Современные тенденции организации образовательного процесса в вузе с учетом применения педагогических опор

 
Код статьиS181570410019606-1-1
DOI10.54884/S181570410019606-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель кафедры иностранных языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы100-106
Аннотация

В статье сделана попытка осмысления современных тенденций организации образовательного процесса в вузе. Необходимость в изменениях в сфере образования обусловлена социальным заказом цифрового общества. Рассмотрены возможности модернизации организации образовательного процесса в вузе на основе педагогических опор, формирования метапредметной компетенции, изменения взаимодействия преподавателя и студента, цифровизации и с учетом психологических особенностей поколения Z, которые в основном не имеют выраженного канала восприятия информации (являются дигиталами) и хорошо взаимодействуют с цифровыми устройствами. С учетом современной образовательной парадигмы обучения в высшей школе описаны метапредметные результаты, приводящие к формированию метапредметной компетенции студента и метаграмотности и метарефлексии преподавателя. Показаны микромодели организации современного образовательного процесса в вузе от репродуктивной до эвристической. Предложены варианты использования педагогических опор для формирования базовых навыков (мягких и твердых) будущего специалиста в рамках профессионально-личностного развития.

Ключевые словаобразовательный процесс, педагогическая опора, метапредметная компетенция, базовые навыки, цифровизация
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов16802
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В соответствии с быстро растущими запросами общества меняется и образовательная парадигма, которая предполагает обучение в течение всей жизни (Lifelong Learning). Современные студенты должны быть конкурентоспособными и умеющими самостоятельно получать необходимую информацию, а также быстро и правильно ее обрабатывать. От качества саморазвития и обученности зависит профессионализм будущего специалиста.
2 Современное общество старается стать гуманным и информационным. В основных законодательных документах по образованию делается акцент на гуманистический характер преобразований, ведущих к повышению качества обучения. Эти тенденции влияют на необходимость модернизации как системы образования в целом, так и технологий образовательного процесса.
3 Теперь каждое направление воздействия на образовательный процесс рассмотрим подробнее. Цифровизация образовательного пространства предполагает внедрение в процесс обучения цифровых педагогических опор, которые используются или создаются с помощью информационно-коммуникационных технологий [3].
4 Ареал применения педагогических опор охватывает все образовательное пространство. Они могут служить основой для создания занятия или курса, являться поддержкой для выполнения учебной задачи или стимулом для творческого задания, а также педагогическим инструментом для развития компетенций и навыков.
5 С одной стороны, педагогическая опора – это информационные ориентиры (вербального или невербального вида), побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности в интерпретации полученного знания, что приводит к уменьшению ошибок в учебной деятельности. С другой стороны, это отвечающий определенным целям полифункциональный педагогический инструмент, который служит как для врéменной поддержки учебных действий, мотивирующего воздействия, генерализации знаний, развития различных видов мышления (критического, творческого, алгоритмического, так и для реализации идей комплексности, интерактивности, цифровизации и адаптивности учебного процесса. Ее семантическое поле должно быть понятно обучающемуся, то есть содержать известные ему знаки. Кроме того, педагогическая опора может быть и частью педагогического дизайна, то есть влиять не только на студента, но и на преподавателя.
6 Авторская система педагогических опор состоит из 164 элементов, которые разделены на четыре группы (вербальные, невербальные, смешанные и бинарные), а также имеют ряд других признаков, позволяющий упростить их подбор для конкретной учебной задачи.
7 Педагогические опоры в вузе ориентируют студентов на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий, то есть реализуют идею генерализации знаний. Педагогический смысл опор выражается в реализации принципов наглядности, адаптивности, интерактивности, систематизации знаний и развития критического, творческого и алгоритмического мышления. В качестве технологического инструментария педагогические опоры выступают цифровое и информационное сопровождение и поддержка усвоения и применения знаний.

всего просмотров: 361

Оценка читателей: голосов 0

1. Зорина Е. М. Использование педагогических опор в методе управляемых открытий // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: кол. моногр. Вып.13. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. – С. 78-85.

2. Зорина Е. М. Метапредметная компетенция участников образовательного процесса как часть методической компетентности // Вопросы педагогики. – 2019. – №8-2. – С. 43-54.

3. Зорина Е. М., Монахова Л. Ю. Цифровые педагогические опоры в системе дополнительного профессионального образования педагогов // Человек и образование. – 2020. – №2(63). – С. 116-121.

4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л. Е. Колбачева. – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011. – 121 с., ил.

5. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Этапы личностно-профессионального становления педагога: от адаптации в профессии к метадеятельности // Человек и образование. – 2015. – №3(44). – С. 74-78.

6. Монахова Л.Ю., Рябоконь Е. А. Развитие личности, как стратегическая линия современной системы профессионального образования // Человек и образование. – 2018. – №2. – С. 336-344.

7. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. –2011. – №1(26). – С.45-53.

8. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. – 2009. – №3. – С. 10-16.

9. Шерайзина Р.М., Медник Е.А., Тращенкова С.А. Использование возможностей web-квестов в образовательном пространстве вуза и школы // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация: сборник статей. – Нижний Новгород, 2019. – С. 189-194.

10. Bauerlein M. (2008) The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 264 p.

11. Chirkova E. I., Zorina E. M., Chernovets E. G. (2021) Adaptive Testing in E-Learning in High School. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V. (eds) Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 184. Springer, Cham, 192-202.

12. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol. 9, № 5, 1-6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх