Пассажирское железнодорожное сообщение Псковщины: историко-географический аспект (послевоенный период)

 
Код статьиS221979310011815-9-1
DOI10.37490/S221979310011815-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 3 (39)
Страницы58-71
Аннотация

Статья посвящена малоизученному аспекту исторической географии транспорта Псковщины. Цель исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1945 по 1990 г. Методика исследования предполагает выявление, во-первых, географических особенностей маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта в изучаемый период, во-вторых, различий в обеспеченности разных направлений железнодорожной сети пассажирским сообщением. В исследуемый период факторами, стимулирующими расширение сети пассажирского железнодорожного сообщения, стали рост подвижности населения и увеличение транзитного потенциала железнодорожной сети региона под влиянием трансформации его географического положения с погранично-периферийного во внутреннее периферийное. Сдерживающими факторами стали конкуренция со стороны других видов транспорта и демографический упадок Псковщины. В этих условиях интенсивность дальнего пассажирского сообщения значительно возросла, а в её структуре главную роль стали играть транзитные маршруты меридионального направления, формировавшиеся в Ленинграде. Основными каналами дальнего транзитного сообщения стали линии Ленинград — Витебск и Ленинград — Псков — Гродно, через которые регион связывался с Прибалтикой, Украиной, Белоруссией и Молдавией. Заметную роль в структуре пассажирского сообщения играли международные маршруты ленинградского формирования.

Ключевые словапассажирский железнодорожный транспорт, маршрутная сеть, Псковщина, историческая география
Получено23.08.2019
Дата публикации30.09.2019
Кол-во символов38096
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. Настоящая работа является хронологическим продолжением цикла наших статей. Цель исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1945 по 1990 г. Изучение особенностей этого аспекта организации пассажирского железнодорожного сообщения (ПЖДС) позволит, с одной стороны, выявить направления пассажиропотоков в указанный период. Рассматривая настоящую статью как историко-географическое исследование, автор также полагает, что она станет и определённым вкладом в изучение истории железнодорожного транспорта Северо-Запада России, а также региональную историю Псковской области.
2 Основу источниковой базы исследования составляют общесетевые расписания железных дорог СССР. Большую часть послевоенного периода расписания издавались в двух вариантах: кратком и в виде «Указателя железнодорожных пассажирских сообщений» (см., напр. [3–5, 10]). В «кратких» расписаниях сведения приводились лишь по некоторым более или менее крупным станциям, а в «Указателях» — по всем без исключения. Для целей нашей работы оба варианта равнозначны.
3 Данные сетевых расписаний позволяют выявить два параметра ПЖДС — участие тех или иных железнодорожных линий в формировании маршрутной сети данного вида транспорта в пределах Псковщины, и второй — интенсивность движения пассажирских поездов по той или иной линии. Последняя характеризуется числом пар пассажирских поездов в сутки (при этом не учитывались поезда разового назначения) и характеризует обеспеченность соответствующего направления пассажирским сообщением.
4 Для послевоенного периода мы не используем классификацию частоты движения пассажирских поездов, выработанную в предыдущей статье. В 40-е — 80-е гг. интенсивность движения поездов значительно выросла, поэтому частота движения на той или иной линии, которую можно считать высокой в 1945 г., конечно, не будет таковой в 1990 г.
5 Факторы развития маршрутной сети ПЖДС. Политические события 1940 г. (присоединение Прибалтики к СССР) устранили приграничность положения Псковского региона и восстановили его территориальную целостность. Псковщина стала внутренней областью, со всех сторон окружённой территорией СССР. Крупные города Прибалтики, прежде всего Рига, могли генерировать значительные пассажиропотоки и формировать обширные и разветвлённые маршрутные сети ПЖДС. Данное обстоятельство способствовало резкому росту транзитного потенциала железнодорожной сети Псковщины и увеличению числа маршрутов поездов и вагонов беспересадочного сообщения (ВБС), следующих через территорию региона.
6 Указанная особенность географического положения Псковщины сочеталась с её периферийностью в рамках Северо-Западного экономического района. Характерные для периферии негативные и застойные экономические и демографические явления также оказали заметное влияние на формирование особенностей местного пассажирского железнодорожного транспорта.

всего просмотров: 558

Оценка читателей: голосов 0

1. Население России за 100 лет (1897–1997). Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

2. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С.Е. Брюль. Вып. 30: Летнее движение 1937 г. М.: Б. и. 512 с.

3. Официальный указатель пассажирских сообщений. [Вып. 42]: Лето 1957 года. М.: Гос. трансп. железнодор. изд-во, 1957. 672 с.

4. Расписание движения пассажирских поездов: (Краткое): на 1980–1981 гг./ Под ред. Б. А. Таулина. М.: Транспорт, 1980. 384 с.

5. Расписание пассажирских поездов жел.-дор. сети СССР: лето 1945 года / Сост. В. А. Пилецкий. М.: Трансжелдориздат, 1945. 121 с.

6. Служебное расписание движения пассажирских поездов: По Ленинград-Вит., Псковскому и Ржевскому отделениям дороги: С 27 мая 1990 г. / Окт. ж. д. М.: Транспорт, 1990. 303 с.

7. Транспорт и связь в России: Стат. сб. / Редкол.: М. Н. Сидоров — пред. и др. М.: Госкомстат России, 1999. 250 с.

8. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Госстатиздат, 1957. 260 с.

9. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1990. 238 с.

10. Указатель железнодорожных пассажирских сообщений. М.: Транспорт, 1969. 719 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх