Arch on the Russian excavation site near the Church of the Resurrection in Jerusalem and its restoration in the 1880s–1890s

 
PIIS086960630014590-8-1
DOI10.31857/S086960630014590-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: General Director
Affiliation: Research and Publishing Centre “Indrik”
Address: Moscow, Russia, Moscow
Journal nameRossiiskaia arkheologiia
EditionIssue 3
Pages141-156
Abstract

Based on the material of the unpublished diary of Archimandrite Antonin Kapustin and analysis of photographs of excavations in Jerusalem from the collection of the Imperial Orthodox Palestine Society, the history of the attempt to reconstruct the ancient gates of the Basilica of Emperor Constantine, undertaken by Archimandrite Antonin Kapustin, is reconstructed in the article. The history of restoration of the historical part of the Arch of Constantine is investigated.

KeywordsArcheology of Jerusalem, Basilica of Constantine, Russian excavations, Antonin Kapustin, Imperial Orthodox Palestine Society
Received19.04.2021
Publication date23.09.2021
Number of characters26441
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Под крышей Александровского подворья в Иерусалиме вплоть до настоящего времени демонстрируется и служит объектом почитания комплекс архитектурных остатков, возникший в ходе «русских раскопок» конца 1850-х – 1883 гг., их последующей "реставрации" и включения в интерьер заново возведенного подворья. На этот участок, по-видимому, приходится юго-восточный угол внешнего атриума базилики Воскресения Христова императора Константина и зона его сочленения с главной улицей (кардо) Иерусалима. Открытые на этом участке руины стали одной из первых сенсаций в исторической топографии города, породив споры как в научных, так и в церковных, и даже политических кругах. Материалы работ были изданы – возможно, даже слишком быстро, до полного завершения, а сведения, полученные позднее и, особенно, при реставрации, практически утрачены – они представлены фотографиями и обрывочными упоминаниями в документах. В настоящее время отдельные части комплекса привлекли внимание ученых, но другие не анализировались сколько-нибудь предметно.
2 Среди этих объектов самый заметный – арка с частью стены и двумя опорами, а также тремя капителями (две резные коринфские; одна грубо отесанная). Изначально она вызвала интерес – ее интерпретировали как часть ворот города или древнейших пропилей храма Воскресения, пытались найти подтверждения этому, реконструировать (как двухпролетную), но в итоге законсервировали. При этом следовали разборки и пополнения кладок, шла фотофиксация, но, как уже сказано, материалы этих работ неизвестны.
3
1

Рис. 1. План раскопок на Русском месте. К сообщениям архим. Антонина. Хромолитография с правкой. 1883 г. Архив ИППО (Москва). Fig. 1. A plan view of excavations at the Russian site

4
2

Рис. 2. Арка на русских раскопках. Рисунок из книги Vogüé C.-J.-M., de. Les Églises de la Terre Sainte. Paris, 1860. P. 120 (А). “Древние ворота на русском месте в 1864 г.”. Литография по фото. Ч. Уилсона (Б). Архив ИППО (Москва). Fig. 2. The Arch at the Russian excavation site

5 Определенный свет на процесс могут пролить записи в известнейшем (но до конца не опубликованном) источнике по жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в целом и по работам на древних участках в частности – дневнике архимандрита Антонина (Капустина)1. Записи, связанные с раскопками самого известного сезона, 1883 г., уже анализировались (Беляев, Вах, 2021) но более поздние части дневника к обсуждению еще не привлекались. Строки, в которых отражена трансформация облика арки и прилегающего участка вплоть до 1890-х годов – предмет этой статьи. 1. Все ссылки и цитаты сделаны по машинописной копии дневников Антонина (Капустина), хранящейся в библиотеке ГМИР (Санкт-Петербург), поскольку в оригинальной рукописи (РГИА. Собрание Св. Синода. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1118–1132) дневники за 1883–1886 гг. отсутствуют. Подробнее о создании копии см.: Вах, 2013. При цитировании текстов дневника указываются год и дата соответствующей записи.
6 Кратко опишем историю включения арки в научный оборот. В 1859 г., в ходе начатой расчистки земельного участка, только что приобретенного российским правительством к востоку от храма Воскресения в Иерусалиме, консул В.И. Доргобужинов обнаружил верхнюю часть арки (см. его письмо Д.А. Оболенскому из Иерусалима 5/17 июля 1859 г. – АВПРИ. Ф. СПбГА. II-9. 1857. Д. 17. Ч. 1. Л. 98об). Это положило начало масштабным археологическим работам – ведь до 1859 г. на участке памятники не были известны (подробнее см.: Вах, 2020. С. 21–75).
7 В 1860 г. расчистку арки совместно с В.И. Доргобужиновым вел прибывший из Петербурга для строительства в Иерусалиме русских паломнических приютов академик архитектуры М.И. Эппингер. При нем раскопали лишь верхнюю часть, но общественность немедленно узнала о развалинах «вековых сводов, относящихся, вероятно, к эпохе римского владычества в Палестине, и содержащих, без сомнения, замечательные остатки древности». В.И. Доргобужинов определил функцию и время сооружения, написал об остатках «портиков и пропилей, образовывавших главный вход в атриум Святогробской базилики Святого Равноапостольного царя Контантина». Он опирался на только что вышедшую книгу М. де Вогюэ, (Vogüé, 1860), где предлагалась реконструкция базилики Константина. Вогюэ собрал материал для исследования во время первой поездки в Иерусалим в 1853–1854 гг., и потому древностей на пустыре, тогда еще принадлежавшем коптскому священнику, видеть не мог (Рис. 1).

Number of purchasers: 1, views: 575

Readers community rating: votes 0

1. A consistent study of the ruins at the Russian site near the Church of the Resurrection in Jerusalem since 1843. Pravoslavnyy palestinskiy sbornik [Orthodox Palestinian collection], vol. III, iss. 7. Raskopki na Russkom meste bliz khrama Voskreseniya v Ierusalime, proizvedennye pod rukovodstvom arkhimandrita Antonina v 1883 g. [Excavations at the Russian site near the Church of the Resurrection in Jerusalem conducted under Archimandrite Antonin in 1883]. St. Petersburg, 1884, pp. 113–140. (In Russ.)

2. Antonin (Kapustin), 1884b. Communications from reverend Archimandrite Antonin. Pravoslavnyy palestinskiy sbornik [Orthodox Palestinian collection], vol. III, iss. 7. Raskopki na Russkom meste bliz khrama Voskreseniya v Ierusalime, proizvedennye pod rukovodstvom arkhimandrita Antonina v 1883 g. [Excavations at the Russian site near the Church of the Resurrection in Jerusalem conducted under Archimandrite Antonin in 1883]. St. Petersburg, pp. 1–30. (In Russ.)

3. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1883 [Antonin (Kapustin). Diary book. 1883]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

4. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1884a [Antonin (Kapustin). Diary book. 1884а]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

5. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1885 [Antonin (Kapustin). Diary book. 1885]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

6. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1886 [Antonin (Kapustin). Diary book. 1886]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

7. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1887 [Antonin (Kapustin). Diary book. 1887]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

8. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1888 [Antonin (Kapustin). Diary book. 1888]. Biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii [Library of the State Museum of the History of Religion].

9. Belyaev L.A., Vakh K.A., 2021. Archimandrite Antonin and other participants of the excavations at the Church of the Resurrection in Jerusalem. Rossiyskaya arkheologiya [Russian archaeology], 3. (In print). (In Russ.)

10. Keshman A., 2019. Walking in the Footsteps of Christ in Latin, Greek or Russian. On the Various Ways of the Via Dolorosa in 19th century Jerusalem. Römische historische Mitteilungen, 61, pp. 89–116.

11. Vakh K.A., 2013. Project for the publication of Archimandrite Antonin’s diary: 1817–1894. Antonin (Kapustin). Dnevnik. God 1850 [Diary book. 1850]. Moscow: Indrik, pp. 171–179. (In Russ.)

12. Vakh K.A., 2016. “There is not a single inch of Russian land on the Way of the Cross.” The project for the acquisition of the Behold the Man arch in the context of the ecclesiastical and diplomatic competition in Jerusalem. Tserkov' v istorii Rossii [Church in the history of Russia], 11. K 70-letiyu Nikolaya Nikolaevicha Lisovogo [To the 70th anniversary of Nikolai Nikolaevich Lisovoy]. Moscow: Institut rossiyskoy istorii, pp. 79–96. (In Russ.)

13. Vakh K.A., 2020. The first Russian excavations at the Church of the Holy Sepulcher in Jerusalem in 1859-1861. Istoricheskie zapiski [Historical Transactions], 19 (137), pp. 21–75. (In Russ.)

14. Vogüé C.-J.-M. de, 1860. Les Églises de la Terre Sainte. Paris: Dideron. 465 p.

15. Vogüé C.-J.-M. de, 1864. Le Temple de Jérusalem: monographie du Haram-ech-Chérif, suivie d'un essai sur la topographie de la Ville-sainte. Paris: Noblet et Baudry. XII, 136 p.

16. Wilson Ch.W., 1865. Ordnance Survey of Jerusalem. London: Published by Authority of the Lords Commissioners of Her Majesty's Treasury. 3 vols.

Система Orphus

Loading...
Up