Арка на участке русских раскопок у храма Воскресения в Иерусалиме и ее реставрация в 1880–1890-е годы

 
Код статьиS086960630014590-8-1
DOI10.31857/S086960630014590-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Генеральный директор
Аффилиация: Научно-издательский центр «Индрик»
Адрес: Москва, Москва, Россия
Аннотация

В статье на материале неопубликованного дневника архимандрита Антонина Капустина и анализе фотографий раскопок в Иерусалиме из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества восстанавливаетсся история попытки реконструкции древних ворот базилики императора Констанрина архимандритом Антонином Капустиным и история реставрации исторической части «Арки Константина».

Ключевые словаАрхеология Иерусалима, Базилика Константина, Русски раскопки, Антонин Капустин, Императорское Православное Палестинское Общество
Получено19.04.2021
Кол-во символов26441
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Под крышей Александровского подворья в Иерусалиме вплоть до настоящего времени демонстрируется и служит объектом почитания комплекс архитектурных остатков, возникший в ходе «русских раскопок» конца 1850-х – 1883 гг., их последующей "реставрации" и включения в интерьер заново возведенного подворья. На этот участок, по-видимому, приходится юго-восточный угол внешнего атриума базилики Воскресения Христова императора Константина и зона его сочленения с главной улицей (кардо) Иерусалима. Открытые на этом участке руины стали одной из первых сенсаций в исторической топографии города, породив споры как в научных, так и в церковных, и даже политических кругах. Материалы работ были изданы – возможно, даже слишком быстро, до полного завершения, а сведения, полученные позднее и, особенно, при реставрации, практически утрачены – они представлены фотографиями и обрывочными упоминаниями в документах. В настоящее время отдельные части комплекса привлекли внимание ученых, но другие не анализировались сколько-нибудь предметно.
2 Среди этих объектов самый заметный – арка с частью стены и двумя опорами, а также тремя капителями (две резные коринфские; одна грубо отесанная). Изначально она вызвала интерес – ее интерпретировали как часть ворот города или древнейших пропилей храма Воскресения, пытались найти подтверждения этому, реконструировать (как двухпролетную), но в итоге законсервировали. При этом следовали разборки и пополнения кладок, шла фотофиксация, но, как уже сказано, материалы этих работ неизвестны.
3
1

Рис. 1. План раскопок на Русском месте. К сообщениям архим. Антонина. Хромолитография с правкой. 1883 г. Архив ИППО (Москва). Fig. 1. A plan view of excavations at the Russian site

4
2

Рис. 2. Арка на русских раскопках. Рисунок из книги Vogüé C.-J.-M., de. Les Églises de la Terre Sainte. Paris, 1860. P. 120 (А). “Древние ворота на русском месте в 1864 г.”. Литография по фото. Ч. Уилсона (Б). Архив ИППО (Москва). Fig. 2. The Arch at the Russian excavation site

5 Определенный свет на процесс могут пролить записи в известнейшем (но до конца не опубликованном) источнике по жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в целом и по работам на древних участках в частности – дневнике архимандрита Антонина (Капустина)1. Записи, связанные с раскопками самого известного сезона, 1883 г., уже анализировались (Беляев, Вах, 2021) но более поздние части дневника к обсуждению еще не привлекались. Строки, в которых отражена трансформация облика арки и прилегающего участка вплоть до 1890-х годов – предмет этой статьи. 1. Все ссылки и цитаты сделаны по машинописной копии дневников Антонина (Капустина), хранящейся в библиотеке ГМИР (Санкт-Петербург), поскольку в оригинальной рукописи (РГИА. Собрание Св. Синода. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1118–1132) дневники за 1883–1886 гг. отсутствуют. Подробнее о создании копии см.: Вах, 2013. При цитировании текстов дневника указываются год и дата соответствующей записи.
6 Кратко опишем историю включения арки в научный оборот. В 1859 г., в ходе начатой расчистки земельного участка, только что приобретенного российским правительством к востоку от храма Воскресения в Иерусалиме, консул В.И. Доргобужинов обнаружил верхнюю часть арки (см. его письмо Д.А. Оболенскому из Иерусалима 5/17 июля 1859 г. – АВПРИ. Ф. СПбГА. II-9. 1857. Д. 17. Ч. 1. Л. 98об). Это положило начало масштабным археологическим работам – ведь до 1859 г. на участке памятники не были известны (подробнее см.: Вах, 2020. С. 21–75).
7 В 1860 г. расчистку арки совместно с В.И. Доргобужиновым вел прибывший из Петербурга для строительства в Иерусалиме русских паломнических приютов академик архитектуры М.И. Эппингер. При нем раскопали лишь верхнюю часть, но общественность немедленно узнала о развалинах «вековых сводов, относящихся, вероятно, к эпохе римского владычества в Палестине, и содержащих, без сомнения, замечательные остатки древности». В.И. Доргобужинов определил функцию и время сооружения, написал об остатках «портиков и пропилей, образовывавших главный вход в атриум Святогробской базилики Святого Равноапостольного царя Контантина». Он опирался на только что вышедшую книгу М. де Вогюэ, (Vogüé, 1860), где предлагалась реконструкция базилики Константина. Вогюэ собрал материал для исследования во время первой поездки в Иерусалим в 1853–1854 гг., и потому древностей на пустыре, тогда еще принадлежавшем коптскому священнику, видеть не мог (Рис. 1).

1. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1883 // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

2. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1884а // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

3. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1885 // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

4. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1886 // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

5. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1887 // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

6. Антонин (Капустин). Дневник. Год 1888 // Библиотека Государственного музея истории религии. Машинописная копия.

7. Антонин (Капустин). Сообщения отца архимандрита Антонина // Православный Палестинский сборник. Т. III, вып. 7. Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме, произведенные под руководством архимандрита Антонина в 1883 г. СПб., 1884б. С. 1–30.

8. Беляев Л.А., Вах К.А. Архимандрит Антонин и другие на раскопках у храма Воскресения в Иерусалиме // Российская археология. 2021. № 3. (В печати).

9. Вах К.А. «На Крестном пути нет ни одной пяди земли русской». Проект приобретения арки «Се человек» в контексте церковно-дипломатической конкуренции в Иерусалиме // Церковь в истории России. Вып. 11. К 70-летию Николая Николаевича Лисового. М.: Ин-т рос. истории, 2016. С. 79–96.

10. Вах К.А. Первые русские раскопки у Храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1859–1861 гг. // Исторические записки. 2020. № 19 (137). С. 21–75.

11. Вах К.А. Проект издания дневника архимандрита Антонина: 1817–1894 // Антонин (Капустин). Дневник. Год 1850. М.: Индрик, 2013. С. 171–179.

12. Последовательное с 1843 г. исследование развалин на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме // Православный Палестинский сборник. Т. III, вып. 7. Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме, произведенные под руководством архимандрита Антонина в 1883 г. СПб., 1884. С. 113–140.

13. Keshman A. Walking in the Footsteps of Christ in Latin, Greek or Russian. On the Various Ways of the Via Dolorosa in 19th century Jerusalem // Römische historische Mitteilungen. 2019. Bd. 61. Р. 89–116.

14. Vogüé C.-J.-M. de. Les Églises de la Terre Sainte. Paris: Dideron, 1860. 465 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх