Сакральная география Белорусского Подвинья: типология, актуальное состояние и перспективы исследования

 
Код статьиS221979310012055-3-1
DOI10.37490/S221979310012055-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Полоцкий государственный университет
Адрес: Белоруссия, Полоцк
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 2 (38)
Страницы22-35
Аннотация

В статье анализируется опыт изучения объектов сакральной географии историко-этнографического региона Белорусского Подвинья, уточняется категориальный апарат исследования и соотношение понятий «сакральное», «святое», «культовое» в призме народного восприятия сакрально выделенных элементов природного ландшафта. Охарактеризован символический статус, информационные и обрядовые функции культовых источников, сакральных озёр и валунов в структуре культурного ландшафта региона. Исключительное место в картине мира и обрядовых практиках населения до настоящего времени занимают «святые источники», большинство из которых патронируется православной церковью и имеет сакральную архитектонику (часовни, кресты, купальни), что привлекает большое количество паломников. С другой стороны, стремительное сокращение сельского населения представляет угрозу и для объектов сакральной географии, которые утрачивают свой культурный статус и переходят в категорию природных объектов, не имеющих своей «сакральной истории».  

В исследовании обозначены основные проблемы и перспективы исследования сакральной географии как сложного природного и культурного феномена, отразившего в себе многовековой опыт взаимодействия человека и окружающей среды. Дальнейшее изучение объектов сакральной географии предполагает широкое междисциплинарное взаимодействие этнографии, фольклористики, археологии, культурной и исторической географии в тесной связи с государственной политикой по сохранению природного и этнокультурного наследия. 

Ключевые словасакральная география, Белорусское Подвинье, культурный ландшафт, картина мира, ритуал, традиционная культура
Получено05.02.2019
Дата публикации28.06.2019
Кол-во символов32062
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Духовный опыт взаимодействия человека и географической среды его обитания являет собой значимый сегмент культуры в целом, а в качестве предмета исследования актуален для многих дисциплин и научных направлений: от культурной антропологии и этносемиотики до исторической и гуманитарной географии. Именно природное пространство во всей совокупности его геоклиматических и биологических характеристик стало не только базисом материальной культуры человечества, но и «творческой площадкой» объективации мира идей и представлений. «Именно геологические и биологические элементы ландшафта — горы, воды, флора, фауна — были тем изначальным, что в наземном мире подлежало повседневному использованию и осознанию, которое началось с сакрализации и мифологизации ландшафта» [19, с. 12].
2 Вместе с тем, семиозис пространства в человеческой культуре, несмотря на архетипический характер мифологического восприятия окружающей действительности, всегда имеет конкретные формы репрезентации, обусловленные региональными особенностями как географического, так и этнокультурного плана. Не случайно разноплановые исследования сакральной интерпретации ландшафта в различных культурных традициях, ставшие столь актуальными в последние десятилетия, реализуются именно в рамках регионалистики. В российской науке региональный подход наиболее плодотворно реализуется при изучении сакрального ландшафта Севера и Северо-запада России [8; 16; 17; 20]. В Литве фундаментальное исследование объектов сакральной географии двух историко-культурных регионов — Жемайтии и Аукштайтии — проведено В. Вайткявичусом [26; 27]. В Эстонии особенности почитания святых мест на современном этапе рассматриваются как с учётом региональных особенностей, так и в сравнении с финскими традициями [7].
3 Спецификой изучения сакральной географии в Беларуси является её изначально междисциплинарный характер (археологи, геологи, фольклористы, этнологи) и преобладание общеэтнической парадигмы при рассмотрении отдельных природных объектов (родников, озёр, валунов), имеющих сакральный статус в традиционной картине мира местного населения [4; 5; 9; 13; 15]. Однако комплексные региональные исследования сакральной географии проводятся лишь на территории Белорусского Подвинья — самой северной историко-этнографической области Беларуси, которая в основном совпадает с границами Витебской области (за исключением Дубровенского и Оршанского районов, находящихся в бассейне Днепра). Полевые фольклорно-этнографические экспедиции Полоцкого государственного университета в 1990–2010-х гг. зафиксировали обширный материал, отображающий различные аспекты этнокультурной специфики региона, в т. ч. символический статус и ритуальные функции объектов сакральной географии в традиционной картине мира локальных сельских сообществ [18, с. 166–278]. Опыт изучения сакральных объектов культурного ландшафта Белорусского Подвинья и смежных территорий воплощён в ряде научных публикаций как прикладного, так и теоретического характера [22, с. 58–73].

всего просмотров: 754

Оценка читателей: голосов 0

1. Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурные ландшафты как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия, 2004. С.13–36.

2. Громов Д. В. Сакральная география. Основные положения // Энциклопедия сакральной географии. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. С. 5–56.

3. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.

4. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мінск: Літаратура і Мастацтва, 2011. 384 с.

5. Зайкоўскі Э. М., Дучыц Л. У. Жыватворныя крыніцы Беларусі. Мінск: Ураджай, 2001. 111 с.

6. Иванова А. А., Калуцков, В. Н., Фадеева, Л. В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. 512 с.

7. Йонкус Т., Айкас Т. Дары-подношения священным местам в Эстонии и Финляндии: сравнительный анализ // Миссия выполнима. Перспективы изучения фольклора. Тарту: ЭЛМ, 2018. С. 109–140.

8. Калуцков В. Н. Святые места в культурном ландшафте Пинежья // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции. Сб. статей. Академическая серия. М., 2008. Вып. 22. С. 145–154.

9. Карабанаў А. К. Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі. Мінск: Бел. навука, 2011. 235 с.

10. Лобач У. Культавыя крыніцы беларуска-рускага (Полацка-Себежскага) памежжа: да праблемы вывучэння і захавання // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. 2008. Вып. 4. С. 359–367.

11. Лобач У. А. Культавыя крыніцы Беларускага Падзвіння: вопыт арэальнага даследавання // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследаванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных даследаванняў у г. Полацку): зб. навук. прац Рэсп. навук.-практ. семінара, Полацк, 20–21 ліст. 2008 г. Наваполацк, 2009. С. 213–226.

12. Лобач У. Аб’екты сакральнай тапаграфіі як элементы нематэрыяльнай культурнай спадчыны // Ідэнтыфікацыя і інвентарызацыя нематэрыяльнай культурнай спадчыны: Практычнае кіраўніцтва. Мінск: Ін-т беларускай культуры, 2013. С. 94–109.

13. Лобач У. А. Міф. Прастора. Чалавек: беларускі традыцыйны ландшафт у семіятычнай перспектыве. Мінск: Тэхналогия, 2013. 511 с.

14. Лобач У. А., Валодзіна Т. В. Святыя крыніцы Беларусі. Мінск: Бел. навука, 2016. 188 с.

15. Ляўкоў Э. А. Маўклівыя сведкі мінуўшчыны. Мінск: Навука і тэхніка, 1992. 215 с.

16. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Западной России. СПб.: Алитейя, 1998. 298 с.

17. Платонов Е. Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов) // Антропологический форум. 2006. № 7. С. 231–280.

18. Полацкі этнаграфічны зборнік. Вып. 2. Народная проза беларусаў Падзвіння: у 2 ч. / уклад., прадм. і паказ. У. А. Лобача. Наваполацк, 2011. Ч. 1. 292 с.

19. Свирида И. И. Ландшафт в культуре как пространство, образ и метафора // Ландшафты культуры. Славянский мир. М.: Прогресс — Традиция, 2007. С. 11–42.

20. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск: Поморский университет, 1993. 223 с.

21. Топоров В. Н. Язык и культура: об одном слове-символе (к 1000-летию христианства на Руси и 600-летию его в Литве) // Балто-славянские исследования. 1986. М.: Наука, 1988. С. 3–44.

22. Традиционный этнокультурный и языковой ландшафт Витебско-Псковского пограничья в конце ХІХ — начале ХХІ вв.: библиографический указатель. Псков: Псковский государственный университет, 2017. 168 с.

23. Штыхаў Г. В. Крывічы: Па матэрыялах раскопак курганоў у Паўночнай Беларусі. Мінск: Навука і тэхніка, 1992. 191 с.

24. Юрчук Л. А., Козаков И. В. Псковские легенды о святых источниках (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў: зб. навук. арт. ІІІ міжнар. навук. канф., Полацк, 14–15 красав. 2016 г.: у 2 ч. / Полацкі дзярж. ун-т ; пад агульн. рэд. Д. У. Дука [і інш.]. Наваполацк, 2016. Ч. 1 С. 189–193.

25. Lobach U. The sacred lakes of the Dvina region (Northwest Belarus) // Archaeologia Baltica. 2011. T. XV. P. 61–68.

26. VaitkevičiusV. SenosiosLietuvos šventvietės: Žemaitija. Vilnius: Diemedis, 1998. 744 p.

27. VaitkevičiusV. Senosios Lietuvos šventvietės. Aukštaitija. Vilnius: Diemedis, 2006. 784 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх