Sacred geography of the Belorussian Dvina region: typology, current status and prospects of research

 
PIIS221979310012055-3-1
DOI10.37490/S221979310012055-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Polotsk State University
Address: Belarus, Polotsk
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 2 (38)
Pages22-35
Abstract

The article analyzes the experience of studying the objects of sacred geography of the historical and ethnographic region of the Belarusian Dvina, clarifies the categorical apparatus of the research and the relationship between the concepts of «sacred», «holy», «religious» in the prism of popular perception of sacredly selected elements of the natural landscape. The symbolic status, information and ceremonial functions of religious sources, sacral lakes and boulders in the structure of the cultural landscape of the region are characterized. An exceptional place in the picture of the world and ritual practices of the population to date is occupied by «holy springs», most of which are patronized by the Orthodox Church and have sacral architectonics (chapels, crosses, baths), which attract a large number of pilgrims. On the other hand, the rapid decline in the rural population is also a threat to sacred geography objects, which lose their cultural status and become the category of natural objects that do not have their «sacred history».

The study identified the main problems and prospects for the study of sacred geography as a complex natural and cultural phenomenon, reflecting the centuries-old experience of interaction between man and the environment. Further study of objects of sacred geography involves a wide interdisciplinary interaction of ethnography, folklore studies, archeology, cultural and historical geography in close connection with the state policy on the preservation of the natural and ethnocultural heritage.

Keywordssacred geography, Belorussian Dvina region, cultural landscape, picture of the world, ritual, traditional culture
Received05.02.2019
Publication date28.06.2019
Number of characters32062
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Духовный опыт взаимодействия человека и географической среды его обитания являет собой значимый сегмент культуры в целом, а в качестве предмета исследования актуален для многих дисциплин и научных направлений: от культурной антропологии и этносемиотики до исторической и гуманитарной географии. Именно природное пространство во всей совокупности его геоклиматических и биологических характеристик стало не только базисом материальной культуры человечества, но и «творческой площадкой» объективации мира идей и представлений. «Именно геологические и биологические элементы ландшафта — горы, воды, флора, фауна — были тем изначальным, что в наземном мире подлежало повседневному использованию и осознанию, которое началось с сакрализации и мифологизации ландшафта» [19, с. 12].
2 Вместе с тем, семиозис пространства в человеческой культуре, несмотря на архетипический характер мифологического восприятия окружающей действительности, всегда имеет конкретные формы репрезентации, обусловленные региональными особенностями как географического, так и этнокультурного плана. Не случайно разноплановые исследования сакральной интерпретации ландшафта в различных культурных традициях, ставшие столь актуальными в последние десятилетия, реализуются именно в рамках регионалистики. В российской науке региональный подход наиболее плодотворно реализуется при изучении сакрального ландшафта Севера и Северо-запада России [8; 16; 17; 20]. В Литве фундаментальное исследование объектов сакральной географии двух историко-культурных регионов — Жемайтии и Аукштайтии — проведено В. Вайткявичусом [26; 27]. В Эстонии особенности почитания святых мест на современном этапе рассматриваются как с учётом региональных особенностей, так и в сравнении с финскими традициями [7].
3 Спецификой изучения сакральной географии в Беларуси является её изначально междисциплинарный характер (археологи, геологи, фольклористы, этнологи) и преобладание общеэтнической парадигмы при рассмотрении отдельных природных объектов (родников, озёр, валунов), имеющих сакральный статус в традиционной картине мира местного населения [4; 5; 9; 13; 15]. Однако комплексные региональные исследования сакральной географии проводятся лишь на территории Белорусского Подвинья — самой северной историко-этнографической области Беларуси, которая в основном совпадает с границами Витебской области (за исключением Дубровенского и Оршанского районов, находящихся в бассейне Днепра). Полевые фольклорно-этнографические экспедиции Полоцкого государственного университета в 1990–2010-х гг. зафиксировали обширный материал, отображающий различные аспекты этнокультурной специфики региона, в т. ч. символический статус и ритуальные функции объектов сакральной географии в традиционной картине мира локальных сельских сообществ [18, с. 166–278]. Опыт изучения сакральных объектов культурного ландшафта Белорусского Подвинья и смежных территорий воплощён в ряде научных публикаций как прикладного, так и теоретического характера [22, с. 58–73].

views: 755

Readers community rating: votes 0

1. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурные ландшафты как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия, 2004. С.13–36.

2. Громов Д. В. Сакральная география. Основные положения // Энциклопедия сакральной географии. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. С. 5–56.

3. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.

4. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2011. 384 с.

5. Зайкоўскі Э. М., Дучыц Л. У. Жыватворныя крыніцы Беларусі. Мінск: Ураджай, 2001. 111 с.

6. Иванова А. А., Калуцков, В. Н., Фадеева, Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. 512 с.

7. Йонкус Т., Айкас Т. Дары-подношения священным местам в Эстонии и Финляндии: сравнительный анализ // Миссия выполнима. Перспективы изучения фольклора. Тарту: ЭЛМ, 2018. С. 109–140.

8. Калуцков В. Н. Святые места в культурном ландшафте Пинежья // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Академическая серия. М., 2008. Вып. 22. С. 145–154.

9. Карабанаў А. К. Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі. Мінск: Бел. навука, 2011. 235 с.

10. Лобач У. Культавыя крыніцы беларуска-рускага (Полацка-Себежскага) памежжа: да праблемы вывучэння і захавання // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. 2008. Вып. 4. С. 359–367.

11. Лобач У. А. Культавыя крыніцы Беларускага Падзвіння: вопыт арэальнага даследавання // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследаванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных даследаванняў у г. Полацку): зб. навук. прац Рэсп. навук.-практ. семінара, Полацк, 20–21 ліст. 2008 г. Наваполацк, 2009. С. 213–226.

12. Лобач У. Аб’екты сакральнай тапаграфіі як элементы нематэрыяльнай культурнай спадчыны // Ідэнтыфікацыя і інвентарызацыя нематэрыяльнай культурнай спадчыны: Практычнае кіраўніцтва. Мінск: Ін-т беларускай культуры, 2013. С. 94–109.

13. Лобач У. А. Міф. Прастора. Чалавек: беларускі традыцыйны ландшафт у семіятычнай перспектыве. Мінск: Тэхналогия, 2013. 511 с.

14. Лобач У. А., Валодзіна Т. В. Святыя крыніцы Беларусі. Мінск: Бел. навука, 2016. 188 с.

15. Ляўкоў Э. А. Маўклівыя сведкі мінуўшчыны. Мінск: Навука і тэхніка, 1992. 215 с.

16. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Западной России. СПб.: Алитейя, 1998. 298 с.

17. Платонов Е. Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов) // Антропологический форум. 2006. № 7. С. 231–280.

18. Полацкі этнаграфічны зборнік. Вып. 2. Народная проза беларусаў Падзвіння: у 2 ч. / уклад., прадм. і паказ. У. А. Лобача. Наваполацк, 2011. Ч. 1. 292 с.

19. Свирида И. И. Ландшафт в культуре как пространство, образ и метафора // Ландшафты культуры. Славянский мир. М.: Прогресс — Традиция, 2007. С. 11–42.

20. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск: Поморский университет, 1993. 223 с.

21. Топоров В. Н. Язык и культура: об одном слове-символе (к 1000-летию христианства на Руси и 600-летию его в Литве) // Балто-славянские исследования. 1986. М.: Наука, 1988. С. 3–44.

22. Традиционный этнокультурный и языковой ландшафт Витебско-Псковского пограничья в конце ХІХ — начале ХХІ вв.: библиографический указатель. Псков: Псковский государственный университет, 2017. 168 с.

23. Штыхаў Г. В. Крывічы: Па матэрыялах раскопак курганоў у Паўночнай Беларусі. Мінск: Навука і тэхніка, 1992. 191 с.

24. Юрчук Л. А., Козаков И. В. Псковские легенды о святых источниках (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў: зб. навук. арт. ІІІ міжнар. навук. канф., Полацк, 14–15 красав. 2016 г.: у 2 ч. / Полацкі дзярж. ун-т ; пад агульн. рэд. Д. У. Дука [і інш.]. Наваполацк, 2016. Ч. 1 С. 189–193.

25. Lobach U. The sacred lakes of the Dvina region (Northwest Belarus) // Archaeologia Baltica. 2011. T. XV. P. 61–68.

26. VaitkevičiusV. SenosiosLietuvos šventvietės: Žemaitija. Vilnius: Diemedis, 1998. 744 p.

27. VaitkevičiusV. Senosios Lietuvos šventvietės. Aukštaitija. Vilnius: Diemedis, 2006. 784 p.

Система Orphus

Loading...
Up