1, д. 4; д. 1, 2; оп. 2, д. 46; ф. 1653, оп. 1, д. 2; ф. 508, оп. 1, д. 36.

58. Там же, ф. 10003, оп. 1, д.21, л. 185–187, 201–207; ф. Р-324, оп. 1, д. 4, л. 47–50; ф. 508, оп. 1, д. 36, л. 59–59 об.; ф. 509, оп. 1, д. 34, л. 1–14.

59. Там же, ф. Р-324, оп. 1, д. 4, л. 47.

60. Там же, ф. 509, оп. 1, д. 34, л. 2, 4–5.

61. Там же, л. 11–17.

62. Агафонов В.К. Указ. соч. С. 8–9. Сватиков и Агафонов познакомились летом 1917 г. в Париже, их переписку см.: ГА РФ, ф. 508, оп. 1, д. 87, 93; ф. 6093, оп. 1, д. 7, л. 2–3, 4; д. 10.

63. Разные варианты отчёта Сватикова Временному правительству об их занятиях см.: ГА РФ, ф. Р-324, оп. 1, д. 1, 2; оп. 2, д. 46; ф. 1653, оп. 1, д. 2.

64. Тексты допросов см.: Там же, ф. 508, оп. 1, д. 36.

65. Там же, ф. Р-324, оп. 1, д. 1, 2; ф. 1653, оп. 1, д. 4.

66. Нет их и в черновых списках секретной агентуры, которые большевики начали составлять в 1919 г. (ГА РФ, ф. 4888, оп. 7, д. 183–187, 192, 193), а также в картотеке агентов, составленной в СССР в 1920-е гг . после фронтального просмотра архива Департамента полиции и охватившей 22 тыс. человек (ГА РФ. Картотека секретных сотрудников). Когану-Семёнову посвящён небольшой фрагмент рукописи: Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 179–181.

67. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 212.

68. Письмо Г. Бинта С. Сватикову от 13 октября 1926 года // Евреи и русская революция. С. 213.

69. С 1924 г. Сватиков был представителем РЗИА в Париже. См.: Маркедонов С.М. С.Г. Сватиков – историк и общественный деятель. С. 87.

70. ГА РФ, ф. Р-5917, оп. 1, д. 41, л. 124.

71. М. Хагемейстер также полагает, что этот разговор состоялся в 1921 г.: Hagemeister М. Die «Protokolle der Weisen von Zion» vor Gericht… Р. 477.

72. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 183, 184, 195.

73. Там же. С. 199–200.

74. см.: ГА РФ, ф. 508, оп. 1, д. 36, л. 3–45.

75. Бинта спрашивали лишь о том, не являлся ли секретным сотрудником бывший секретарь Бурцева В.Л. Родштейн, но сведения, сообщённые Бинтом, были настолько путаными, что вызвали сомнение даже у Сватикова (ГА РФ, ф. 10003, оп. 1, д. 21, л. 185, 187–188, 193, 194, 201–203).

76. ГА РФ, ф. 509, оп. 1, д. 34, л. 2.

77. Письма Б.И. Николаевского, через которого шёл заказ рукописи, и И.М. Чериковера по этому поводу цитирует О.Ф. Платонов (Платонов О.Ф. Загадки сионских протоколов. С. 391–395).

78. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 166.

79. Письмо Г. Бинта С. Сватикову от 13 октября 1926 года // Евреи и русская революция. С. 213.

80. Там же. С. 213–214.

81. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 205, 206.

82. ГА РФ, ф. Р-5962, оп. 1, д. 18, л. 238.

83. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 202, 210.

84. Там же. С. 166, 201–202.

85. Там же. С. 201–202.

86. Там же. С. 210.

87. Там же. С. 202.

88. Там же.

89. Там же. С. 203. Все кавычки и скобки – в тексте рукописи.

90. Там же. С. 206.

91. ГА РФ, ф. 102, 1886 г., 3-е делопроизводство, оп. 82, д. 93, л. 133–135.

92. Дату смерти Милевского можно установить из письма Гартинга, направленного 1(14) сентября 1905 г. в Департамент полиции. В нём, в частности, сообщалось, что «помимо всех перечисленных расходов Ратаев до сентября минувшего года платил ныне умершему Милевскому жалованье в 1 250 франков в месяц…, и по смерти Милевского продолжал выдавать его вдове по 1 000 франков в месяц до минувшего января месяца (т.е. до января 1905 г. – Л.Б.)». См.: ГА РФ, ф. 10003, оп. 1, д. 11, л. 16.

93. О появлении П.И. Рачковского в Департаменте полиции в 1905 г. см.: Перегудова З.И. Политический сыск России… С. 84.

94. См., например, письмо Лопухина Мануйлову: ГА РФ, ф. 102, оп. 314, д. 26, л. 140.

95. См.: Там же, л. 167, 169.

96. Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 203, 210.

97. Там же. С. 209. Имеется в виду монография: Тагер А.С. Царская Россия и дело Бейлиса. М., 1933. Российский и советский адвокат и правовед А.С. Тагер участвовал в поиске материалов о происхождении «Протоколов» в дореволюционных архивах в период подготовки Бернского процесса.

98. ГА РФ, ф. 102, оп. 316, ОО-1, 1912, д. 239. Кстати, «Переписка о приобретении еврейской священной книги “Каballa babel”» доказывает прямое участие Белецкого в «деле Бейлиса» на стороне обвинения.

99. ГА РФ, ф. 102, оп. 316, ОО-1, 1912, д. 239, л. 2; Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 201.

100. ГА РФ, ф. 102, оп. 316, ОО-1, 1912, д. 239, л. 22, 32; Сватиков С.Г. Создание сионских протоколов… С. 202.

101. ГА РФ, ф. 4888, оп. 1, д. 30, л. 15 об.

102. Hagemeister М. Die «Protokolle der Weisen von Zion» vor Gericht… Р. 481.

103. Подробнее см.: Маркедонов С.М. С.Г. Сватиков – историк и общественный деятель.

104. Об этой атмосфере подробнее см.: ГА РФ, ф. 508, оп. 1, д. 36, л. 54; ф. 1653, оп. 1, д. 1.

105. См., например, итоговый отчёт Сватикова Временному правительству: ГА РФ, ф. 1653, оп. 1, д. 2, л. 2–29.

106. Это резко выразилось в его конфликте в августе 1917 г. с бывшим личным секретарём Бурцева В.Л. Родштейном. См.: ГА РФ, ф. 10003, оп. 1, д. 361, л. 40; ф. 10003, оп. 1, д. 21, без номера листа. Протокол допроса № 3, № 8, л. 156, 185–209.

107. Маркедонов С.М. С.Г. Сватиков – историк и общественный деятель. С. 62.

108. ГА РФ, ф. 1653, оп. 1, д. 2, л. 31–32.

109. Там же, ф. Р-5802, оп. 1, д. 535, л. 35–37 об.

110. См., например, заявление Сватикова о «провокаторстве» Е.П. Когана-Семёнова: ГА РФ, ф. Р-5802, оп. 1, д. 535, л. 35–37 об. Весьма характеристична и история обвинения в провокаторстве эсера Г.П. Хавкина в 1930–1931 гг.: Там же, ф. Р-6093, оп. 1, д. 1–12.

111. Так, обосновывая «предательство» Семёнова-Когана, Бурцев писал, что этот факт ему подтвердили на совместной встрече летом 1918 г. Белецкий и Манасевич-Мануйлов (ГА РФ, ф. 10003, оп. 17, коробка 1, папка 17, л. 1–12). Однако летом 1918 г. Бурцев уже несколько месяцев жил в Париже, Белецкий после Февральской революции непрерывно оставался под арестом и находился в Петропавловской крепости, а Мануйлова к тому времени большевики успели расстрелять.

112. Микелис Ч., де. Указ. соч. С. 103.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх