Переориентация экономики региона Ганьсу в рамках реализации проекта «Один пояс — Один путь»

 
Код статьиS221979310030191-3-1
DOI10.37490/S221979310030191-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат географических наук, доцент; старший научный сотрудник
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт проблем региональной экономики РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: преподаватель
Аффилиация: Ганьсуский университет политических наук и права
Адрес: Китай, Ланьчжоу
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем региональной экономики Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 20. №2/2024
Страницы26-41
Аннотация

Статья выполнена международной группой на основе междисциплинарного подхода. В ней использована китайская статистика. До сих наблюдается дефицит, связанный с выявлением эффектов для регионов КНР и России от проекта «Один пояс — один путь». Поэтому углублённый разбор эффектов для провинции Ганьсу восполнит возникающий дефицит. Производство является традиционной отраслью для Ганьсу, но из-за ограничений научно-технического уровня и технологий модернизации развитие промышленности шло относительно медленными темпами, было мало ориентированно на экспорт. С 2012 г. промышленность региона демонстрирует позитивные результаты в модернизации традиционных отраслей, ускорении новых отраслей, расширении инновационного потенциала, переориентации на «зелёный переход». Традиционные отрасли пока остаются базовыми для развивающихся высоко дифференцированных внешнеэкономических связей, в т. ч. экспорта провинции Ганьсу, при этом создаётся задел для развития связей. В последние годы возрастает экспорт из Ганьсу в регионы стран, по которым проходят маршруты инициативы «Один пояс, один путь», в т. ч. в регионы Российской Федерации. Но экономическое сотрудничество России и КНР нуждается в дальнейшем углублении на региональном уровне, в т. ч. за счёт таких регионов, как Ганьсу, не имеющих непосредственной границы с Россией, но радикально улучивших своё геоэкономическое положение. Это сотрудничество внесёт значимый вклад в трансформацию экспортно-ориентированных отраслей экономики Ганьсу. Но при этом важно находить оптимальные направления, пути и способы осуществления такой трансформации.

Ключевые словаОдин пояс — Один путь, Ганьсу, КНР, Россия, внешнеэкономические связи, переориентация
Источник финансированияИсследовательская работа выполнена в рамках следующего проекта: Департамент образования провинции Ганьсу: Проект инновационного фонда 2023 В-125 «Исследования по развитию экспортно-ориентированных отраслей в Ганьсу в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Получено04.03.2024
Дата публикации25.06.2024
Кол-во символов27291
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение и контекстное определение проблемной области. Проект «Один пояс — один путь» был предложен Председателем КНР Си Цзиньпином ещё в 2013 г.1 и имеет несколько географических масштабов реализации глобальный, макрорегиональный, региональный и локальный. Глобальная модель предусматривала объединение сухопутных и морских торговых путей, с целью быстрой, дешёвой и безопасной доставки товаров из КНР в страны АСЕАН, Африки, на Ближний Восток, в Европу и обратно. Предлагалось инкорпорировать два проекта — «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века». Они открывают новые возможности и обуславливают определённые вызовы для экономического и промышленного развития провинции Ганьсу (КНР), что ставит перед исследователями цель поиска конкурентоспособной модели трансформации экспортно-ориентированных производств выбранного региона в ходе развития китайско-российского сотрудничества в рамках реализации проекта «Один пояс один путь».

1. «Один пояс — один путь»: что нужно знать о проекте. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 18.11.2024).
2

Согласимся с тем, что российско-китайское стратегическое сотрудничество не имеет аналогов в мировой практике, оно реализуется по модели «отношений великих держав нового типа», которое отвечает всем современным международным реалиям [12]. Для России такое стратегическое взаимодействие с КНР позволяет усиливать её международное влияние и развивать по многим направлениям её экономическое сотрудничество с другими странами, а также предоставляет ей возможности, что крайне важно, использовать китайские капиталы и инвестиции для того, чтобы модернизировать свою экономику и свои технологии, особенно в восточных регионах Российской Федерации. В последние годы к тематике «Один пояс Один путь» прикован большой интерес российских и китайских авторов ([2–4; 8–11; 13–20]), что определяется ростом китайско-российских отношений, которые в целом сохраняют успешную динамику своего качественного и количественного развития. Так даже в сложнейших, по понятным причинам, условиях последних лет объёмы товарооборота между Россией и Китаем возрастали (рис. 1) [1]. А двусторонний товарооборот по итогам 2022 г. составил рекордные 190,3 млрд долл. США, увеличившись за год более чем на 29 %.

3
Рисунок4_(1)

Рис. 1. Внешняя торговля между Россией и Китаем в 2011–2021 гг. (млрд долларов США) Fig. 1. Foreign trade between Russia and China in 2011–2021 (billion US dollars)

4 В 2014 г. было подписано соглашение о создании Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству на уровне правительств двух стран. В 2015 г. был утверждён перечень, состоящий из 58 совместных инвестиционных проектов общей стоимостью около 20 млрд долл. США, а в 2021 г. он был скорректирован и включал уже 68 проектов на общую сумму 112 млрд долл. США. К числу успешных проектов в России можно отнести следующие: завод по производству бытовой техники в г. Набережные Челны; завод по производству автомобилей «Great Wall» под маркой «HAVAL» в Тульской области; совместное производство двигателей «КАМАЗ» и «WEICHAI» в Ярославской области; российско-китайский агрохолдинг на Дальнем Востоке; комплекс по производству полиэтилена в г. Свободный; терминально-логистический комплекс «Белый Раст» в Московской области; комплекс по производству аммиака в Тульской области.

всего просмотров: 17

Оценка читателей: голосов 0

1. Брагин Д. А. Перспективы российско-китайских экономических отношений в условиях трансформации мировой экономики // Всероссийский журнал Вестник Академии знаний. № 50 (3). 2022. С. 77–84.

2. Ду Дэбинь, Ма Яхуа «Один пояс, Один путь»: Геополитическая стратегия возрождения китайского народа (杜 德斌,马亚华. “一带一路”:中华 民族复兴的地缘大战略) // Geographical Research. 2015. № 6 (34).

3. Зотова М. В., Колосов В. А. Российско-китайские взаимодействия в контексте инициативы «Один пояс — Один путь»: дискурсивный анализ // География и природные ресурсы. 2019. № 4 (158). С. 13–21.

4. Ижу Л., Авдокушин Е. Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 — стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики. 2019. № 13 (1). С. 67–76. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-1-67-76.

5. Клименко А. С., Филенко Д. А. Развитие экономических отношений России и Китая посредством внешнего транспортного сообщения // Modern Science. 2022. № 5–1. С. 45–48.

6. Луконин С. А. Россия и Китай: пределы сотрудничества // Труды ВЭО России. Т. 220. 2019. С. 71–82.

7. Луконин С. А., Вахрушин И. В. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество на фоне антироссийских санкций // Россия и АТР, № 1. 2023. С. 160–180.

8. Луконин С. А., Новичкова М. Н. Зачем Китаю «Один пояс, Один путь» и почему китайская инициатива наказуема? // Федерализм. 2019. № 1. С. 147–160. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2019-1-147-160.

9. Лю Я. Энергетическое сотрудничество КНР со странами СНГ в контексте реализации инициативы «Один пояс — Один путь» // Постсоветские исследования. 2022. Т. 5. № 3. С. 263–277.

10. Лю Вэйдун. Содержание и научные вопросы стратегии «Одного пояса, Одного пути» (刘卫东.“ 一带一路” 战略的科学内涵与科学问题) // Progress in Geography. 2015. № 5.

11. Носов М. Г. Россия в контексте китайского проекта «Один пояс — Один путь». Статья первая // Современная Европа. 2020. № 5. С. 33‒45.

12. Рахимов М. А., Парамонов В. В. Сравнение экономических отношений России и Китая со странами Центральной Азии // Россия и мир: научный диалог. 2021. Т. 1. № 1. С. 52–66.

13. Ткачев Е. В. Особенности развития агломераций Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6. С. 177–180.

14. Хейфец Б. А. Северный морской путь — новый транзитный маршрут «Одного пояса — Одного пути» // Международная жизнь. 2018. № 7. С. 67–87.

15. Хэ М. «Один пояс — один путь»: исторические аспекты развития и регулирования торговли // Международная торговля и торговая политика. 2021. № 7 (3). С. 79–89. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-79-89.

16. Цао Ю., Чжан Д. Аспекты внешнеполитических отношений между Россией и Китаем // Теории и проблемы политических исследований. 2021. Т. 10. № 3–1. С. 70–76.

17. Чу Инь, Гао Юань. Три вопроса позиционирования китайской стратегии «Один пояс, Один путь» (储殷, 高 远. 中国 一带一路 战略定位的三个 问题) // International Economic Review. 2015. № 2.

18. Чубаров И. Г. Пять составляющих внешнеэкономического курса Китая «Один пояс, Один путь» // Международная аналитика. 2018. № 3 (25). С. 45–58.

19. Nedopil C. China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2023 H1 — the first ten years // Green Finance Development Center, FISF Fudan University, Shanghai, July 2023. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.13892.19841.

20. Wang Ya. Suggestions for countermeasures to promote the construction of a “Belt and Road” foreign exchange centre in the Chengdu-Chongqing region // Россия в глобальном мире. 2023. № 26–1 (49). С. 83–95.

Авторы (Авторы.docx, 15 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх