Конфессиональная структура населения Российской империи на рубеже XIX–XX вв.: статистико-географический анализ

 
Код статьиS221979310027418-2-1
DOI10.37490/S221979310027418-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат географических наук, преподаватель Института среднего профессионального образования
Аффилиация: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: младший научный сотрудник молодёжной научно-исследовательской лаборатории кроссрегиональных и трансграничных исследований, аспирант кафедры географии
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №4/2023
Страницы62-80
Аннотация

Изучение конфессиональной структуры населения на постсоветском пространстве с применением географических методов на данный момент является редким явлением. Одной из причин является крайний недостаток достоверных статистических сведений, отражающие конфессиональную структуру населения. Далеко не в каждую перепись населения, проводимые за последние десятилетия в бывших советских республиках, включались вопросы о религиозной принадлежности населения. В качестве ключевого источника статистической информации были использованы итоги первой всероссийской переписи населения, которая проводилась в 1897 г. В статье представлены результаты статистико-картографического анализа территориальной структуры конфессионального состава населения Российской империи на уровне губерний и областей с некоторыми уточнениями на уровне уездов. Эти сведения наиболее полно отражают религиозное разнообразие Российской империи на разных территориальных уровнях. Согласно итогам переписи в Российской империи существовали следующие вероисповедания: православие с единоверцами, старообрядчество, римско-католичество, лютеранство, армяно-григорианство, армяно-католичество, реформаты, менониты, англикане, баптисты, караимы, иудаизм, ислам, буддизм, язычество и др.

Ключевые словаконфессиональный состав населения, религия, Российская империя, Первая всеобщая перепись 1897 г.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта № 23–17-00005 «Этноконтактные зоны на постсоветском пространстве: генезис, типология, конфликтогенность».
Получено29.08.2023
Дата публикации29.11.2023
Кол-во символов30239
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одним из наиболее деликатных вопросов в изучении географии религий (конфессиональной географии) является анализ информации о количестве адептов той или иной веры. В настоящее время большая часть человечества идентифицирует себя с той или иной религией. Религия в современном мире часто выступает поводом для конфликтов особенно в районах межкультурного взаимодействия, что приводит к сдвигам в конфессиональной структуре населения. Вопрос религиозной принадлежности в настоящий момент является актуальным, поскольку полноценный учет населения по данному показателю проводится далеко не везде [7]. Последняя перепись населения, в рамках которой проводился полноценный официальный учет населения по вероисповеданию на современном постсоветском пространстве, проводилась в 1897 г. Инициатором проведения переписи выступил русский географ и статистик П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В период 1903–1905 гг. по итогам переписи были опубликованы как в виде общеимперского свода, так и в виде отдельных выпусков по губерниям и областям империи, за исключением Финляндии (всего 119 выпусков).
2 Цель исследования является статистико-картографический анализ конфессионального структуры населения Российской империи на уровне губерний и областей с отдельными уточнениями на уровне уездов по итогам переписи 1897 г.
3 Информационной базой исследования являются результаты Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. по распределению населения по вероисповеданиям и регионам1. Также использовались интернет-ресурсы, посвящённые конфессиональной географии Российской империи по итогам переписи 1897 г.2. 1. Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н. А. Тройницкого. Т. I. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. С.-Петербург, 1905. Таблица XII. Распределение населения по вероисповеданиям; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения по вероисповеданиям и регионам. [Электронный ресурс]: URL: >>>> hp (дата обращения: 05.08.2023).

2. Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 1. Католики и лютеране. [Электронный ресурс]: URL: >>>> ; Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 2. Мусульмане и иудаисты. [Электронный ресурс]: URL: >>>> ; Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 3. Армяно-григориане и иные христиане. [Электронный ресурс]: URL: >>>> ; Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 4. Буддисты и язычники. [Электронный ресурс]: URL: >>>> ; Конфессиональная география Российской империи в 1897 г. Часть 5. Православные и старообрядцы. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 02.08.2023).
4 Состояние изученности вопроса. Изучение конфессиональной структуры населения на разных территориальных уровнях в различные временные интервалы было отражено во многих научных работах (С. Г. Сафронов [18], С. А. Горохов [6; 7], А. Г. Манаков и В. С. Дементьев [11], И. Ю. Филимонова [22], С. И. Андреянова [1], К. В. Горина [5], О. А. Балабейкина [2] и др.). В частности, были затронуты вопросы динамики конфессионального состава населения в современных границах России [10; 13; 19], а также на территории некоторых стран ближнего зарубежья [12]. Однако, практически отсутствуют работы, где исследуется как конфессиональная структура населения, так и всё конфессиональное пространство в границах всей территории бывшего Советского Союза.
5 Результаты исследования. В Российской империи существовали следующие вероисповедания: православие с единоверцами (69,3 %), ислам (11,1 %), римско-католичество (9,1 %), иудаизм (4,2 %), лютеранство (2,8 %), старообрядчество (1,8 %), армяно-григорианство (0,9 %), буддизм (0,3 %), язычество (0,2 %), реформаты (0,07 %), менониты (0,05 %), армяно-католичество (0,03 %), баптисты (0,03 %), караимы (0,01 %), англикане (0,003 %) и др.
6 Широкое распространение различных вероисповеданий вызвано многолетними историческими процессами формирования империи как многонациональной страны с огромной площадью. В период XVIII–XIX вв. было присоединено значительное количество новых территорий, заселенных различными народами, исповедовавшие самые разные религии. Среди примеров стоит отметить присоединения северо-западных и западных территорий (в результате трех разделов Речи Посполитой), результатом которых стало увеличение приверженцев католичества, лютеранства и иудаизма, а за счет присоединения территорий на Кавказе привело к увеличению общей доли мусульман (магометан), армяно-григориан и др. [16].

всего просмотров: 94

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреянова С. И. Региональное конфессиональное пространство: структура и типология // Глобальный научный потенциал. 2014. № 11 (44). С. 7–12.

2. Балабейкина О. А. Историко-географические аспекты территориальной организации православной церкви в России // Псковский регионологический журнал. 2014. № 19. С. 64–73.

3. Гессен В. Ю. К истории статистических исследований еврейского населения в России // Петербургский исторический журнал. №1. 2015. С. 31–50.

4. Головлёв А. А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го — начало 20-го в.) // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 3 (21). [Электронный ресурс]: URL: https://regrazvitie.ru/etno-konfessionalnyj-sostav-terskogo-kazachego-vojska-vtoraya-polovina-19-go-nachalo-20-go-v/ (дата обращения: 01.08.2023).

5. Горина К. В. Конфессиональное пространство: понятие и его структурные элементы // Система ценностей современного общества. 2012. № 24. С. 8–13.

6. Горохов С. А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий // Известия РАН. Серия географическая. 2014. № 2. С. 21–30.

7. Горохов С. А., Агафошин М. М. Подходы к оценке религиозной принадлежности населения в географических исследованиях // Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. С. 52–64.

8. Дементьев В. С. Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX — начале XX вв. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. № 45. С. 34–44.

9. Кабузан В. М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII — начале XX вв. (1719–1917). М.: ИРИ РАН, 2008. 272 с.

10. Манаков А. Г. Трансформация территориальной структуры конфессиональной структуры конфессионального пространства России в XX — начале XXI в. // Географический вестник. 2019. № 2 (49). С. 13–24.

11. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Динамика конфессионального состава населения Псковского региона во второй половине XIX в. // Религиоведение. 2018. № 1. С. 92–102.

12. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Территориальная структура конфессионального пространства юго-восточной части Балтийского региона // Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 1. С. 92–108.

13. Манаков А. Г., Суворков П. Э. Сдвиги в конфессиональном пространстве России в XVIII – начале ХХ в.: историко-географический анализ // Известия Русского географического общества. 2018. Вып. 2. С. 3–15.

14. Осипов И. В., Падалкина В. В., Сажина В. А. Российское старообрядчество в системе государственно-конфессиональных отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 116–135.

15. Полян П. М. Родимое пятно России: черта еврейской оседлости. [Электронный ресурс]: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0735/nauka02.php (дата обращения: 01.08.2023).

16. Рачкова А. В., Попкова О. В. Применение математических методов в изучении религиозного состава населения Российской империи // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]: URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008309 (дата обращения: 01.08.2023).

17. Салаходинова Г. В. Распространение ислама и его влияние на жизнь горского населения Северо-Западного Кавказа в XIX — начале XX вв. Дисс. … канд. истор. наук. 2008. 283 с.

18. Сафронов С. Г. Территориальная структура и динамика современного конфессионального пространства России // Региональные исследования. 2013. № 4 (42). С. 87–100.

19. Слобожникова В. С. Конфессиональный портрет современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2007. Т. 7. № 1. С. 69–74.

20. Фарзалиев С. Распространение иудаизма на Кавказе: исторический очерк // Кавказ и глобализация. 2008. Т. 2. Вып. 4. С. 168–178.

21. Фаттахов Т. Д. К истории расселения татар-мусульман в юго-восточных городах и уездах Вятской губернии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. С. 64–70.

22. Филимонова И. Ю. Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области: автореф. дис. … канд. геогр. наук: 25.00.24. Оренбург, 2006. 18 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх