Passenger rail communication of Pskov region: historical-geographical aspect (after-war period)

 
PIIS221979310011815-9-1
DOI10.37490/S221979310011815-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Sankt Petersburg
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 3 (39)
Pages58-71
Abstract

The article is devoted to the insufficiently explored aspect of the transport historical geography of the Pskov region. The purpose of the study is to characterize the features of the passenger rail transport route network spatial organization of the Pskov region in the period from 1945 to 1990. The research method involves identifying the geographical features of passenger rail transport route network during the study period, differences in the support of railway network different directions by passenger service. In the studied period factors that stimulated the expansion of the passenger rail network were the increased mobility of the population and the increase in the transit potential of the regional railway network, influenced by the transformation of its geographical situation from the border-peripheral to the internal peripheral. The restraining factors were competition from other types of transport and the demographic decline of the Pskov region. Under these conditions, the intensity of the long-distance passenger traffic has increased significantly, and in its structure, the main role has become the transit routes of the meridional direction, formed in Leningrad. The main channels for long-distance transit traffic were the lines Leningrad — Vitebsk, and Leningrad — Pskov — Grodno, through which the region connected with the Baltic republics, Ukraine, Belarus, and Moldova. The international routes of the Leningrad formation played a prominent role in the passenger traffic structure.

Keywordspassenger rail transport, route network, Pskov region, historical geography
Received23.08.2019
Publication date30.09.2019
Number of characters38096
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Настоящая работа является хронологическим продолжением цикла наших статей. Цель исследования — охарактеризовать особенности пространственной организации маршрутной сети пассажирского железнодорожного транспорта Псковщины в период с 1945 по 1990 г. Изучение особенностей этого аспекта организации пассажирского железнодорожного сообщения (ПЖДС) позволит, с одной стороны, выявить направления пассажиропотоков в указанный период. Рассматривая настоящую статью как историко-географическое исследование, автор также полагает, что она станет и определённым вкладом в изучение истории железнодорожного транспорта Северо-Запада России, а также региональную историю Псковской области.
2 Основу источниковой базы исследования составляют общесетевые расписания железных дорог СССР. Большую часть послевоенного периода расписания издавались в двух вариантах: кратком и в виде «Указателя железнодорожных пассажирских сообщений» (см., напр. [3–5, 10]). В «кратких» расписаниях сведения приводились лишь по некоторым более или менее крупным станциям, а в «Указателях» — по всем без исключения. Для целей нашей работы оба варианта равнозначны.
3 Данные сетевых расписаний позволяют выявить два параметра ПЖДС — участие тех или иных железнодорожных линий в формировании маршрутной сети данного вида транспорта в пределах Псковщины, и второй — интенсивность движения пассажирских поездов по той или иной линии. Последняя характеризуется числом пар пассажирских поездов в сутки (при этом не учитывались поезда разового назначения) и характеризует обеспеченность соответствующего направления пассажирским сообщением.
4 Для послевоенного периода мы не используем классификацию частоты движения пассажирских поездов, выработанную в предыдущей статье. В 40-е — 80-е гг. интенсивность движения поездов значительно выросла, поэтому частота движения на той или иной линии, которую можно считать высокой в 1945 г., конечно, не будет таковой в 1990 г.
5 Факторы развития маршрутной сети ПЖДС. Политические события 1940 г. (присоединение Прибалтики к СССР) устранили приграничность положения Псковского региона и восстановили его территориальную целостность. Псковщина стала внутренней областью, со всех сторон окружённой территорией СССР. Крупные города Прибалтики, прежде всего Рига, могли генерировать значительные пассажиропотоки и формировать обширные и разветвлённые маршрутные сети ПЖДС. Данное обстоятельство способствовало резкому росту транзитного потенциала железнодорожной сети Псковщины и увеличению числа маршрутов поездов и вагонов беспересадочного сообщения (ВБС), следующих через территорию региона.
6 Указанная особенность географического положения Псковщины сочеталась с её периферийностью в рамках Северо-Западного экономического района. Характерные для периферии негативные и застойные экономические и демографические явления также оказали заметное влияние на формирование особенностей местного пассажирского железнодорожного транспорта.

views: 562

Readers community rating: votes 0

1. Население России за 100 лет (1897–1997). Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

2. Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений / Ред. С.Е. Брюль. Вып. 30: Летнее движение 1937 г. М.: Б. и. 512 с.

3. Официальный указатель пассажирских сообщений. [Вып. 42]: Лето 1957 года. М.: Гос. трансп. железнодор. изд-во, 1957. 672 с.

4. Расписание движения пассажирских поездов: (Краткое): на 1980–1981 гг./ Под ред. Б. А. Таулина. М.: Транспорт, 1980. 384 с.

5. Расписание пассажирских поездов жел.-дор. сети СССР: лето 1945 года / Сост. В. А. Пилецкий. М.: Трансжелдориздат, 1945. 121 с.

6. Служебное расписание движения пассажирских поездов: По Ленинград-Вит., Псковскому и Ржевскому отделениям дороги: С 27 мая 1990 г. / Окт. ж. д. М.: Транспорт, 1990. 303 с.

7. Транспорт и связь в России: Стат. сб. / Редкол.: М. Н. Сидоров — пред. и др. М.: Госкомстат России, 1999. 250 с.

8. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Госстатиздат, 1957. 260 с.

9. Транспорт и связь СССР: Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1990. 238 с.

10. Указатель железнодорожных пассажирских сообщений. М.: Транспорт, 1969. 719 с.

Система Orphus

Loading...
Up