Использование модели «Узел-Место» на примере станций Московского метрополитена

 
Код статьиS221979310023116-0-1
DOI10.37490/S221979310023116-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант кафедры экономической и социальной географии России, географический факультет
Аффилиация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №1/2023
Страницы129-145
Аннотация

Политика городского развития, ориентированного на общественный транспорт, предполагает формирование высокоплотных многофункциональных территорий в пешей доступности узлов пассажирского транспорта. Подобная практика нашла применение в Москве, где ведётся организация транспортно-пересадочных узлов как многофункциональных центров — главным образом, на базе станций метрополитена. Нередко узлы являются фактическими центрами городских районов, поэтому важно учитывать особенности прилегающих к узлам территорий и оценивать их взаимодействие.

В качестве инструмента для такого анализа предлагается эмпирическая модель «Узел-Место». Она исследует взаимосвязь между транспортной обеспеченностью и функциональным разнообразием территории. Ряд разнородных показателей объединяется в индексы узла и места, значения которых наносятся на двухосевой график. Модель предполагает пять «идеально-типичных» ситуаций, указывающих потенциальные направления развития. Случаи использования модели в России неизвестны.

Модель «Узел-Место» проверяется на примере восьми станций Московского метрополитена. Исходя из опыта предыдущих исследований, производится замена некоторых показателей для вычисления индекса узла с учётом местных условий. Отмечены сложности с получением и верификацией данных для вычисления индекса места. Модель выявляет два типа ситуаций, что позволяет сделать вывод о возможности её использования в российских условиях для оценки потенциала развития территорий вокруг узлов пассажирского транспорта. Допустимо более широкое применение модели «Узел-Место» на разных масштабных уровнях с опорой на представление о территориальном оптимуме.

Ключевые словаtransit-oriented development, городские районы, модель «Узел-Место», Московский метрополитен, транспортно-пересадочные узлы
Получено18.11.2022
Дата публикации05.03.2023
Кол-во символов28772
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Развитие, ориентированное на общественный транспорт (transit-oriented development — TOD) — городская политика, стимулирующая использование общественного транспорта за счёт повышения уровня его доступности и улучшения интеграции с городским пространством. Концепция TOD появилась в западных странах в начале 1990-х гг. как ответ на проблемы разросшихся городов, связанные с массовой автомобилизацией, а затем в различной степени распространилась по миру1. Она предполагает превращение территорий вокруг узлов общественного транспорта в многофункциональные зоны с высокой плотностью жилья и разнообразной деятельности, что должно благоприятствовать отказу от использования личного автомобиля. 1. Необходимо заметить, что концепции, во многом аналогичные TOD, существовали в СССР 197080-х гг., хотя, как правило, имели несколько иное обоснование.
2 В России подобная практика получила применение в настоящее время в Москве, где организация транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) предусматривает не только создание условий для удобной пересадки пассажиров между различными видами транспорта, но и формирование многофункциональных общественных центров. Всего в Москве построено и запланировано не менее 96 ТПУ2, большинство из которых привязано к станциям метрополитена либо городских железных дорог: Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД). 2. Транспортно-пересадочные узлы Москвы. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 22.08.2022).
3 ТПУ рассматриваются властями Москвы в качестве своеобразных локальных центров притяжения. Сосредоточивая потоки транспорта и пассажиров, во многих случаях ТПУ становятся фактическими центрами окружающих районов, влияя на их облик и пути развития. Это означает, что недостаточно ограничиваться развитием территорий только там, где непосредственно встречаются потоки. Необходимо также учитывать особенности прилегающих к узлу городских районов и оценивать возможные последствия для них при изменении роли узла.
4 На наш взгляд, инструментом для соответствующего анализа может стать эмпирическая модель «Узел-Место» («The Node-Place model»), к которой нередко обращаются зарубежные исследователи для оценки потенциала развития городских территорий в рамках TOD. Исследования с применением модели сравнительно многочисленны, затрагивают различные виды транспорта в разных странах. Случаи применения модели «Узел-Место» в России неизвестны, в русскоязычных источниках встречаются лишь отдельные упоминания о ней.
5 Цель статьи — оценить возможность применения модели «Узел-Место» в российских условиях.
6 Модель «Узел-Место». Концепцию «Узел-Место» в середине 1990-х гг. предложил сотрудник кафедры прикладной географии и планирования Утрехтского университета Лука Бертолини как подход к выбору путей развития городских железнодорожных станций Амстердама и Утрехта [3]. Бертолини отметил двойственную природу железнодорожных станций в городе: с одной стороны, они являются узлами транспортных сетей, с другой, выступают как места, где происходит взаимодействие между людьми. Отсюда следует основное направление развития: расширение и объединение ролей «транспортной развязки» (усиление интеграции между разнородными транспортными системами) и «полюса активности» (в рамках становления полицентричной городской агломерации).

всего просмотров: 194

Оценка читателей: голосов 0

1. Александер К. Э., Руднева Н. А. Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985. 140 с.

2. Родоман Б. Б. Территориальные ареалы и сети: Очерки теоретической географии. Смоленск: Ойкумена, 1999. 256 с.

3. Bertolini L. Nodes and places: complexities of railway station redevelopment // European Planning Studies. 1996. Vol. 4. No. 3. P. 331–345. https://doi.org/10.1080/09654319608720349.

4. Bertolini L. Spatial Development Patterns and Public Transport: The Application of an Analytical Model in the Netherlands // Planning Practice & Research. 1999. Vol. 14. No. 2. P. 199–210. https://doi.org/10.1080/02697459915724.

5. Bertolini L. Station areas as nodes and places in urban networks: An analytical tool and alternative development strategies // Railway Development: Impacts on Urban Dynamics. Amsterdam: Physica-Verlag HD. 2008. P. 35–57. https://doi.org/10.1007/978-3-7908-1972-4_3.

6. Caset F., Blainey S., Derudder B., Boussauw K., Witlox F. Integrating node-place and trip end models to explore drivers of rail ridership in Flanders, Belgium // Journal of Transport Geography. 2020. Vol. 87. 102796. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2020.102796.

7. Chorus P., Bertolini L. An application of the node place model to explore the spatial development dynamics of station areas in Tokyo // The Journal of Transport and Land Use. 2011. Vol. 4. No. 1. P. 45–58. https://doi.org/10.5198/jtlu.v4i1.145.

8. Dou M., Wang Y., Dong S. Integrating Network Centrality and Node-Place Model to Evaluate and Classify Station Areas in Shanghai // ISPRS International Journal of Geo-Information. 2021. Vol. 10. Iss. 6. 414. https://doi.org/10.3390/ijgi10060414.

9. Eizaguirre-Iribar A., Grijalba O., Hernández-Minguillón R. J. An Integrated Approach to Transportation and Land-Use Planning for the Analysis of Former Railway Nodes in Sustainable Transport Development: The Case of the Vasco-Navarro Railway // Sustainability. 2021. No. 13 (1). 322. https://doi.org/10.3390/su13010322.

10. Ivan I., Boruta T., Horak J. Evaluation of railway surrounding areas: The case of Ostrava city // WIT Transactions on The Built Environment: Urban Transport XVIII. 2012. Vol. 128. P. 141–152. https://doi.org/10.2495/UT120131.

11. Groenendijk L., Rezaei J., Correia G. Incorporating the travellers’ experience value in assessing the quality of transit nodes: A Rotterdam case study // Case Studies on Transport Policy. 2018. Vol. 6. Iss. 4. P. 564–576. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2018.07.007.

12. Kim H., Selima S., Weber J. A geographic assessment of the economic development impact of Korean high-speed rail stations // Transport Policy. 2018. Vol. 66. P. 127–137. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2018.02.008.

13. Lyu G., Bertolini L., Pfeffer K. Developing a TOD typology for Beijing metro station areas // Journal of Transport Geography. 2016. Vol. 55. P. 40–50. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2016.07.002.

14. Monajem S., Ekram Nosratian F. The evaluation of the spatial integration of station areas via the node place model; an application to subway station areas in Tehran // Transportation Research. Part D. 2015. Vol. 40. P. 14–27. https://doi.org/10.1016/j.trd.2015.07.009.

15. Nigro A., Bertolini L., Moccia F. D. Land use and public transport integration in small cities and towns: Assessment methodology and application // Journal of Transport Geography. 2019. Vol. 74. P. 110–124. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2018.11.004.

16. O’Sullivan S., Morrall J. Walking Distances to and from Light-Rail Transit Stations // Transportation Research Record. 1996. Vol. 1538. Iss. 1. P. 19–26. https://doi.org/10.1177/0361198196153800103.

17. Reusser D. E., Loukopoulos P., Stauffacher M., Scholz R. W. Classifying railway stations for sustainable transitions — balancing node and place functions // Journal of Transport Geography. 2008. Vol. 16. P. 191–202. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2007.05.004.

18. Vale D. S., Viana C. M., Pereira M. The extended node-place model at the local scale: Evaluating the integration of land use and transport for Lisbon's subway network // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 69. P. 282–293. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2018.05.004.

19. Zhang Y., Marshall S., Manley E. Network criticality and the node-place-design model: Classifying metro station areas in Greater London // Journal of Transport Geography. 2019. Vol. 79. 102485. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2019.102485.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх