Природные объекты в погребальной обрядности сельского населения европейского Боспора: к вопросу об интерпретации

 
Код статьиS086960630013706-5-1
DOI10.31857/S086960630013706-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", Институт международных отношений и мировой истории, кафедра истории древнего мира и классических языков
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 1
Страницы74-85
Аннотация

Наряду с артефактами, традиционно привлекающими внимание исследователей (фрагменты посуды, терракота, монеты и пр.), в погребальных комплексах фиксируются материалы природного происхождения: семена и зерна культурных растений, ракушки морских и речных моллюсков, кусочки мела и красящего вещества (охры), кремня, камешки, яичная скорлупа, которые в большинстве случаев входят в неповторяемый по сочетанию набор предметов погребального инвентаря. Такого рода предметы, не имея самостоятельного культового значения, попадая в сакральное пространство некрополя, наделялись новыми смыслами и включались в систему со сложной иерархией связей, играли символическую роль в погребальном обряде. Применение в погребальном обряде природных объектов в целом отражает прочность бытования среди сельского населения  рудиментов первобытных религий и верований, общих для архаического мироощущения как греческого, так негреческого населения. Природные объекты в погребениях могли соотноситься с причастной космогоническому процессу символикой стихий (воды, огня, земли) и воплощать идею нового рождения, обновления, плодородия. Как медиаторы между мирами в непрекращающемся цикле смертей и возрождений они использовались в обрядах перехода, в которых выстраивалась взаимосвязь между уровнями мироздания в соответствии с архаической картиной мира.

Ключевые словаКрымское Приазовье, Боспор, хора, погребальный инвентарь, погребальный обряд, погребения, экофакты, раковины
Получено29.12.2019
Дата публикации09.03.2021
Кол-во символов30237
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Многолетние раскопки сельских некрополей дали разнообразный материал для изучения погребально-поминальной обрядности и религиозно-мифологических представлений боспорян. Наряду с артефактами, традиционно привлекающими внимание исследователей (фрагментами посуды, терракотами, монетами и пр.), в погребальных комплексах встречаются материалы природного происхождения. Это семена и зерна культурных растений, раковины морских и речных моллюсков, кусочки мела и красящего вещества (охры), кремня, камешки, которые в большинстве случаев входят в неповторяемый по сочетанию набор предметов погребального инвентаря. Непосредственная задача погребально-поминального обряда – обеспечение перехода умершего из одного мира в другой, и ритуальные действия, сопутствующие этому процессу имели целью восстановление нарушенного смертью миропорядка. Подбор атрибутов, помещаемых в погребения, обусловлен сакральным смыслом погребального ритуала, и все предметы, положенные в могилу так или иначе были связаны с культами и отражали архаические по форме и содержанию представления о мироустройстве. Отметим, что истолкование символического смысла некоторых археологических находок, происходивших из погребений, довольно сложная задача и заключает неизбежный элемент условности. Однако при всем этом детали погребального обряда позволяют проследить некоторые особенности религиозного мировоззрения рядового боспорского населения.
2 Среди предметов природного происхождения, помещаемых в погребения, наиболее часты экофакты, связанные с водной стихией. Это раковины морских моллюсков, среди которых мидии (Mytilidae), устрицы (Ostreidae), венус (Veneridae), сердцевидки (Cardiidae), каури (Cypraeidae) и пресноводных моллюсков – перловица (Unionidae), беззубка тяжелая (Unionidae). В захоронениях раковины, в основном морских моллюсков, представлены как в форме подсыпок на дне или в засыпи могил (Корпусова, 1983. С. 100, 101, 106), так и единичными находками в том или ином археологическом комплексе. Традиция подсыпок из раковин засвидетельствована практически во всех известных сельских некрополях Крымского Приазовья: Золотое (Корпусова, 1983. С. 100, 101, 104, 105, 108–112), Сиреневая бухта, Сююрташ (Масленников, 2000. С. 161), могильник у д. Ново-Отрадное (Арсеньева, 1970. С. 89, 93, 99, 105, 109), а также Черноморского побережья: Кыз-Аул (Корпусова, 1983. С. 22, 23, сл.). Так, в некрополе Золотое в могилах с детскими погребениями раковины покрывают все дно, в склепах с погребениями взрослых ракушки присутствуют у выхода из погребальной камеры, иногда под головами или на дне могилы, под тазом погребенных (Корпусова, 1983. С. 23, 102–104, 107, 112). Соответствующий анализ показывает, что на территории Крымского Приазовья подсыпка из морских раковин присутствовала примерно в четверти всех раскопанных гробниц I в. до н.э. – III в. н.э. (и даже немного более поздних), причем чаще всего в детских захоронениях (Масленников, 2000. С. 161).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1094

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энцикл., 1994. С. 240.

2. Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 560 с.

3. Арсеньева Т.М. Могильник у деревни Ново-Отрадное // Поселения и могильники Керченского полуострова начала н.э. / Ред. А.И. Мелюкова. М.: Наука, 1970 (МИА; № 155). С. 82–150.

4. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка, 1983. 140 с.

5. Винокуров Н.И. Некрополь античного городища Артезиан в Крымском Приазовье (материалы раскопок 1999–2007 гг.). Симферополь; Керчь, 2014. 680 с.

6. Гаврилов А.В. О значении охры в погребальном обряде археологических культур эпох палеолита–бронзы // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: тез. докл. / Ред. О.Г. Шапошникова и др. Запорожье: Запорожский гос. ун-т, 1990. С. 12–14.

7. Грейвс Р. Мифы древней Греции / Пер. с англ. А.А. Тахо-Годи. М.: Прогресс, 1992. 624 с.

8. Денисова В.И. Коропластика Боспора. Л.: Наука, 1981. 206 с.

9. Зинько В.Н. Новый грунтовый могильник на хоре Нимфея // Боспорские исследования. Вып. II / Ред. В.Н. Зинько. Симферополь, 2002. С. 219–229.

10. Зинько В.Н. Хора боспорского города Нимфея: монография. Симферополь; Керчь, 2003 (Боспорские исследования; вып. IV). 320 с.

11. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 2000. 342 с.

12. Капошина С.И. Пережитки ритуального окрашивания в Ольвийском некрополе // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1946. Вып. XII. С. 26–31.

13. Кастанаян Е.Г. Грунтовые некрополи боспорских городов VI–IV вв. до н.э. и местные их особенности // Некрополи боспорских городов / Под ред. В.Ф. Гайдукевича. М.: Наука, 1959 (МИА; № 69). С. 257–296.

14. Корпусова В.Н. Некрополь Золотое. К этнокультурной истории европейского Боспора. Киев: Наукова думка, 1983. 183 с.

15. Кругликова И.Т. О культе верховного женского божества на Боспоре во II–III вв. н.э. // Культура античного мира / Ред. А.И. Болтунова. М.: Наука, 1966. С. 110–116.

16. Кругликова И.Т. Сельское хозяйство Боспора. М.: Наука, 1975. 300 с.

17. Кузина Н.В. Дионисийская символика в погребальной обрядности населения античных центров Северного Причерноморья // Боспорские исследования. Вып. XVI / Ред. В.Н. Зинько. Симферополь; Керчь, 2007. С. 112–128.

18. Кузина Н.В. Об интерпретации одной группы находок из раскопок сельских святилищ Крымского Приазовья // Античный мир и археология. Вып. 19 / Под ред. С.Ю. Монахова. Саратов: Саратов. гос. ун-т, 2019. С. 356–366.

19. Кузина Н.В., Масленников А.А. «Новое» святилище на холме вблизи поселения «Полянка» (раскопки 2012–2013 гг.) // Древности Боспора. Вып. 19 / Ред. А.А. Масленников. М.: ИА РАН, 2015. С. 213–226.

20. Кузина Н.В., Масленников А.А. Находки, связанные с морской стихией, в сельских святилищах Крымского Приазовья // Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. Т. 1 / Под ред. В.Д. Кузнецова. М.: ИА РАН, 2019. С. 110–119.

21. Кузина Н.В., Матукина А.Н., Молева Н.В. Комплекс терракотовых статуэток из Китейского святилища (раскопки 2007–2009 гг.) // Древности Боспора. Вып. 14 / Ред. А.А. Масленников. М.: ИА РАН, 2010. С. 276–313.

22. Лебедева Ю.И. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея» // Ярославский педагогический вестник. 2016. Вып. 4. С. 216–218.

23. Лосев Α.Φ. Мифология греков и римлян / Сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи, И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1996. 975 с.

24. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Владос, 1996. 416 с.

25. Масленников А.А. Грунтовые некрополи сельских поселений Караларского побережья (Восточный Крым) первых веков н.э. // Древности Боспора. Вып. 3 / Сост. А.А. Масленников, А.А. Завойкин. М.: ИА РАН, 2000. С. 136–200.

26. Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. М.; Тула: Гриф и К, 2007. 564 с.

27. Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Избранные статьи. Нижний Новгород, 2002а. С. 95–107.

28. Молева Н.В. Собака в религиозных представлениях боспорян // Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Избранные статьи. Нижний Новгород, 2002б. С. 113–116.

29. Одрин А.В. Рыболовный промысел Боспора в доримское время // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремесла и промыслы. XI Боспорские чтения / Под ред. В.Н. Зинько. Керчь: Деметра, 2010. С. 332–336.

30. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. 600 с.

31. Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 87–105.

32. Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос, 2005. 559 с.

33. Рыбакова А.А. О семантике божественных детей в древнегреческой религии // Из истории античного общества. Вып. 11 / Под ред. А.В. Махлаюка. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2008. С. 26–56.

34. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Всесоюз. молодеж. кн. центр, филиал «Васильевский остров», 1990. 352 с.

35. Скржинская М.В. Образ Эрота в представлении греческого населения Боспора, Херсонеса и Ольвии // Российская археология. 2007. № 2. С. 16–24.

36. Сорокина Н.П., Сударев Н.И. Предметы, связанные с культами и магией из погребений кепского некрополя VI–II вв. до н.э. // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Ч. 1 / Под ред. В.Ю. Зуева. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 133–139.

37. Тахо-Годи А.А. Геката // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энцикл., 1994. С. 269–270.

38. Топоров В.Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энцикл., 1994. С. 6–9.

39. Тульпе И.А. Некрополе для детей // Боспорское царство как историко-культурный феномен / Под ред. В.А. Хршановского. СПб., 1998. С. 46–54.

40. Тульпе И.А., Хршановский В.А. Сакральное пространство некрополя // Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища: материалы конф. Ч. 1 / Под ред. В.Ю. Зуева. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 161–167.

41. Чевелёв О.Д. Новые погребения кызаульского некрополя // Краткие сообщения Института археологии. 1985. Вып. 182. С. 84–89.

42. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII–IV вв. до н.э.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2007. 484 с.

43. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Избранные сочинения. М.: Ладомир, 2000. 414 с.

44. Amandry P. Os et coquilles // L’Antre Corycien II. Athens: École française d’Athènes, 1984 (Bulletin de Correspondance Hellénique; suppl. 9). P. 347–380.

45. Bonnell E. Beiträge zur Altertumskunde Russlands (von den ältesten Zeiten bis uns Jahr 400 v. Chr). Bd. 1. St-Peterburg: Stroganoff, 1882. 532 S.

46. Bourbou C.,Themelis P. Child Burials at Ancient Messene // L’enfant et la mort dans l’Antiquité I, Nouvelles recherches dans les nécropoles grecques: Le signalement des tombes d’enfants, Table ronde, Athènes, Ecole française d’Athènes, 29–30 mai 2008 / Eds A.-M. Guimier-Sorbets, Y. Morizot. Paris: De Boccard, 2010. P. 111–128.

47. Chairetakis Y. Burial Customs of Megara during the 7th and 6th Centuries B.C.: The Case of the North-East Cemetery // Mégarika. Nouvelles recherches sur Mégare et les cités de la Propontide et du Pont-Euxin, Archéologie, épigraphie, histoire / Eds A. Robu, I. Bîrzescu. Paris: De Boccard, 2016. P. 219–237.

48. Goldman H., Jones F. Terracottas from the Necropolis of Halae // Hesperia. 1942. Vol. 11, № 4. P. 365–421.

49. Grӓslund A.-S. Dogs in graves – a question of symbolism // Pecus. Men and animal in antiquity. Proceedings of the conference at the Swedesh Institute in Rome, September 9–12, 2002 / Ed. Santillo Frizell. Rome: Swedish Institute, 2004. P. 167–176.

50. Martin J. Les antiquités de Russie méridionale au Louvre et la collection Messaksoudy // Etudes Bosporanes sur un royaume aux confins du monde gréco-romain / Ed. P. Burgunder. Lausanne: Université de Lausanne, 2019 (Études de Lettres; 309). Р. 23–63.

51. Nilsson M.P. The Bacchic Mysteries of the Roman Age // The Harvard Theological Review. 1953. Vol. 46, № 4. Р. 175–202.

52. Stoud R. The sanctuary of Demeter and Kore on Acrocorinth: Preliminary report II: 1964–1965 // Hesperia. 1968. Vol. 37, № 3. Р. 299–330.

53. Stroszeck J. Grave Gifts in Child Burials in the Athenian Kerameikos: The Evidence of Sea Shells // L'enfant et la mort dans l'antiquité III. Le Matériel associé aux tombes d'enfants. Actes de la table ronde internationale organisée à la Maison Méditerranéenne des Sciences de l' Homme d' Aix-enProvence, 20–22 janvier 2011 / Eds A. Hermary, C. Dubois. Aix-en-Provence: Centre Camille-Jullian, 2012. P. 57–73.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх