Французские игры «в гуся» середины XVIII века как источники по изучению антропологии власти Нового времени (по материалам из собрания Государственного Эрмитажа)

 
Код статьиS230861810023856-1-1
DOI10.37490/S230861810023856-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры истории нового и новейшего времени, кандидат исторических наук
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 27
Аннотация

В данной статье мы рассмотрим французские настольные игры середины XVIII века – Фортификационную игру и Новую морскую игру. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать дискурс и символизм данных гравюр, а также рассмотреть идеи, которые в них транслировались. Рассматривая данные источники в рамках дискурса эпохи Просвещения, в заключении будет показано, что данные игры обладали многоаспектными функциями и служили как средством обучения, так пропаганды и продвижения престижа Франции в XVIII веке.

Ключевые слованастольные игры, игра «в гуся», Франция, XVIII век, антропология власти
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-00106, https://rscf.ru/project/22-78-00106/
Получено27.12.2022
Дата публикации27.03.2023
Кол-во символов22309
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Рассматривая феномен антропологии власти, важно изучить и проанализировать инструменты и механизмы, с помощью которых властные институты транслировали свои идеи. В данной статье мы обратимся к таким источникам, как настольные игры Нового времени и разберем интересующую нас проблематику на примере одного конкретного вида настольной игры – так называемой «игры в гуся».

2

Эта игра была известна еще со времен Позднего Средневековья и представляет собой гравюру. На ней изображено поле, состоящее из определенного количества ячеек с учетом «опасных мест» (как правило, 63 ячейки, но были и исключения). Игрокам было необходимо преодолеть данные ячейки, чтобы достичь финала и забрать кассу, поскольку они делали ставки во время игры.

3

Механизм игры «в гуся» предполагал наличие пары костей для определения очередности хода. В ряде случаев правила были выгравированы в центре поля. Кроме этого существовали и специальные издания, словари, содержавшие свод правил по известным в Новое время играм. Так, в 1792 году был опубликован Словарь игр (Encyclopédie méthodique. Dictionnaire des jeux , faisant suite au tome III des mathématiques)1, включавший свод правил ряда настольных игр, популярных к концу XVIII века. В ряде случаев он позволяет восполнить часть пробелов, касающихся количества игроков и хода игры, если это не было указано на игровом поле.

1. Encyclopédie méthodique. Dictionnaire des jeux, faisant suite au tome III des mathématiques. Paris : Chez Panckoucke, 1792. 362 p.
4

В настоящем исследовании нас, в первую очередь, интересует не механика и правила игры «в гуся», а символизм и иконография, используемая во Франции Нового времени в данных источниках. Источники, на которых построено исследование, хранятся в отделе Западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа – Le Nouveau jeu de la Marine (Новая морская игра), 1768 г. и Le Jeu des fortifications (Фортификационная игра), 1751 г.

5 История создания настольной игры «в гуся» подробно рассматривается в монографиях Эдди Дагана «Early Modern Board Games: The Royal Game of Goose» и Эдриена Сэвилла «The Cultural Legacy of the Royal Game of the Goose: 400 years of Printed Board Games». В последнем исследовании заметен подход исследователя к историческим настольным играм в рамках методологии новой культурной истории. Стоит отметить, что если в зарубежной историографии можно наблюдать определенный всплеск интереса к таким источникам Нового времени, как настольные игры2, то в отечественной историографии данный объект в основном рассматривается больше как археологический3, нежели как источник по изучению дискурсов и нарративов Нового времени. 2. Seville, Adrian. The Cultural Legacy of the Royal Game of the Goose: 400 years of Printed Board Games, Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019. 392 p.; Duggan, Eddie. Early Modern Board Games: The Royal Game of Goose, 2016. 52 p.; Alain, Girard, Claude, Quétel. L’histoire de la France racontee par le Jeu de l’Oie. Paris : Balland-Massein, 1982. 192 p.

3. Гринев А.М. О новых видах настольных игр в средневековом Новгороде // Исторический журнал: научные исследования. 2018. №2. С. 81-88; Колосницын П.П. Средневековые настольные игры в Старой Руссе по археологическим данным // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2018. № 6 (18).; Пархимович С.Г. Настольные игры в сибирских городах в конце XVI - XVIII в: Тавлеи // Северный регион: Наука, Образование, Культура. 2020 №1 (45). С. 100–111.
6 В данном исследовании мы предпримем попытку изменить данную ситуацию. Наша цель будет состоять в том, чтобы проанализировать дискурсы и нарративы французской настольной игры «в гуся» середины XVIII века. При проведении исследования наша методология будет базироваться на принципах новой культурной истории, новой политической истории и истории ментальностей.

всего просмотров: 167

Оценка читателей: голосов 0

1. Alain, Girard, Claude, Quétel. L’histoire de la France racontee par le Jeu de l’Oie. Paris : Balland-Massein, 1982. 192 p.

2. Ciompi, Luigi, Seville, Adrian. Giochi dell'Oca e di percorso. [Электронный ресурс]. URL : http://www.giochidelloca.it/ (acced at 22.12.2022).

3. Duggan, Eddie. Early Modern Board Games: The Royal Game of Goose, 2016. 52 p.

4. Llinares, Sylviane. L’art de naviguer en s’amusant ou le Nouveau Jeu de la Marine au xviiie siècle // La mer en partage : Sociétés littorales et économies maritimes. XVIe-XXe siècle. Aix-en-Provence : Presses universitaires de Provence, 2016. P. 23-42. [Электронный ресурс]. URL: https://books.openedition.org/pup/44075#ftn1 (acced at 22.12.2022).

5. Seville, Adrian. The Cultural Legacy of the Royal Game of the Goose: 400 years of Printed Board Games, Amsterdam: Amsterdam University Press, 2019. 392 p.

6. Гринев, А.М. О новых видах настольных игр в средневековом Новгороде // Исторический журнал: научные исследования. 2018. №2. С. 81–88.

7. Колосницын, П.П. Средневековые настольные игры в Старой Руссе по археологическим данным // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2018. № 6 (18). C. 1–7.

8. Пархимович, С.Г. Настольные игры в сибирских городах в конце XVI - XVIII в: Тавлеи // Северный регион: Наука, Образование, Культура. 2020 №1 (45). С. 100–111.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Crépy, Jean Baptiste. Le Nouveau jeu de la Marine, 1768: бумага, печать типографская, гравюра. / Государственный Эрмитаж; сектор гравюр Отдела западноевропейского искусства: инв. № ОГ-199214.

Daumont, Jean François. Le Jeu des fortifications : бумага, печать типографская, гравюра. / Государственный Эрмитаж; сектор гравюр Отдела западноевропейского искусства: инв. № ОГ-199212.

Encyclopédie méthodique. Dictionnaire des jeux , faisant suite au tome III des mathématiques. Paris : Chez Panckoucke, 1792. 362 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх