Эволюция образа Ростова-на-Дону: материальные предпосылки к развитию городского туризма

 
Код статьиS221979310023918-2-1
DOI10.37490/S221979310023918-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат географических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, доцент кафедры городского хозяйства и планирования
Аффилиация: Донской государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №1/2023
Страницы98-112
Аннотация

С учётом новой возникшей реальности российских регионов, порождённой факторами неэкономической природы, назрела необходимость обращения к прямому диалогу бизнеса, власти, науки в отношении формирования территориальных брендов как действенного инструмента рыночного позиционирования региона. В данном исследовании предпринята попытка выявить собирательный образ (бренд) южно-российской столицы — города Ростова-на-Дону, обладающего высоким историческим и социально-культурным потенциалом для развития городского туризма. Исследование опирается на методику Кевина Линча, который обозначил пять элементов образа города, с помощью которых можно дать описание городской среды: путь, границы, районы, узлы и ориентиры. Предварительно был проведён ретроспективный анализ социально-экономических трансформаций, повлиявших на формирование городской среды Ростова-на-Дону, который позволил выявить ряд особенностей современного архитектурно-планировочного облика города. После выделения ключевых элементов образа Ростова-на-Дону по методике Кевина Линча, в работе предложено два пешеходных маршрута, учитывающих исторические коды города. Каждый из маршрутов соответствует одному из двух главных исторических кодов, отражённых в современном архитектурном облике города: 1) объекты классицизма и модерна, эклектики и модерна, возникшие в период бурного развития коммерции в Ростове-на-Дону; 2) эпохальная архитектура сталинской индустриализации, а именно, объекты конструктивизма.

Ключевые словаобраз города, историческая колея, исторические поселения, методика Кевина Линча, брендинг, пешеходные маршруты
Получено02.12.2022
Дата публикации05.03.2023
Кол-во символов33419
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. С учётом новой возникшей реальности российских регионов, порождённой факторами неэкономической природы — эпидемиологической и геополитической направленности, замкнутости и закрытости новой экономической реальности, вызрела настоятельная потребность обращения исследователей к более тщательному анализу происходящих внутри российских регионов не только социально-экономическим процессов, а также социально-культурных. Назрела необходимость обращения к прямому диалогу бизнеса, власти, науки в отношении формирования территориальных брендов как действенного инструмента рыночного позиционирования региона, реновации исследований туристско-ресурсного потенциала, выведения проблематики туризма, культуры и образа территории на авансцену предметно-объектного исследования в рамках общественной географии и смежных наук.
2 В данной работе осуществлён намеренный отказ от применения распространённых количественных индексов измерения творческого потенциала регионов (количество памятников истории, культуры, музеев, парков, зелёных зон, количества населения, вовлечённого в творческий труд и т. д.), который превалировал в общественно-географических работах в последнее время. Основная цель заключается в получении иной картины. В исследовании ставится акцент не на техногизации городского пространства, о котором написано достаточно много, оценке его технико-экономической продвинутости или отставания, а на «образных», «собирательных» индикаторах, формирующих представление об образе места, творческих возможностях региональной общности людей, социологизации общества.
3 Цель исследованияобобщить подходы к понятию категории «образ города», выделить знаковые составляющие образа южной столицы — Ростова-на-Дону — через историко-географическую ретроспективу социально-экономических процессов на территории города в период с XVII в. по настоящее время.
4 Источниковой базой исследования стали статьи, монографии и другие работы, оперирующие категорией «образ город», исторические очерки о развитии и формировании Ростова-на-Дону в период с 1696 по 2022 гг.
5 Методологической базой исследования являются исторический (в социально-экономическом преломлении развития экономики региона разные исторические вехи), культурологический и культурно-географический подходы. Основной подход к исследованию городского образа — междисциплинарный. В качестве источников использованы следующие культурологические тексты, связанные с восприятием городского пространства (А. Иконников, Д. Фрай, К. Линч, А. Э. Гутнов, К. Норнберг-Шульц), некоторые социологические труды (П. Бурдье, М. Вильковский, С. О. Хан-Магомедов), публикация по маркетингу туристских территорий (А. П. Панкрухин, А. Ю. Александрова, Ф. Ю. Кайзер и др.), тексты в рамках культурной географии (Ю. А. Веденин, Д. Н. Замятин, В. Л. Каганский, В. Н. Калуцков), оказали ощутимую помощь при подготовке анализа городской среды с точки зрения туристских перспектив.

всего просмотров: 272

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. 382 с.

2. Важенина И. С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 8 (47). С. 91–102.

3. Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Институт экономики города, 2011. 160 с.

4. Власова Н. Ю. Культурное наследие и искусство как составляющая брендинга территории // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 6 (38). С. 56–60.

5. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. М.: Ладья, 1984. 320 с.

6. Замятин Д. Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. 352 с.

7. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.

8. Замятин Д. Н. Моделирование географических образов: пространство гуманитарной географии. Cмоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.

9. Зырянов А. И. Взаимосвязь теоретической географии и географии рекреационной // Cоциально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2019. № 8. С. 64–72.

10. Зырянов А. И. Правило размер-позиция // Известия РАН. Серия географическая, 2007. № 6. С. 19–25.

11. Иконников А. В. Утопическое мышление и архитектура. М.: Изд. Архитектура-С, 2004. 400 с.

12. Климанова О. А., Тельнова Н. О. Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 49–55.

13. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; ред. А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

14. Лунин Б. В. Очерки истории Подонья — Приазовья. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1951. 378 с.

15. Майергойз И. М. Географическое учение о городах. М.: Наука, 1987. 199 с.

16. Майергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 304 с.

17. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. М.: Изд-во РАГС, 2002. 327 с.

18. Русское градостроительное искусство: Петербург и другие российские города XVIII — первой половины XIX веков. М.: Стройиздат, 1995. 404 с.

19. Токарев А. Г. Градостроительное развитие Ростова-на-Дону в XIX — начале XX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 3 (32). С. 41–49.

20. Fakeye P. C., Crompton J. L. Image differences betweenprospective, first-time, and repeat visitors to the Lower Rio Grande Valley // Journal of travel research, 1991. No. 30 (2). P. 10–16.

21. Hernández-Lobato L., Solis-Radilla M. M., Moliner-Tena M. A., Sánchez-García J. Tourism destination image, satisfaction and loyalty: a study in Ixtapa-Zihuatanejo, Mexico // Tourism geographies. 2006. No. 8(4). P. 343–358.

22. Lawson F., Baud-Bovy M. Tourism and recreation development. London: The Architectural Press, 1977. 210 p.

23. Norberg-Schulz Chr. Existence, Space and Architecture. N. Y., 1971. 120 p.

Рис.1 Эволюция образа г. Ростова-на-Дону под влиянием геополитических и геэкономических трансформаций (08_Семиглазова_Рис.1.001.jpg, 156 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Расположение доходных домов в Ростове-на-Дону (08_Семиглазова_Рис.2.001.jpg, 151 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх