Moscow Merchants of Gypsy Origin in the late 18th – early 19th Century

 
PIIS086956870000137-1-1
DOI10.31857/S086956870000137-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute of Russian History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
Edition
Pages121-127
Abstract

  

Keywords
Received03.10.2018
Publication date03.10.2018
Number of characters21342
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Среди дискуссионных и малоизученных вопросов истории цыганского этноса один касается времени их появления в России и в Москве1 . Н.Г. Деметер считает, что цыгане поселились в России в середине XVII в. с присоединением Левобережной Украины2 . Первые указы о цыганах в российском законодательстве были приняты в 1733 г. Они касались тех из них, кто проживал в Малороссии на территории Сумского и Ахтырского дистриктов3 . Сенатский указ от 4 ноября 1784 г. предписывал Казённой палате Московской губ. «снабдить хлебом и скотом» цыган, поселившихся в Подмосковье4 . Поселению цыган в Москве и в Подмосковье посвящена статья Л.Н. Черенкова. Исследователь ведёт отсчёт проживания цыган в Москве с 1807 г., а первым московским цыганом считает бывшего крепостного графа А.Г. Орлова-Чесменского из подмосковного села Пушкино Ивана Трофимовича Соколова. В имении графа с 1774 г. действовал организованный им цыганский хор, участники которого позднее получили вольную, переселились в Москву и были приписаны к мещанскому сословию. В статье указаны данные о местах их проживания – район современных улиц Большой и Малой Грузинских, Зоологической и Красина5 .

1 Бессонов Н. Миф о том, будто цыгане живут в России 500 лет (URL: http://gypsy-life.net›mif-20. htm); Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990; Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган – новый взгляд. Воронеж, 2000; Therenkov L., Laedrich S. The Rroma. Vol. 1, 2. Basel, 2004; Ильинский А.М. Цыгане: триста лет в России. Очерки, воспоминания, цыганско-русский словарь. М., 2006; Бугай Н.Ф. Цыгане России. Общество, адаптация, консенсус (1900–2010). М., 2012. 2 Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган... C. 187. 3 ПСЗ-I. Т. 9. No 6430, 6454. 4 ПСЗ-I. Т. 22. No 16088. 5 Черенков Л.Н. Цыгане Москвы и Подмосковья (URL: http://gypsylife.net/history26.htm).
2

Сохранившиеся архивные источники, однако, позволяют утверждать, что ак- тивный приток цыганских семей в Москву начался уже с конца 1780-х гг. Со- ответствующая информация содержится в делах фонда Городового магистрата (ЦГА Москвы). В 1788 г. в московское купечество и мещанство вступили три цыганских семьи: Ивана Петрова (девять человек мужского пола) из приписных крестьян с. Крюково экономической Венюковской волости Подольской округи; Ивана Мартынова (21 человек) – из государственных крестьян, приписных к с. Пушкино Богородской округи; Трофима Григорьева (пять человек), приписные к д. Вантеихе экономической Пушкинской волости Богородской округи6 . Женщины в делах не упомянуты, поэтому в действительности численность семей могла быть вдвое большей. Лицу, вступавшему в число регулярных горожан, следовало заручиться свидетельством нескольких московских горожан в отсутствии штрафов и подозрений. Во всех трёх случаях поручителями цыган выступили коренные московские купцы.

6 ЦГА Москвы, ф. 32, оп. 3, д. 3130, 3170, 3204.
3

В 1793 г. в купечество Садовой Большой слободы записали вместе с семьями цыган А. Григорьева и И. Степанова, ранее состоявших в услужении у графа С.А. Шереметева. Они не были крепостными, поскольку закрепительные бумаги на них отсутствовали, и в подушный оклад их не положили. Оба цыгана назвали себя православными. Проживая в Москве с 1792 г., они исповедовались в церкви Вознесения за Серпуховскими воротами, при этом имени священника не знали. Последняя деталь, возможно, отражает очень формальное их отношение к вопросам веры. Из ответов на опрос в Московской нижней расправе можно заключить, что они родились в Российской империи, проживали в разных местах, за пять лет до вступления в московское купечество были приписаны к графу Шереметеву, от которого получали ежегодно письменные виды для участия в ярмарках. Затем А. Григорьев с семьей был приписан к семейству своего отца – московского купца Г. Морозова. Дело о записи в купечество последнего пока не обнаружено. Среди поручителей фигурируют исключительно купцы 3-й гильдии Садовой Большой слободы цыганского происхождения (как уже упомянутые И. Яковлев и братья П. и В. Семёновы, так и те, о ком сведения появляются впервые – Пётр Яковлев, Степан Иванов, Алексей Васильев и Никита Осипов Солдатов). Грамотой владел только Павел Семёнов – лишь он смог собственноручно расписаться в документе7

7 Там же, д. 6955, л. 5. 

views: 1306

Readers community rating: votes 0

1. Bessonov N. Mif o tom, budto tsygane zhivut v Rossii 500 let (URL: http://gypsy-life.net›mif-20.htm).

2. Druts E., Gessler A. Tsygane. M., 1990.

3. Demeter N., Bessonov N., Kutenkov V. Istoriya tsygan – novyj vzglyad. Voronezh, 2000.

4. Therenkov L., Laedrich S. The Rroma. Vol. 1, 2. Basel, 2004.

5. Il'inskij A.M. Tsygane: trista let v Rossii. Ocherki, vospominaniya, tsygansko-russkij slovar'. M., 2006.

6. Bugaj N.F. Tsygane Rossii. Obschestvo, adaptatsiya, konsensus (1900–2010). M., 2012.

7. Demeter N., Bessonov N., Kutenkov V. Istoriya tsygan... C. 187.

8. Cherenkov L.N. Tsygane Moskvy i Podmoskov'ya (URL: http://gypsylife.net/history26.htm).

9. Kapital'nye knigi Moskovskogo kupecheskogo obschestva // Moskovskoe kupecheskoe obschestvo. T. 1–4 (1788–1797 gg.). M., 1912.

10. Materialy po istorii moskovskogo kupechestva. T. 5. M., 1887. S. 104–106, 107, 109.

Система Orphus

Loading...
Up