Migration flows from African countries to Germany: a view of think tanks

 
PIIS221979310021406-9-1
DOI10.37490/S221979310021406-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: trainee
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionVolume 18. No4/2022
Pages146-160
Abstract

The article touches upon the issue of illegal migration from sub-Saharan Africa to Germany and other countries of the European Union, as well as the role of German think tanks in solving this issue. A brief description of the history of the development of the migration policy of the European Union, as well as the difficulties that had to be faced, is given. Attempts to solve these problems and the dangers of ignoring them are described. Using the example of the activities of four significant German think tanks, the article traces the evolution of expertise on this issue. It is noted that experts do not always pay attention to this problem or try to solve it according to the preferences and wishes of the political establishment. Examples of active cooperation between think tanks and decision-making politicians, as well as the influence of German expertise on the formation of certain aspects of the migration policy of Germany and the European Union are given. It is concluded that think tanks contribute to solving the problem of migration from sub-Saharan Africa, but only if the expertise generally coincides with the vision of solving the problem by German and European politicians.

KeywordsGermany, Africa, migration, think tanks, expertise, European Union, decision-making
Received07.08.2022
Publication date22.11.2022
Number of characters29093
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В последнее время наблюдается повышенное внимание многих стран к африканскому континенту. Германия не является исключением. В период нахождения Ангелы Меркель на посту канцлера страна прошла долгий путь формирования собственного африканского направления внешней политики, в конечном счёте выбрав для себя фокус на социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество. Германский бизнес активно начал инвестировать в африканский континент, а правительство разрабатывало проекты для поддержки развивающихся стран и раскрытия их экономического потенциала. Ярким примером таких инициатив является «план Маршалла для Африки», который стал едва не самым большим проектом Ангелы Меркель, направленным на помощь странам Африки, с которыми Германия укрепляет партнёрские связи.
2 Многие из подобных проектов реализуются в Африке не только исключительно из-за объективной необходимости развития континента, но и для того, чтобы способствовать решению проблемы активной миграции из стран Африки в Европу в поисках лучших условий жизни. Большинство при этом выбирает Германию в качестве страны назначения. Такие притоки человеческих ресурсов могут создавать проблемы для безопасности Германии и всего Европейского союза, поэтому возникает необходимость поиска эффективных решений.
3 Для этого политики нередко обращаются к экспертам аналитических центров. На сегодняшний день в Германии существует 266 таких центров. Их эксперты отмечают, что не стремятся к непосредственному влиянию на процесс принятия решений правительственными структурами, а лишь предоставляют необходимую информацию для того, чтобы эти решения были приняты верно и объективно [7]. При этом интересно отметить, что некоторые из таких центров финансируются напрямую государством или политической партией, при которой они функционируют [9]. Например, опубликованные за 2017 г. данные демонстрируют многомиллионные расходы политических партий на обеспечение работы своих аналитических центров — Фонд Фридриха Эберта и Фонд Конрада Аденауэра получили 170,7 и 167,1 миллионов евро от СДПГ и ХДС соответственно [24].
4 Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение экспертизы аналитических центров Германии в вопросах миграции из стран Африки, а также роли экспертного мнения в принятии политических решений.
5 Для рассмотрения выбраны работы четырёх аналитических центров. Прежде всего стоит выделить Фонд Конрада Аденауэра, который обслуживает нужды Христианско-Демократической партии и сам заявляет о своей ключевой роли среди немецкого экспертного сообщества1. Достойным внимания является Немецкий институт международных отношений и безопасности, который интересен своим активным сотрудничеством с немецким правительством2. Кроме того, это один из крупнейших, если не крупнейший центр Германии, занимающийся вопросами внешней политики. Третьим центров выбран Кильский институт мировой экономики, основанный в 1914 г. Он занимает 18-е место в рейтинге лучших аналитических центров в сфере экономики в мире3. Кильский институт позиционирует себя как независимый центр, входящий в ассоциацию Лейбница — престижное объединение независимых исследовательских институтов Германии, финансируемое государством. Другим рассмотренным в статье аналитическим центром является Немецкий институт развития, основанный в 1964 г. В списке институтов, занимающихся исследованием политики развития, данный центр занимает третье место в мире4. Центр открыто позиционирует себя как вырабатывающий рекомендации для профильных министерств и ведомств Германии, прежде всего — Федерального министерства экономического сотрудничества и развития. 1. Die Konrad-Adenauer-Stiftung ist Deutschlands einflussreichster Think-Tank // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

2. Uber Stiftung Wissenschaft und Politik // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

3. McGann J.G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report // Penn libraries, University of Pennsylvania. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022)

4. Ibid.

views: 227

Readers community rating: votes 0

1. Abmeier K. Migration nach Deutschland gerecht gestalten, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/migration-nach-deutschland-gerecht-gestalten1 (accessed 07.08.2022).

2. Angenendt S. Irregulare Migration als internationales Problem, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2007_S33_adt_ks.pdf (accessed07.08.2022).

3. Angenendt S., Engler M., Schneider J. European Refugee Policy, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2013C36_adt_engler_schneider.pdf (accessed 07.08.2022).

4. Angenendt S., Martin-Shields C., Schraven B. More development — more migration? Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C40_adt_etal.pdf (accessed 07.08.2022).

5. Backhaus A. Skills in African Labor Markets and Implications for Migration to Europe, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/MEDAM-Webseite/KWP_2150.pdf (accessed 07.08.2022).

6. Barry A. Europe’s dilemma: Immigration and the Arab Spring, Foreign Policy in Focus. (In German). URL: https://fpif.org/europes_dilemma_immigration_and_the_arab_spring (accessed 07.08.2022).

7. Beitzer H. Die Gedankenmacht, Züddeutsche Zeitung. (In German). URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/think-tanks-in-deutschland-die-gedankenmacht-1.1006138 (accessed 07.08.2022).

8. Bendiek A. Wenn es Europa ernst ist, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/kurz-gesagt/wenn-europa-es-ernst-meint/ (accessed 07.08.2022).

9. Borchard M. Political Think Tanks — What they can, what they can’t, what they should do, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=c7bbfaf2-008b-ad5f-e27b-4933fec0a962&groupId=252038 (accessed 07.08.2022).

10. Dick E., Schraven B. Migration Innerhalb Afrikas Als Herausforderung Für Die Afrikanischen Regionalorganisationen: Die Beispiele IGAD und ECOWAS, Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. (In German). URL: https://www.die-gdi.de/externe-publikationen/article/migration-innerhalb-afrikas-als-herausforderungfuer-die-afrikanischen-regionalorganisationen-die-beispiele-igad-und-ecowas/ (accessed 07.08.2022).

11. European and African perspectives on asylum and migration policy: Seeking common ground , Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/IfW-Publications/Matthias_Luecke/European_and_African_perspectives_on_asylum_and_migration_policy__Seeking_common_ground/MEDAM_Assessment_Report_2020_Full_report.pdf (accessed 07.08.2022).

12. Felbermayr G. Gesetzespaket zu Asyl und Migration wird Migration kaum beeinflussen, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2019/gesetzespaket-zu-asyl-und-migration-wird-migration-kaum-beeinflussen/ (accessed 07.08.2022).

13. Garcia A., Öztürk A. Entwicklung Durch „Zirkuläre Migration“? Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. (In German). URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/entwicklung-durch-zirkulaere-migration/ (accessed 07.08.2022).

14. Geddes A. Relationships between Research and Policy on Migration in the European Union: A Practice-Based Analysis, Robert Schuman centre for advanced studies. (In German). URL: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/29519/RSCAS_2014_06.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 07.08.2022).

15. Haas. H. (2008), The Myth of Invasion. The inconvenient realities of African migration to Europe, Third World Quarterly, № 29 (7). (In German).

16. Hamood S. African transit migration through Libya to Europe: the human cost, The American University in Cairo. (In German). URL: http://www.migreurop.org/IMG/pdf/hamood-libya.pdf (accessed 07.08.2022).

17. „Keiner verlässt sein Land ohne Grund!“ Die Ursachen von Flucht und Migration, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/-keiner-verlaesst-sein-land-ohne-grund-die-ursachen-von-flucht-und-migration (accessed 07.08.2022).

18. Kipp D., Knapp N., Meier A. Negative Sanktionen und auswärtige EU Migrationspolitik, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/negative-sanktionen-und-auswaertige-eu-migrationspolitik/ (accessed 07.08.2022).

19. Koch A., Weber A., Werenfels I. Migrationsprofiteure? Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2018S03_koc_web_wrf.pdf#page=75 (accessed 07.08.2022).

20. Kreck V. Flucht als Ausweg, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/de/web/die-politische-meinung/artikel/detail/-/content/flucht-als-ausweg (accessed 07.08.2022).

21. Lücke M. Asyl und Migration: Die EU muss Kooperation mit Afrika stärken, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2020/asyl-und-migration-die-eu-muss-kooperation-mit-afrika-staerken/ (accessed 07.08.2022).

22. Lücke M. Keine Angst vor der Massenzuwanderung aus Afrika, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2018/december/keine-angst-vor-der-massenzuwanderung-aus-afrika/ (accessed 07.08.2022).

23. Lücke M. Migration steuern und nutzen, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2017/migration-steuern-und-nutzen/ (accessed 07.08.2022).

24. Lutz M., Muller U. Parteinahe Stiftungen kosten Steuerzahler 581 Millionen, Welt. (In German). URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article173425205/Bundestag-581-Millionen-Euro-fuer-parteinahe-Stiftungen-bewilligt.html (accessed 07.08.2022).

25. Mair S. Refugees from Africa, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2004_16_mrs_ks.pdf (accessed 07.08.2022).

26. Parkes R. Joint patrols at the EUs southern border, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2006_21_pks_ks.pdf (accessed 07.08.2022).

27. Schäfer I. Migration Nach Europa — Nordafrika Als Grenzwächter Europas? Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. (In German). URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/migration-nach-europa-nordafrika-als-grenzwaechter-europas/ (accessed 07.08.2022).

28. Schmieg E. Handelspolitik kann nur begrenzt Fluchtursachen bekämpfen, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/handelspolitik-kann-nur-begrenzt-fluchtursachen-bekaempfen/ (accessed 07.08.2022).

29. Schneider J., Engler M., Angenendt S. (2013), European Refugee Policy: Pathways to Fairer Burden-Sharing. Sachverständigenrat deutscher Stiftungen für Integration und Migration GmbH (SVR).(In German).

30. Snower D. Dieser Plan soll Flüchtlinge in Afrika halten, Kiel Institute for the World Economy. (In German). URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2017/july/dieser-plan-soll-fluechtlinge-in-afrika-halten/ (accessed 07.08.2022).

31. Worrath J. Containing illicit flows at African borders, Stiftung Wissenschaft und Politik. (In German). URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C23_vrr.pdf (accessed 07.08.2022).

32. Zwischen Krisenbekämpfung und Nachhaltigkeit – eine Zwischenbilanz der Europäischen Migrations- und Flüchtlingspolitik, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_51814_1.pdf/be330e2e-03f1-2ec7-d332-cb4bbeda445e?version=1.0&t=1539647773108 (accessed 07.08.2022).

33. Zwischen zwei Welten? Erfolgreiche Integration von Afrikanern in Deutschland, Konrad Adenauer Stiftung. (In German). URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_32966_1.pdf/6170e57a-b479-bb67-e762-afda97151bd2?version=1.0&t=1539656380165 (accessed 07.08.2022).

Система Orphus

Loading...
Up