Миграционные потоки из стран Африки в Германию: взгляд аналитических центров

 
Код статьиS221979310021406-9-1
DOI10.37490/S221979310021406-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: стажёр
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №4/2022
Страницы146-160
Аннотация

В статье рассматривается проблема нелегальной миграции из стран Африки южнее Сахары в Германию и другие страны Европейского союза, а также роль аналитических центров Германии в решении данной проблемы. Даётся краткое описание истории развития миграционной политики Европейского союза, а также сложности, с которыми приходилось сталкиваться. Описываются попытки решения данных проблем и опасности их игнорирования. На примере деятельности четырёх крупных аналитических центров Германии в статье прослеживается эволюция экспертизы по данному вопросу. Отмечается, что эксперты не всегда обращают внимание на данную проблему или пытаются решить её сообразно предпочтениям и пожеланиям политического истеблишмента. Приводятся примеры активного сотрудничества аналитических центров и политиков, ответственных за принятие решений, а также влияния немецкой экспертизы на формирование отдельных аспектов миграционной политики Германии и Европейского союза. Делается вывод о том, что аналитические центры вносят свой вклад в решение проблемы миграции из стран Африки южнее Сахары, но только в случае, если экспертиза в целом совпадает с видением решения проблемы немецкими и европейскими политиками.

Ключевые словаГермания, Африка, миграция, аналитические центры, экспертиза, Европейский союз, принятие решений
Получено07.08.2022
Дата публикации22.11.2022
Кол-во символов29093
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В последнее время наблюдается повышенное внимание многих стран к африканскому континенту. Германия не является исключением. В период нахождения Ангелы Меркель на посту канцлера страна прошла долгий путь формирования собственного африканского направления внешней политики, в конечном счёте выбрав для себя фокус на социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество. Германский бизнес активно начал инвестировать в африканский континент, а правительство разрабатывало проекты для поддержки развивающихся стран и раскрытия их экономического потенциала. Ярким примером таких инициатив является «план Маршалла для Африки», который стал едва не самым большим проектом Ангелы Меркель, направленным на помощь странам Африки, с которыми Германия укрепляет партнёрские связи.
2 Многие из подобных проектов реализуются в Африке не только исключительно из-за объективной необходимости развития континента, но и для того, чтобы способствовать решению проблемы активной миграции из стран Африки в Европу в поисках лучших условий жизни. Большинство при этом выбирает Германию в качестве страны назначения. Такие притоки человеческих ресурсов могут создавать проблемы для безопасности Германии и всего Европейского союза, поэтому возникает необходимость поиска эффективных решений.
3 Для этого политики нередко обращаются к экспертам аналитических центров. На сегодняшний день в Германии существует 266 таких центров. Их эксперты отмечают, что не стремятся к непосредственному влиянию на процесс принятия решений правительственными структурами, а лишь предоставляют необходимую информацию для того, чтобы эти решения были приняты верно и объективно [7]. При этом интересно отметить, что некоторые из таких центров финансируются напрямую государством или политической партией, при которой они функционируют [9]. Например, опубликованные за 2017 г. данные демонстрируют многомиллионные расходы политических партий на обеспечение работы своих аналитических центров — Фонд Фридриха Эберта и Фонд Конрада Аденауэра получили 170,7 и 167,1 миллионов евро от СДПГ и ХДС соответственно [24].
4 Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение экспертизы аналитических центров Германии в вопросах миграции из стран Африки, а также роли экспертного мнения в принятии политических решений.
5 Для рассмотрения выбраны работы четырёх аналитических центров. Прежде всего стоит выделить Фонд Конрада Аденауэра, который обслуживает нужды Христианско-Демократической партии и сам заявляет о своей ключевой роли среди немецкого экспертного сообщества1. Достойным внимания является Немецкий институт международных отношений и безопасности, который интересен своим активным сотрудничеством с немецким правительством2. Кроме того, это один из крупнейших, если не крупнейший центр Германии, занимающийся вопросами внешней политики. Третьим центров выбран Кильский институт мировой экономики, основанный в 1914 г. Он занимает 18-е место в рейтинге лучших аналитических центров в сфере экономики в мире3. Кильский институт позиционирует себя как независимый центр, входящий в ассоциацию Лейбница — престижное объединение независимых исследовательских институтов Германии, финансируемое государством. Другим рассмотренным в статье аналитическим центром является Немецкий институт развития, основанный в 1964 г. В списке институтов, занимающихся исследованием политики развития, данный центр занимает третье место в мире4. Центр открыто позиционирует себя как вырабатывающий рекомендации для профильных министерств и ведомств Германии, прежде всего — Федерального министерства экономического сотрудничества и развития. 1. Die Konrad-Adenauer-Stiftung ist Deutschlands einflussreichster Think-Tank // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

2. Uber Stiftung Wissenschaft und Politik // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022).

3. McGann J.G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report // Penn libraries, University of Pennsylvania. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения 07.08.2022)

4. Ibid.

всего просмотров: 228

Оценка читателей: голосов 0

1. Abmeier K. Migration nach Deutschland gerecht gestalten // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/migration-nach-deutschland-gerecht-gestalten1 (дата обращения 07.08.2022).

2. Angenendt S. Irregulare Migration als internationales Problem // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2007_S33_adt_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

3. Angenendt S., Engler M., Schneider J. European Refugee Policy // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2013C36_adt_engler_schneider.pdf (дата обращения 07.08.2022).

4. Angenendt S., Martin-Shields C., Schraven B. More development — more migration? // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C40_adt_etal.pdf (дата обращения 07.08.2022).

5. Backhaus A. Skills in African Labor Markets and Implications for Migration to Europe // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/MEDAM-Webseite/KWP_2150.pdf (дата обращения 07.08.2022).

6. Barry A. Europe’s dilemma: Immigration and the Arab Spring // Foreign Policy in Focus. [Электронный ресурс]: URL: https://fpif.org/europes_dilemma_immigration_and_the_arab_spring (дата обращения 07.08.2022).

7. Beitzer H. Die Gedankenmacht // Züddeutsche Zeitung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/think-tanks-in-deutschland-die-gedankenmacht-1.1006138 (дата обращения 07.08.2022).

8. Bendiek A. Wenn es Europa ernst ist // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/kurz-gesagt/wenn-europa-es-ernst-meint/ (дата обращения 07.08.2022).

9. Borchard M. Political Think Tanks — What they can, what they can’t, what they should do // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/c/document_library/get_file?uuid=c7bbfaf2-008b-ad5f-e27b-4933fec0a962&groupId=252038 (дата обращения 07.08.2022).

10. Dick E., Schraven B. Migration Innerhalb Afrikas Als Herausforderung Für Die Afrikanischen Regionalorganisationen: Die Beispiele IGAD und ECOWAS // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/externe-publikationen/article/migration-innerhalb-afrikas-als-herausforderungfuer-die-afrikanischen-regionalorganisationen-die-beispiele-igad-und-ecowas/ (дата обращения 07.08.2022).

11. European and African perspectives on asylum and migration policy: Seeking common ground // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/fileadmin/Dateiverwaltung/IfW-Publications/Matthias_Luecke/European_and_African_perspectives_on_asylum_and_migration_policy__Seeking_common_ground/MEDAM_Assessment_Report_2020_Full_report.pdf (дата обращения 07.08.2022).

12. Felbermayr G. Gesetzespaket zu Asyl und Migration wird Migration kaum beeinflussen // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2019/gesetzespaket-zu-asyl-und-migration-wird-migration-kaum-beeinflussen/ (дата обращения 07.08.2022).

13. Garcia A., Öztürk A. Entwicklung Durch „Zirkuläre Migration“? // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/entwicklung-durch-zirkulaere-migration/ (дата обращения 07.08.2022).

14. Geddes A. Relationships between Research and Policy on Migration in the European Union: A Practice-Based Analysis. // Robert Schuman centre for advanced studies. [Электронный ресурс]: URL: http://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/29519/RSCAS_2014_06.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 07.08.2022).

15. Haas. H. The Myth of Invasion. The inconvenient realities of African migration to Europe // Third World Quarterly. 2008. № 29 (7).

16. Hamood S. African transit migration through Libya to Europe: the human cost // The American University in Cairo. [Электронный ресурс]: URL: http://www.migreurop.org/IMG/pdf/hamood-libya.pdf (дата обращения 07.08.2022).

17. „Keiner verlässt sein Land ohne Grund!“ Die Ursachen von Flucht und Migration // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/veranstaltungsberichte/detail/-/content/-keiner-verlaesst-sein-land-ohne-grund-die-ursachen-von-flucht-und-migration (дата обращения 07.08.2022).

18. Kipp D., Knapp N., Meier A. Negative Sanktionen und auswärtige EU Migrationspolitik // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/negative-sanktionen-und-auswaertige-eu-migrationspolitik/ (дата обращения 07.08.2022).

19. Koch A., Weber A., Werenfels I. Migrationsprofiteure? // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2018S03_koc_web_wrf.pdf#page=75 (дата обращения 07.08.2022).

20. Kreck V. Flucht als Ausweg // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/de/web/die-politische-meinung/artikel/detail/-/content/flucht-als-ausweg (дата обращения 07.08.2022).

21. Lücke M. Asyl und Migration: Die EU muss Kooperation mit Afrika stärken // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2020/asyl-und-migration-die-eu-muss-kooperation-mit-afrika-staerken/ (дата обращения 07.08.2022).

22. Lücke M. Keine Angst vor der Massenzuwanderung aus Afrika // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2018/december/keine-angst-vor-der-massenzuwanderung-aus-afrika/ (дата обращения 07.08.2022).

23. Lücke M. Migration steuern und nutzen // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/medieninformationen/2017/migration-steuern-und-nutzen/ (дата обращения 07.08.2022).

24. Lutz M., Muller U. Parteinahe Stiftungen kosten Steuerzahler 581 Millionen // Welt. [Электронный ресурс]: URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article173425205/Bundestag-581-Millionen-Euro-fuer-parteinahe-Stiftungen-bewilligt.html (дата обращения 07.08.2022).

25. Mair S. Refugees from Africa // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2004_16_mrs_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

26. Parkes R. Joint patrols at the EUs southern border // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/comments2006_21_pks_ks.pdf (дата обращения 07.08.2022).

27. Schäfer I. Migration Nach Europa — Nordafrika Als Grenzwächter Europas? // Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.die-gdi.de/die-aktuelle-kolumne/article/migration-nach-europa-nordafrika-als-grenzwaechter-europas/ (дата обращения 07.08.2022).

28. Schmieg E. Handelspolitik kann nur begrenzt Fluchtursachen bekämpfen // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/publikation/handelspolitik-kann-nur-begrenzt-fluchtursachen-bekaempfen/ (дата обращения 07.08.2022).

29. Schneider J., Engler M., Angenendt S. European Refugee Policy: Pathways to Fairer Burden-Sharing. Sachverständigenrat deutscher Stiftungen für Integration und Migration GmbH (SVR), 2013.

30. Snower D. Dieser Plan soll Flüchtlinge in Afrika halten // Kiel Institute for the World Economy. [Электронный ресурс]: URL: https://www.ifw-kiel.de/de/publikationen/das-ifw-in-den-medien/2017/july/dieser-plan-soll-fluechtlinge-in-afrika-halten/ (дата обращения 07.08.2022).

31. Worrath J. Containing illicit flows at African borders // Stiftung Wissenschaft und Politik. [Электронный ресурс]: URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2017C23_vrr.pdf (дата обращения 07.08.2022).

32. Zwischen Krisenbekämpfung und Nachhaltigkeit — eine Zwischenbilanz der Europäischen Migrations- und Flüchtlingspolitik // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_51814_1.pdf/be330e2e-03f1-2ec7-d332-cb4bbeda445e?version=1.0&t=1539647773108 (дата обращения 07.08.2022).

33. Zwischen zwei Welten? Erfolgreiche Integration von Afrikanern in Deutschland // Konrad Adenauer Stiftung. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kas.de/documents/252038/253252/7_dokument_dok_pdf_32966_1.pdf/6170e57a-b479-bb67-e762-afda97151bd2?version=1.0&t=1539656380165 (дата обращения 07.08.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх