Оценка эффекта от некапиталоёмких мероприятий по сокращению аварийности в местах концентрации ДТП в крупнейших российских городах

 
Код статьиS221979310026760-9-1
DOI10.37490/S221979310026760-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат политических наук, ведущий аналитик центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доктор экономических наук, директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: главный эксперт центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития,
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №3/2023
Страницы158-175
Аннотация

Статья посвящена анализу вклада некапиталоёмких мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в российских городах с населением свыше 1 млн человек. На основании проведённого пространственного анализа был определён сезонный характер изменений количества дорожно-транспортных происшествий. Инструментами кластеризации программного обеспечения QGIS выявлены аварийно-опасные участки дорог в городах, а также установлено их совмещение с некапиталоёмкими мероприятиями. Далее с помощью методов статистического анализа, в частности критерия согласия Хи-квадрата Пирсона, деревьев классификаций, непараметрического критерия Манна-Уитни, оценивался факт сохранения/устранения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий при проведении мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» и без них. Проведённое исследование позволило сделать вывод, что мероприятия проекта «Безопасные качественные дороги» не всегда приводят к устранению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и сокращению числа дорожно-транспортных происшествий в них. Эффект от мероприятий проекта «Безопасные качественные дороги» на аварийно-опасных участках, расположенных в районе перекрёстков и остановок общественного транспорта, значительно ниже, чем на других участках. 

Ключевые словадорожно-транспортное происшествие, проект «Безопасные качественные дороги», некапиталоёмкие мероприятия, пространственный анализ, непараметрические методы
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Департамента образования и науки города Москвы
Получено20.07.2023
Дата публикации25.09.2023
Кол-во символов28873
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) в Российской Федерации в период 2011–2021 гг. характеризуется позитивными изменениями. Если в 2011 г. в России уровень социального риска составлял 19,56 единиц, то в 2021 г. он стал равен 10,7 единицам, а уровень транспортного риска в 2020–2021 гг. в стране снизился до 3 единиц.
2 Полученные показатели означают, что Россия сейчас достигла уровня обеспечения БДД как в странах-лидерах из мирового рейтинга БДД в период времени, когда их уровень автомобилизации населения был сопоставим с российским. Для транспортной политики это значимое событие.
3 Целый ряд факторов может быть использован для объяснения достижения результата при использовании общепринятых в мире методик анализа динамики транспортных рисков: – рост уровня активной и пассивной безопасности эксплуатируемых в России автомобилей; – улучшение дорожных условий и организации движения после ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (НП БКД, БКД); – существенный прогресс в организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в рамках того же национального проекта; – реальные и хорошо измеряемые по статистическим рядам успехи в процессе так называемого «транспортного самообучения нации».
4 Однако дальнейшее улучшение ситуации затруднено в силу подкреплённой мировой статистикой аварийности закономерностью, называемой в экономической теории законом убывания предельной полезности или предельной производительности. В текущем десятилетии только Испании удалось поддержать среднегодовые темпы снижения социальных рисков в 6 %, в остальных странах-лидерах сколько-нибудь заметные темпы снижения этого показателя не наблюдались.
5 Конкретнее говоря, совокупность мероприятий, бюджетных и временных затрат, требуемых для снижения социального риска с 20 до 12 единиц, оказывается явно недостаточной для следующего шага — снижения социального риска с 12 до 4 единиц. Кроме того, паттерны транспортного поведения участников дорожного движения подвержены сильному влиянию процессов входа/выхода национальной экономики из экономических кризисов; это влияние находит количественное отражение в краткосрочных волнообразных нарушениях фундаментального нисходящего тренда смертности в ДТП, имевших место после кризисов 1998 и 2008–2010 гг. Указанная закономерность имеет в современных условиях исключительное практическое значение в части принятия дополнительных мер для купирования аналогичных посткризисных всплесков смертности в ДТП, вполне вероятных в 2023–2024 гг.
6 Многие дорожные службы в промышленно развитых странах начали повышать БДД на основе анализа и устранения точек повышенной опасности1. Данный подход основан на идее, что на конкретных участках дорожной сети одновременно существует несколько факторов, приводящих к аварийности. В соответствии с этим подходом можно воздействовать на факторы, способствующие аварийности, и, таким образом, устранить место повышенной опасности. 1. World Health Organization. WHO global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. World Health Organization. 2013. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2023).

всего просмотров: 106

Оценка читателей: голосов 0

1. Печатнова Е. В., Кузнецов В. Н. Факторы возникновения дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями // Вестник СибАДИ. 2022. Т. 19. № 2 (84). С. 224–235. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2022-19-2-224-235.

2. Якунин И. Н., Меньших О. М., Шунгулов Д. М. Исследование влияния высокой температуры окружающей среды на безопасность автотранспортного процесса // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 7. С.138–145. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-7-138.

3. Abbess C., Jarrett D., Wright C. C. Accidents at blackspots: estimating the effectiveness of remedial treatment, with special reference to the “regression-to-mean” effect // Traffic Engineering & Control. 1981. Vol. 22. No. 10. HS-032. P. 532–542.

4. Boyle A. J., Wright C. C. Accident migration after remedial treatment at accident blackspots //Traffic Engineering and Control. 1984. Vol. 25. No. 5. P. 260–267.

5. Brandstaetter C., Yannis, G., Evgenikos, P., Argyropoulou, E., Papantoniou, P., Reurings, M., Haddak, M. Annual Statistical Report // Deliverable D3. 2012. Vol. 9.

6. Khalil E. E., Eldegwy A. E. Passengers’ thermal comfort in private car cabin in hot climate // 2018 Joint Propulsion Conference. 2018. P. 4613. https://doi.org/10.2514/6.2018-4613.

7. Elvik R. Meta-analysis of evaluations of public lighting as accident countermeasure //Transportation Research Record.1995. Vol. 1485. No. 1. P. 12–24.

8. Ester M., Kriegel H.P., Sander J., Xu X. A density-based algorithm for discovering clusters in large spatial databases with noise // Proceedings of the Second International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining / Evangelos Simoudis, Jiawei Han, Usama M. Fayyad. AAAI. Press. 1996. P. 226–231.

9. Hauer E. An application of the likelihood/Bayes approach to the estimation of safety countermeasure effectiveness //Accident Analysis & Prevention. 1983. Vol. 15. No. 4. P. 287–298. https://doi.org/10.1016/0001-4575 (83)90053-2.

10. Hauer E. Observational before/after studies in road safety. estimating the effect of highway and traffic engineering measures on road safety // Pergamon, Oxford. 1997. 289 p.

11. Jones V. E. Remedial measures at hazardous locations on highways // International highway safety conference, Belgrade, Yugoslavia, October 20–23, 1981. Miscellanies-technical papers, 1981. P. 10.

12. Saladié Ò., Bustamante E., Gutiérrez A. COVID-19 lockdown and reduction of traffic accidents in Tarragona province, Spain // Transportation research interdisciplinary perspectives. 2020. Vol. 8. P. 100218.

13. Zhao S., Zhu B., Wang R. Study of the influence on the comfort of vehicle cabin thermal environment and improve cabin thermal environment comfort // Fluid Machinery. 2016. Vol. 44. No. 7. P. 70–76.

Рисунок 1 (Рисунок_1.png, 160 Kb) [Скачать]

Рисунок 2 (Рисунок_2.png, 494 Kb) [Скачать]

Рисунок 3 (Рисунок_3.png, 1,360 Kb) [Скачать]

Рисунок 4 (Рисунок_4.png, 934 Kb) [Скачать]

Рисунок 5 (Рисунок_5.png, 194 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх