«Мягкая сила» Болгарии в международных рейтингах

 
Код статьиS221979310022627-2-1
DOI10.37490/S221979310022627-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и организации туризма
Аффилиация: Экономический университета Варны
Адрес: Болгария, Варна
Должность: кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления национальным хозяйством, докторант кафедры экономики и организации туризма
Аффилиация: Экономический университет Варны
Адрес: Болгария, Варна
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №4/2022
Страницы24-42
Аннотация

Измерение эффективности накопленной «мягкой силы» государствами является проблемой, которая активно обсуждается в академической среде. Характерной чертой «мягкой силы» является то, что она не применяется напрямую, а является следствием результирующего эффекта различных социальных событий и инициативы в процессе использования потенциала государств. Ключевые ресурсы, влияющие на достижение «мягкой силы», лежат преимущественно в гуманитарной сфере.

Целью исследования является отслеживание оценки «мягкой силы» Болгарии, отражённой в её геополитическом образе. Измерение «мягкой силы» Болгарии опирается на инструментарий пяти авторитетных международных рейтингов: Elcano Global Presence Index, The Global Competitiveness Index, Brand Finance, Bloom Consalting,FutureBrand. Для адекватной оценки «мягкой силы» в этих рейтингах было применено сравнение Болгарии с другими балканскими странами, имеющими схожий потенциал, а также с Турцией как региональным геополитическим лидером. Данные систематизированы в таблицах и диаграммах.

Значительная доля «мягкой силы» Болгарии традиционно создаётся благодаря её культурному потенциалу, характеризующемуся особенностями бесценного духовного, археологического, архитектурного и этнографического наследия страны. Проведённое исследование дало возможность найти пути повышения национальной самооценки, уникальности и международного авторитета Болгарии черех призму повышения значимости культуры до уровня национального приоритета.

 

Ключевые словарейтинг Болгарии, индекс глобального присутствия, индекс глобальной конкурентоспособности, геополитический образ, национальный бренд
Получено12.10.2022
Дата публикации22.11.2022
Кол-во символов23049
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Постмодернистская тенденция в геополитике, продиктованная ускоренным процессом глобализации после краха биполярной геополитической модели мироустройства, стимулирует территориально-политических субъектов к накоплению «мягкой силы» (soft power). С приобретением широкой популярности в современном геополитическом дискурсе термин «мягкая сила», введённый американским политологом Джозефом Найемом, является отражением деятельности различных типов субъектов в процессе накопления влияния и власти посредством притяжения, убеждения и престижа [34; 35]. Измерение его содержания в отдельных странах является функцией славы, присутствия, доверия, которые хранятся в геополитическом образе и идентифицируют их «вес» в их взаимодействии с внешним миром. Из-за возможности «мягкой силы» влиять на поведение других стран в процессе геополитического взаимодействия, некоторые авторы определяют её как «наиболее успешную версию рекоцептуализации силы в современных условиях» [5, с. 112].
2 Основные ресурсы стран для достижения «мягкой силы» лежат преимущественно в гуманитарной сфере. К таковым ресурсам относятся: высшее образование [9; 21] (в качестве примера можно привести исследования по Китаю [24],Турции [12], России [13; 29], Германии [15], США [3]), язык и культура [2; 11; 31; 33], идеология, [26; 27], религия [8; 18], историческая память [7; 16; 22], туризм [25; 28] (в т. ч. на примере Болгарии [14]), национальные бренды (например, Германии [10], Испании [36], Болгарии [30], Казахстана [4], стран Азии [20] и других государств, отражающиеся в глобальных рейтингах [6]), а также современные коммуникации [1; 19].
3 Характерной чертой «мягкой силы» является то, что она не применяется напрямую, но является следствием результирующего эффекта различных социальных событий и инициативы в процессе организации потенциала пространства. Это затрудняет её использование, она быстро теряется и непрерывно накапливается с течением времени [17]. Измерение эффективности, накопленной «мягкой силы» государствами является проблемой, которая вызывает множество дискуссий. Дополнительные осложнения связаны с её оценкой на основе количественных показателей и критериев. По этой причине в качестве своего рода сводных ориентиров накопления «мягкой силы» используются международные рейтинги [23; 32]. Хотя и наблюдаются некоторые недостатки в методологии измерения и оценки (преобладающий западноцентристский взгляд на мировое пространство; не всегда объективное сравнение, основанное на различном экономическом, демографическом и ресурсном потенциале; зависимость от частных или корпоративных интересов и т. д.), международные рейтинги обеспечивают достаточно значимый профиль выражений «мягкой силы» стран, содействие общему «взвешиванию» их репутации и влиянии в мире. Набор показателей, составляющих рейтинги, позволяет понять «вес» стран в международном взаимодействии с оценкой степени их глобального присутствия.

всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Агеева А. В., Красноцветов Г. В. «Мягкая сила» в онлайн-пространстве: практический опыт применения технологий интернет-коммуникаций // Власть. 2020. Т. 28. № 2. С. 96–100. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i2.7140.

2. Аитова А. Е. Сферы применения языка в качестве инструмента мягкой силы (“soft power”) // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 1088–1092.

3. Антюхова Е. А. Образование в политике мягкой силы США // Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 123–136. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.09.

4. Атанова С. А. Казахстан и его национальный образ: между «мягкой силой» и «страной-брендом» // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2019. Т. 15. № 1. С. 169–184. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-1-169-184.

5. Бусыгина И. М., Окунев И. Ю. Пространственное распределение силы и стратегии государств или что и как объясняет геополитика // Полис. Политические исследования, 2014. № 2. С. 106–123.

6. Владимирова А. В., Королёв В. А., Трунина А. А. Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «мягкой силы» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 209–228.

7. Воробьёв С. В., Каширина Т. В. Историческая память как фактор «мягкой силы» // Вопросы истории. 2018. № 1. С. 111–114.

8. Гармышев Д. А. Политика «мягкой силы» России на Кавказе: образование и религия // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 25–30.

9. Дмитренко Е. Н., Романенко Е. В. Экспорт образования как элемент «мягкой силы» // Вестник Сибирского Отделения Академии Военных Наук. 2020. № 55. С. 177–179.

10. Завьялова М. И. Языковая реализация бренда «Германия — страна идей» как инструмент «мягкой силы» Германии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 11 (853). С. 98–111. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_11_853_98.

11. Иванова Н. К. Язык как «мягкая сила» в современной борьбе идеологий // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. 2016. № 12. С. 61–69.

12. Караяни А. Г. Экспорт образования как стратегия «мягкой силы» Турции // Инновации в образовании. 2021. № 4. С. 13–25.

13. Комбаев А. В., Давыд М. Российское образование как «мягкая сила»: образовательные стратегии монгольских студентов // Власть. 2022. Т. 30. № 3. С. 216–220. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9071.

14. Крыстев В. К. Туризм как инструмент «мягкой силы»: геополитическая интерпретация на примере Болгарии // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2017. № 6. С. 92–102.

15. Ланьшина Т. А. «Мягкая сила» Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28–58.

16. Наумов А. О. Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс «мягкой силы» современной России // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6 (116). С. 41–45. https://doi.org/10.14258/izvasu (2020)6-06.

17. Неймарк М. А. «Мягкая сила» в мировой политике. М.: Дашков и Кº, 2019, 272 с.

18. Понька Т. И., Джанаева А. Э., Чжао Цзелинь. Буддизм как ресурс «мягкой силы» Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 2. С. 290–300. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-2-290-300.

19. Русакова О. Ф., Грибовод Е.Г. Информационно-коммуникативные компоненты «мягкой силы» // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 1 (56). С. 62–72. https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.1.56.4.

20. Русакова О. Ф. Soft power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 52–61.

21. Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования // Образование и право. 2020. № 5. С. 165–173. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10529.

22. Франц В. А. Потенциал мягкой силы исторической памяти во взаимном сближении жителей государств Центральной Азии и россиян // Дискурс-Пи. 2020. Т. 17. № 3 (40). С. 54–73. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10304.

23. Харитонова Е. М. Эффективность «мягкой силы»: проблема оценки // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 6. С. 48–58.

24. Цыганкова С. П., Нежданов В. Я. Образование и культура — важнейшие ресурсы политики «мягкой силы» Китая // Уральское востоковедение. 2013. № 5. С. 56–90.

25. Черевичко Т. В. Туризм как инструмент «мягкой силы» международной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 214–218. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-2-214-218.

26. Шангараев Р. Н. Идеология как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Турции // Вопросы политологии. 2018. Т. 8. № 6 (34). С. 41–47.

27. Ярмак Ю. В. Мягкая сила идеологии и безопасность // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности. 2022. Т. 2. № 1. С. 11–20. https://doi.org/10.54398/2713024X_2022_2_1_11.

28. Asadov B. R. O., Baranov A. S., Filippova I. G. Regional aspects of the 'soft power of tourism' in the context of globalization through the example of an international organized youth environment // Economics and Management. 2019. No. 5 (163). P. 52–59.

29. Crowley-Vigneau A., Baykov A. A., Kalyuzhnova E. “That’ll teach them”: investigating the soft power conversion model through the case of Russian higher education // Higher Education in Russia. 2022. Vol. 31. No. 1. P. 120–140. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-120-140.

30. Dyankov T., Krastev V., Yancheva K. Evaluation of brand identity of Bulgaria as a tourist destination // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. 2018. Vol. 66. No. 1. P. 19–34.

31. Kuznetsova V. V. Promoting the Russian language and culture in Spain as a soft power tool of the Russian Federation // Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2020. Vol. 25. No. 3. P. 180–191. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.3.16.

32. McClory J. The New Persuarders: An international ranking of soft power // Rapid-growth markets soft power index – Institute for Government GB in collaboration with Institute for Emerging Markets Studies. 2010. P. 3–18. URL: http://www.instituteforgovernment.org.uk/about-us

33. Muzykant V. L., Souhila K. Language and culture of a country as acting form of “soft power” // Vestnik MIRBIS. 2021. No. 3 (27). P. 230–234. https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2021.3.26.

34. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990. 330 p.

35. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.

36. Saidov D. Sh., Umarkanova S. Zh. Spanish soft power: development of a national brand and a positive image of the state at the turn of the 20th-21st centuries // History. Culture. Language. Collection of articles based on the student scientific seminars. Moscow, 2021. P. 351–358.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх