Конфессиональные контактные зоны Российской империи в разрезе уездов и округов по итогам переписи 1897 года

 
Код статьиS221979310029977-7-1
DOI10.37490/S221979310029977-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: преподаватель Института среднего профессионального образования
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: младший научный сотрудник, аспирант кафедры географии
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 20. №1/2024
Страницы91-106
Аннотация

Первая всеобщая перепись населения 1897 г. является главным источником информации о структуре населения Российской империи на рубеже XIX–XX вв., включая и конфессиональный состав населения. При этом статистика по итогам переписи позволяет осуществить картографический анализ конфессиональной структуры населения не только на уровне губерний и областей, но на низовом административном уровне (уездов и округов). Целью исследования является оценка неоднородности конфессиональной структуры населения Российской империи на уровне уездов и округов по итогам переписи населения 1897 г. Для этого использован картографический метод исследования. В качестве показателя, позволяющего разделить моноконфессиональные и поликонфессиональные территории, и выделить контактные зоны между ареалами распространения основных религий государства (христианство, ислам и буддизм), использован индекс религиозной мозаичности. Регионы со смешанным конфессиональном составом населения без сильного преобладания какой-либо одной религии (конфессиональные контактные зоны) наблюдались преимущественно в приграничных территориях Российской империи, особенно в её западной и южной частях. Центр и север европейской части страны, где доминировало православное население, представляли собой моноконфессиональное (православное) «ядро».

Ключевые словавероисповедания, конфессиональный состав, индекс религиозной мозаичности, контактная зона, моноконфессиональность, поликонфессиональность
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта № 23-17-00005 «Этноконтактные зоны на постсоветском пространстве: генезис, типология, конфликтогенность».
Получено13.02.2024
Дата публикации28.03.2024
Кол-во символов18253
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. достаточно часто вовлекаются в научный оборот в качестве основного источника по изучению разных составляющих структуры населения государства на рубеже XIX–XX вв. В частности, это касается и вопроса анализа конфессиональной структуры населения. Однако перепись 1897 г. проводилась не на всей территории Российской империи. Переписью не были охвачены Великое княжество Финляндское и Бухарский эмират. В первом случае это была территория компактного проживания протестантского (лютеранского) населения, во втором — мусульманского. Тем не менее, данная перепись населения оказалась единственной, когда проводился единовременный учёт религиозного состава населения как на уровне губерний и областей, так и на уровне уездов, что предоставляет возможность картографического анализа на уровне низовых единиц административно-территориального деления того времени.
2 Цель исследования оценить с помощью картографического метода неоднородность конфессиональной структуры населения Российской империи на уровне уездов и округов по итогам переписи населения 1897 г.
3 Степень изученности вопроса. В настоящее время достаточно много исследований проводится по изучению конфессионального пространства, но большинство работ такой направленности посвящено не России, а другим странам. Так, много внимания уделяется изучению конфессионального пространства стран Африки [11–13; 36], встречаются работы по исторической географии религий и современной конфессиональной географии таких стран, как Индия [35], Швеция [34], Финляндия [33], Республика Беларусь [24] и др. Кроме того, на уровне мирового конфессионального пространства рассматриваются такие вопросы, как религиозные циклы [6; 8], что требует наличия религиозной статистики за значительный временной интервал.
4 Работы, где рассматривается конфессиональное пространство России, чаще всего имеют историко-географический характер, и опираются на итоги переписей и учётов населения, проведённых в дореволюционный период [14; 22]. Хотя нужно отметить, что при этом предпринимаются попытки сравнения конфессионального пространства России в настоящее и дореволюционное время [20; 28; 29]. Такие исследования проводятся и на уровне отдельных регионов [1; 30; 31; 38].
5 Таким образом, большинство исследователей, изучающих современную конфессиональную географию России, по причине отсутствия вопроса о религиозной принадлежности населения в переписных листах в советское и постсоветское время, вынуждены обращаться к дореволюционной конфессиональной статистике, в первую очередь, полученной благодаря Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
6 Достаточно много исследований, опирающихся на статистику по итогам данной переписи, проведено на уровне отдельных регионов России и стран постсоветского пространства. Это, например, работы, посвящённые формированию конфессионального пространства Крыма [2], Астраханской губернии [25], Саратовского Поволжья [26], Псковской губернии [9; 10] и других, несколько более обширных территорий [18; 19]. Также конфессиональной статистикой по итогам переписи населения 1897 г. оперируют исследователи, изучающие вопросы конфессиональной политики в Российской империи [3; 23; 27; 37].

всего просмотров: 38

Оценка читателей: голосов 0

1. Абросимова И. В. Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области: Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2013, 249 с.

2. Аджиева Л. С., Долецкая С. В., Скрябина Т. О., Мурадасылова Ш. М., Меджитова Р. И. Особенности формирования этноконфессиональной структуры населения Крыма в составе Российской империи // Вопросы истории. 2020. № 4. С. 142–155. https://doi.org/10.31166/Voprosyistorii202004statyi13.

3. Бойцова Е. Е. Политика российской государственной власти по отношению к нехристианским конфессиям на территории Таврической губернии на рубеже XIX — XX веков // Причерноморье. История, политика, культура. 2011. № 6. С. 27–35.

4. Географические границы / под ред. Б. Б. Родомана и Б. М. Эккеля. М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.

5. Горина К. В. Конфессиональное пространство: понятие и его структурные элементы // Система ценностей современного общества. 2012. № 24. С. 8–13.

6. Горохов С. А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: ООО «Издательство “Юнити-Дана”», 2020.235 с.

7. Горохов С. А. Религиозная мозаичность как фактор экономического развития регионов современного мира // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2014. № 4. С. 56–61.

8. Горохов С. А. Циклическое движение религий: от единства к… единству // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 8. С. 811–819. https://doi.org/10.31857/S0869-5873898811-819.

9. Дементьев В. С. Особенности расселения и этноконфессионального состава населения Псковской губернии по материалам переписи 1897 года // Вестник Псковского государственного университета. Серия: естественные и физико-математические науки. 2014. № 5. С. 60–69.

10. Дементьев В. С. Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX — начале XX вв. // Псков. научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. № 45. С. 34–44.

11. Захаров И. А. География религий: трансформация конфессионального пространства Африки. М.: Институт Африки РАН, 2020. 148 с.

12. Захаров И. А. Трансформация конфессионального пространства Африки в XX — начале XXI веков: Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / Институт географии РАН. М., 2019. 168 с.

13. Захаров И. А., Дмитриев Р. В., Горохов С. А. Трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ — начале XXI века // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020. № 3. С. 359–368. https://doi.org/10.31857/S2587556620030127.

14. Кабузан В. М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII — начале XX В. (1719–1917). М.: ИРИ РАН, 2008. 272 с.

15. Кроток Р. Н. Историко-географические подходы к изучению конфессиональных контактных зон // Исторический подход в географии и геоэкологии. Материалы VII Международной научно-образовательной конференции по исторической географии / отв. редактор Л. Б. Вампилова. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2023. С. 720–723.

16. Кроток Р. Н., Теренина Н. К. Динамика контактных зон христианского и нехристианского населения России в XVIII — начале ХХ вв.: картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 3. С. 34–44.

17. Крупник И. И. Этноконтактные зоны в европейской части СССР (вместо предисловия) // Этноконтактные зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения). М.: МФГО, 1989. С. 3–6.

18. Лисовская Т. В. Изменение конфессиональной структуры общества белорусско-прибалтийского региона в начале ХХ века // Белорусский исторический обзор. 2022. № 1 (6). С. 57–65.

19. Манаков А. Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков, 2002. 300 с.

20. Манаков А. Г. Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в XX — начале XXI в. // Географический вестник. 2019. № 2 (49). С. 13–24. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2019-2-13-24.

21. Манаков А. Г., Васильев Н. М., Кондратьева П. А. Этническая неоднородность населения в разрезе уездов и округов Российской империи по итогам переписи 1897 г. // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2023. Т. 16. № 2. С. 23–35.

22. Манаков А. Г., Суворков П. Э. Сдвиги в конфессиональном пространстве России в XVIII — начале XX в.: историко-географический анализ // Известия Русского географического общества. 2018. Т. 150. № 2. С. 3–15.

23. Машковцев А. А. Конфессиональная политика государства в отношении католиков и протестантов Среднего Поволжья и Приуралья во второй половине XIX — начале XX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2015, 50 с.

24. Озем Г. З. Конфессиональное районирование Беларуси // Вестник БГУ. Серия 2: Химия. Биология. География. 2008. № 1. С. 90–95.

25. Оконова Л. В. Религиозная структура населения калмыцкой степи Астраханской губернии по материалам переписи 1897 г. // Вестник Прикаспия: Археология, История, Этнология. 2015. № 5. С. 133–146.

26. Петрова Е. А. Конфессии в Саратовском Поволжье, их положение и влияние на население к 1917 году // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2017. Т. 17. № 2. С. 256–261.

27. Прохоров Д. А. Этноконфессиональная политика // Российская империя и Крым. Сборник статей / под ред. Д. В. Конкина, Н. И. Храпунова. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2020. С. 165–215.

28. Сафронов С. Г. Конфессиональное пространство России в начале и конце XХ века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен / под ред. Т. Нефедовой, П. Полян, А. Трейвиш. М.: ОГИ, 2001. С. 443–460.

29. Теренина Н. К., Кроток Р. Н. Опыт расчёта коэффициента религиозной контрастности по регионам России // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 4. С. 82–94.

30. Филимонова И. Ю. Cтруктура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области: Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2006. 174 с.

31. Филимонова И. Ю. Особенности конфессионального состава населения Оренбургской области: пространственные различия // Этнопанорама. 2008. № 1–2. С. 53–61.

32. Эккель Б. М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР // Советская этнография. 1976. № 2. С. 33–39.

33. Balabeykina O. A., Martynov V. L. Lutheranism in Finland: past and present // Baltic Region. 2015. No. 4 (26). P. 113–121. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2015-4-9.

34. Balabeykina O. A., Martynov V. L. The Denominational Space of Modern Sweden: Christianity // Baltic Region. 2017. Vol. 9. No. 3. P. 87–98. https://doi.org/10.5922/2079-8555- 2017-3-6.

35. Gorokhov S. A., Dmitriev R. V., Zakharov I. A. Historical geography of religious competition in India in the 20th — early 21st century // Journal of the Belarusian State University. History. 2023. No. 1. P. 28–37. https://doi.org/10.33581/2520-6338-2023-1-28-37.

36. Gorokhov S. A., Dmitriev R. V., Zakharov I. A. Territorial development of Christianity in Africa in the 20th — early 21st centuries // Geography and Natural Resources. 2018. Vol. 39. No. 1. P. 88–94. https://doi.org/10.1134/S1875372818010122.

37. Isaeva V. B. Religious Conversion as a Criterion for the Efficiency of Management Strategies in Late Imperial Russia // Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2019. Vol. 64. Iss. 4. P. 1257–1271. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.406.

38. Manakov A. G., Dementiev V. S. Territorial structure of the denominational space of the south-east Baltic // Baltic Region. 2019. Vol. 11. No. 1. P. 92–108. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-1-7.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх