Культурный туризм в качестве инструмента для создания позитивного образа Болгарии в международном сообществе

 
Код статьиS221979310016637-3-1
DOI10.37490/S221979310016637-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Экономический университета Варны
Адрес: Болгария, Варна
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 17. №4 /2021
Страницы84-96
Аннотация

Статья посвящена культурному туризму как фактору формирования устойчивого образа Болгарии для внешнего мира при одновременном укреплении её международной конкурентоспособности. Цель исследования — выявить возможности накопления «мягкой силы» Болгарии за счёт использования культурного наследия в сфере туризма. Для этого оцениваются преимущества культурного потенциала страны для повышения её международного статуса как политического субъекта в международном плане. Методология основана на пространственном анализе и синтезе путём выявления постструктуралистских особенностей пространства Болгарии в виде образа. Культурный туризм рассматривается как совокупность различных культурных форм путешествий людей благодаря валоризованному культурному наследию. Для этой цели прослежен культурный потенциал Болгарии по отношению к перспективным формам культурного туризма. Последовательно систематизировано культурное наследие разных исторических периодов с привязкой к геокультурному образу пространства. Обоснованы причины развития национальной специализации культурного туризма: событийного, культурно-исторического, археологического, религиозного, этнографического, кулинарного, городского. Представлены приоритетные направления в культурном туризме, которые формируют яркий позитивный образ Болгарии, основанный на характерных культурных стереотипах и нарративах.

Ключевые словатуризм, Болгария, геокультурный образ, культурный потенциал, наследие, культурный стереотип
Получено06.12.2021
Дата публикации05.12.2021
Кол-во символов26647
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В своем геоэкономическом образе мир представляет собой большой рынок, в котором страны и регионы конкурируют друг с другом за привлечение инвестиций, событийных мероприятий и посетителей. Особую роль в этом процессе играет туризм как надёжный инструмент маркетинга территории, что выражается в её оценке и создании позитивного образа. Тесно связанный с процессами маркетинга и брендинга туризм используется для позиционирования, развития, оживления места [12; 13]. Туризм также оказывает прямое влияние на устойчивость восприятия пространства, участвуя как одно из главных проявлений его «мягкой силы» [4; 5; 14; 16]. Рассматриваемый как инструмент «мягкой силы», туризм формирует образы пространства и, таким образом, видение мира [15], структура которого с точки зрения геокогнитивной привлекательности иерархизирует страны и регионы в международном сообществе. Приобретенная туристская известность в виде позитивного образа служит верным показателем потенциала «мягкой силы». С этой точки зрения влияние туризма на стремление территориальных и политических образований к завоеванию известности и репутации в международном сообществе постоянно растёт.
2 Культура и туризм — взаимосвязанные и подпитывающие друг друга социальные сферы, сочетание которых определяет содержание специализированной формы потребления — культурный туризм. Культурные поездки в определённые направления помогают повысить их привлекательность в сознании различных сообществ, приобретённые топофильные черты которых впоследствии становятся неотъемлемой частью «мягкой силы» субъекта, выражающего территориально-политического образования. Значение культурного туризма для познания и сближения стран и народов неоспоримо, а также его роль в качестве фактора в создании региональных идентичностей и повышении известности и престижа мест с большим культурным потенциалом [17].
3 Яркий позитивный колорит создаёт образ Болгарии в туризме на основе культурного наследия. О культурной семантике её образа свидетельствует выраженный потенциал страны в развитии культурного туризма. Геокультурный бренд Болгарии сформировался ещё в конце 1950-х гг. на основе символики эфиромасличной розы (которая приобрела известность как болгарская роза). Образ Болгарии как «Страна роз» увенчан международным признанием (засвидетельствовано даже в искусстве зарубежных художников) и стал эмблемой национального туристского бренда. С распространением во многих областях международного общественного интереса (музыка и литература; продукты питания и косметика; сувениры) эфиромасличная роза, несомненно, зарекомендовала себя как широко узнаваемый символ болгарской идентичности. Однако Болгария обладает богатым культурным наследием гетерогенного характера, которое, учитывая ускоренный обмен информацией и кросс-культурность современности, способно укрепить в новом измерении её международную привлекательность и известность.

всего просмотров: 460

Оценка читателей: голосов 0

1. Веденин Ю. А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Известия РАН. Серия географическая, 1998, № 4. С. 87–90.

2. География туризма / Под ред. А. Ю. Александровой. М.: Кнорус, 2009. 592 с.

3. Кръстев В. География на туризма. Варна: Наука и икономика, 2014. 356 с.

4. Кръстев В. Геополитика и геостратегия на туризма. Варна: Наука и икономика, 2016. 176 с.

5. Паршин П. Б. Два «понимания мягкой силы»: предпосылки, корреляты, следствия // Вестник МГИМО Университета, 2014, 2 (35). С. 14–21.

6. Културен туризъм. Продуктов анализ. София: Експлика — Глобал метрикс ДЗЗД, 2019, 259 с. [Электронный ресурс]: URL: https://www.tourism.government.bg/sites/tourism.government.bg/files/uploads/2019_gg/produktov_analiz_-_kulturen_turizam.pdf (дата обращения: 20.08.2021).

7. Стратегия за развитие на българската култура 2019–2029. София: Министерство на културата, 2019. [Электронный ресурс]: URL: http://mc.government.bg/files/5495_Strategy_culture_.pdf (дата обращения: 25.08.2021).

8. Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности IX–XV веков. Иваново: Ивановский государственный университет, 2000. 290 с.

9. Пътеводител за винен туризъм и дегустации. [Электронный ресурс]: URL: https://winetours.bg/ (дата обращения: 20.08.2021).

10. Фестивали и празници в България. [Электронный ресурс]: URL: https://fest-bg.com/ (дата обращения: 25.08.2021).

11. Getz D. Event tourism: Definition, evolution and research // Tourism Management. 2008. Vol. 29. No. 3. P. 403–428.

12. Hall C. M. Geography, marketing and the selling of places // Journal of Travel and Tourism Marketing. 1997. No. 6 (3/4). P. 61–84.

13. Hall C. M., Page S. J. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, place and space. London, 2002. 309 р.

14. Laurano P. Il turismo come strumento di diplomazia pubblica // Rivista di scienze del turismo. 2011. No. 1. P. 45–62.

15. Minca C. Lo spazio turistico postmoderno // International Conference on „Il turismo nel Mediterraneo“, Rome, 1996. P. 123–133.

16. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.

17. Richards G. Tourism and the World of Culture and Heritage // Tourism Recreation Research. 2000. No. 25 (1). P. 9–17.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх