Historical heritage, archaeological ethics and the social role of archaeology

 
PIIS086960630010955-9-1
DOI10.31857/S086960630010955-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow of the Miklouho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology
Affiliation: N.N. Miklouho-Maclay Institute of Ethnology and Anthropology RAS
Address: 11991, Russian Federation, Moscow, Leninskij prospect str., 32 a
Journal nameRossiiskaia arkheologiia
EditionIssue 3
Pages125-137
Abstract

With the growing popularity of “policy for history” archaeological materials and historical heritage are increasingly becoming an essential political resource. At present, it is not only the state that is interested in it but also a variety of community and religious groups, political movements, indigenous peoples and ethnic minorities, and commercial enterprises. Under such conditions, archaeology has intruded into the sphere of politics unexpectedly for itself so it has to deal with topical problems that require discussion of important ethical issues. This article considers such issues in the context of the relationships of archaeologists with indigenous peoples, approaches to regions’ history, the activities of business structures, primarily in the field of tourism, a mass of pseudoscientific concepts, response to mass migration, as well as heated ethnic conflicts. The author discusses some approaches to solving such pressing problems.

Keywordsarchaeology, historical heritage, ethics, indigenous peoples, pseudoscience
AcknowledgmentThe article is published in accordance with the research plan of the N.N. Miklouho-Maclay Institute of Ethnology and Anthropology RAS.
Received20.01.2020
Publication date29.09.2020
Number of characters25974
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Археология и этика. Анализ категории «историческое наследие» неизбежно ставит на повестку дня новую проблему: если право на памятники прошлого имеют не только археологи, но и общественность, то о какой именно общественности может идти речь? Cовременные общества полиэтничны, и часто возникает вопрос о том, кому принадлежит ценное историческое наследие того или иного региона – коренному населению, какой-либо особой его группе или мировому сообществу в целом? Кто и как именно определяет, что является историческим наследием, а что – нет? Кто и как распоряжается историческим наследием – идет ли речь о его сохранении, популяризации или грабеже и уничтожении? Все это ставит вопрос об этике.
2 Перед американскими археологами вопрос об этике вплотную встал в 1990-е годы, во-первых, в условиях усилившихся контактов с коренными американцами (индейцами и эскимосами), заинтересованными в результатах археологических исследований; во-вторых, в результате коммерциализации археологии, когда археологи стали работать на частные компании, не брезговавшие грабительскими раскопками ради торговли древностями.
3 В Европе проблема взаимоотношений археологов с широкой общественностью тоже была поднята в 1990-е годы как следствие Европейской конвенции по защите археологического наследия, принятой Советом Европы в Валетте (Мальта) в 1992 г. Это привело к постановке вопроса об этике, что нашло место в «Практическом кодексе», принятом Европейской археологической ассоциацией в 1997 г., а затем в «Принципах поведения археологов, работающих по контракту» (1998 г.). В этих документах речь шла, главным образом, о защите культурного наследия и об угрозах археологии от коммерциализации (незаконные раскопки, нелегальная торговля древностями, использование металлоискателей и пр.) (Fernández, 2015; Marciniak, 2015).
4 В нашей науке этические вопросы едва ли не впервые были поставлены в работах А.А. Формозова (1977, 2005), а затем внимание к ним систематически привлекал В.А. Кореняко (2004, 2013, 2016а, б). В конечном итоге это вылилось в издание первого сборника об этике в археологии (Этика…, 2016) и проекта «Этического кодекса российского археолога», подготовленного Кореняко (2017). Вопросы, так или иначе связанные с таким кодексом, не раз поднимались на страницах журнала «Российская археология», однако это обсуждение шло туго (Беляев, 2017).
5 Главное внимание европейские археологи уделяли этике внутри профессии: отношение к археологическим памятникам, обращение с полученными археологическими материалами, отношение к научной документации и публикациям, авторское право и интеллектуальная собственность, доступность археологических находок и документации для коллег и широкой общественности, взаимоотношения с коллегами и пр.
6 При всех достоинствах этих обсуждений и документов многие из них оставляли за скобками особенности взаимодействия археологов с общественностью, и это прежде всего задевало коренное население, остро заинтересованное в результатах археологических исследований или, напротив, протестующее против таких исследований. Многие специалисты ограничивают свои рассуждения рамками археологии и редко задумываются о ее социальной роли (Smith, 2004. P. 43–55). Между тем даже в этнически гомогенных регионах Европы иной раз остро встает вопрос о праве на археологические находки.

Number of purchasers: 0, views: 2021

Readers community rating: votes 0

1. Беляев Л.А. В.А. Кореняко и проблемы этики в археологии: к публи-кации «Проекта кодекса российского археолога» // «И музою ему была наука»: сб. памяти В.А. Кореняко (1952–2016) / Ред. и сост.: С.В. Кузьминых, А.А. Горбенко. Азов: АИАиПМЗ, 2017. С. 87–89.

2. Кореняко В.А. Этические проблемы и кризисные явления в археоло-гии // Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А.А. Формозова) / Ред. и сост.: В.И. Гуляев, С.В. Кузьминых. М.: ИА РАН, 2004. С. 36–47.

3. Кореняко В.А. Об этическом кодексе профессиональных археологов (зарубежный опыт) // РА. 2013. № 4. С. 125–142.

4. Кореняко В.А. Профессиональные археологи об этических пробле-мах своей науки // Этика в археологии. Уфа: БГПУ, 2016а. С. 59–79.

5. Кореняко В.А. Этические проблемы и проявления кризиса в совре-менной археологии (шесть лет спустя) // Этика в археологии. Уфа: БГПУ, 2016б. С. 179–200.

6. Кореняко В.А. Этический кодекс российского археолога. Проект // «И музою ему была наука»: сб. памяти В.А. Кореняко (1952–2016). Азов: АИАиПМЗ, 2017. С. 89–91.

7. Куприянова Е.В. Поселение Аркаим и популяризация археологии на Южном Урале (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и мас-сового сознания) // ЭО. 2014. № 5. С. 146–161.

8. Петров А.Е., Беляев Л.А., Бужилова А.П. Между наукой и областной администрацией: опыт фальсификации останков Ивана Сусанина с помощью заданной интерпретации археологических и судебно-криминалистических исследований // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / Ред.: А.Е. Петров, В.А. Шнирельман. М.: ИА РАН, 2011. С. 247–267.

9. Плетц Г., Соенов В.И., Константинов Н.А., Робинсон Э. Междуна-родное значение репатриации «Укокской принцессы» (готова ли рос-сийская археология к диалогу с коренными народами?) // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск, 2014. № 7. С. 17–45.

10. Формозов А.А. О критике источников в археологии // СА. 1977. № 1. С. 5–14.

11. Формозов А.А. Человек и наука. Из записей археолога. М.: Знак, 2005. 224 с.

12. Хайдаров Ш., Одегов В. Следы арийской цивилизации в При-камье (историко-сравнительное изучение проблемы). Пермь: ПО-НИЦАА, 2006. 96 с.

13. Шнирельман В.А. Страсти по Аркаиму: арийская идея и нацио-нализм // Язык и этнический конфликт / Ред.: М.Б. Олкотт, И. Семе-нов. М.: Гендальф, 2001. С. 58–85.

14. Шнирельман В.А. Идентичность и образы предков: татары пе-ред выбором // Вестник Евразии. 2002. № 4. С. 128–147.

15. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и поли-тика в Закавказье. М.: ИКЦ Академкнига, 2003. 592 с.

16. Шнирельман В.А. Очарование седой древности: мифы о проис-хождении в современных учебниках // Неприкосновенный запас. 2004. № 37. С. 79–87.

17. Шнирельман В.А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М.: НЛО, 2006. 690 с.

18. Шнирельман В.А. Идентичность и политика постсоветской па-мяти // Политическая концептология. 2009. № 2. С. 209–230.

19. Шнирельман В.А. Религия, национализм и межконфессиональ-ный конфликт в Индии // Этничность и религия в современных кон-фликтах / Ред.: В.А. Тишков, В. А. Шнирельман. М.: Наука, 2012а. С. 57–109.

20. Шнирельман В.А. Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки. М.: Мосты культуры: Гешарим, 2012б. 312 с.

21. Шнирельман В.А. Наука и псевдонаука // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 119–128.

22. Шнирельман В.А. Конструирование исторического наследия – случай Аркаима // Сибирские исторические исследования. 2015а. № 2. С. 53–65.

23. Шнирельман В.А. Арийский миф в современном мире. Т. 1–2. М.: НЛО, 2015б. 2 т. (536 + 440 с.)

24. Шнирельман В.А. «Арийцы», народная археология и общество – вызовы постмодерна // «И музою ему была наука»: сб. памяти В.А. Кореняко (1952–2016). Азов: АИАиПМЗ, 2017. С. 92–103.

25. Шнирельман В.А. Мигранты, ксенофобия и социальная память – пример Австрии // Новое прошлое. 2018. № 2. С. 64–84.

26. Шнирельман В.А. Археология, историческое наследие и про-блемы этики // Сибирские исторические исследования. 2020. № 1 (март). С. 97–122.

27. Этика в археологии / Ред. Г.Т. Обыденнова. Уфа: БГПУ, 2016. 203 с.

28. Abu El-Haj N. Translating truths: Nationalism, the practice of ar-chaeology, and the remaking of past and present in contemporary Jeru-salem // American Ethnologist. 1998. Vol. 25, no. 2. P. 166–188.

29. Almansa Sánchez J. Trading Archaeology Is Not Just a Matter of Antiquities: Archaeological Practice as a Commodity // Ethics and ar-chaeological praxis / Ed.: C. Gnecco, D. Lipper. N.Y.: Springer, 2015. P. 148–153.

30. Archaeological fantasies. How pseudoarchaeology misrepresents the past and misleads the public / Ed. G.C. Fagan. L.: Routledge, 2006. 440 p.

31. Bendremer J.C., Richman K.A. Human subjects review and archae-ology: a view from Indian country // The ethics of archaeology: philo-sophical perspectives on archaeological practice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 97–114.

32. a. Cole J.R. Cult archaeology and unscientific method and theory // Advances in archaeological method and theory. Vol. 3 / Ed. M. Schiffer. N.Y.: Academic Press, 1980. P. 1–33.

33. Colwell Ch. Plundered skulls and stolen spirits: inside the fight to reclaim native America's culture. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2017. 360 p.

34. Colwell-Chanthaphonh Ch., Ferguson T.J. Trust and archaeologi-cal practice: towards a framework of Virtue Ethics // The ethics of ar-chaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cam-bridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 115–130.

35. Cooper D.E. Truthfulness and ‘inclusion’ in archaeology // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological prac-tice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 131–145.

36. Cult archaeology and creationism: understanding pseudo-scientific beliefs about the past / Eds.: F.B. Harrold, R.A. Eve. Iowa City: Univ. of Iowa Press, 1987. 163 p.

37. Curtoni R.P. Against Global Archaeological Ethics: Critical Views from South America // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 41–47.

38. The dead and their possessions. Repatriation in principle, policy and practice / Eds.: C. Fforde, J. Hubert, P. Turnbull. L.: Routledge, 2002. 360 p.

39. Di Giovine M.A. Patrimonial Ethics and the Field of Heritage Pro-duction // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 201–227.

40. Ethics and archaeological praxis / Eds.: C. Gnecco, D. Lippert. N.Y.: Springer, 2015. 258 p.

41. The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeo-logical practice / Eds.: Ch. Scarre, G. Scarre. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. 318 p.

42. Falkenhausen L. von. The regionalist paradigm in Chinese archae-ology // Nationalism, Politics, and the Practice of Archaeology / Ed.: P. Kohl, C. Fawcett. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. P. 198–217.

43. Feder K.L. Irrationality and popular archaeology // American An-tiquity. 1984. Vol. 49, no. 3. P. 525–541.

44. Ferguson T.J. Native Americans and the practice of archaeology // Annual Review of Anthropology. 1996. Vol. 25. P. 63–79.

45. Fernández V.M. Europe: Beyond the Canon // Ethics and archaeo-logical praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 61–68.

46. Fowler P. The Past in Contemporary Society: Then, Now. L.: Routledge, 1992. 210 p.

47. The Future of the Past: Archaeologists, Native Americans, and Repatriation / Ed. T.L. Bray. N.Y.: Garland Publishing, 2001. 267 p.

48. Giblin J. Archaeological Ethics and Violence in Post-genocide Rwanda // Ethics and the Archaeology of Violence / Eds.: A. González-Ruibal, G. Moshenska. N.Y.: Springer, 2015. P. 33–50.

49. Gnecco C. An entanglements of sorts: archaeology, ethics, praxis, multiculturalism // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 1–17.

50. Godwin J. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. L.: Thames and Hudson, 1993. 272 p.

51. Greenberg R. Ethics in Action: A Viewpoint from Israel/Palestine // Ethics and the Archaeology of Violence. N.Y.: Springer, 2015. P. 19–32.

52. Haber A. Archaeology and Capitalist Development: Lines of Complicity // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 95–113.

53. Hamilakis Y. From ethics to politics // Archaeology and Capital-ism: From Ethics to Politics / Eds.: Y. Hamilakis, P. Duke. Walnut Creek: Left Coast Press, 2007a. P. 15–40.

54. Hamilakis Y. The Nation and its Ruins: Antiquity, Archaeology, and National Imagination in Greece. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007b. 352 p.

55. Hamilakis Y. Some Debts Can Never Be Repaid: The Archaeo-politics of the Crisis // Journal of Modern Greek Studies. 2016. Vol. 34, no. 2. P. 228–233.

56. Hamilakis Y. An oneiric archaeology of the crisis: the Amphipolis saga // Archaeology of the Future/Archäologie der Zukunft (Cul-turescapes Griechenland) / Eds.: K. Botanova, C.Ch. Cryssopoulos. Ba-sel: Christoph Merian, 2017. P. 16–36.

57. Hodder I. Is a Shared Past Possible? The Ethics and Practice of Archaeology in the Twenty-First Century // New Perspectives in Global Public Archaeology / Eds.: K. Okamura, A. Matsuda. N.Y.: Springer Science+Business Media, LLC, 2011. P. 19–28.

58. Holtorf C. From Stonehenge to Las Vegas. Archaeology as popu-lar culture. Walnut Creek: AltaMira Press, 2005. 198 p.

59. Holtorf C. Can less be more? Heritage in the age of terrorism // Public archaeology. 2006. Vol. 5. P. 101–109.

60. Holtorf C. A European perspective on indigenous and immigrant archaeologies // World Archaeology. 2009. Vol. 41, no. 4. P. 672–681.

61. Jordan P. The Atlantis Syndrom. Gloucestershire: Sutton Publish-ing Limited, 2001. 309 p.

62. Lackey D.P. Ethics and Native American reburials: a philosopher’s view of two decades of NAGPRA // The ethics of archaeology: philo-sophical perspectives on archaeological practice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 146–162.

63. Leaman O. Who guards the guardians? // The ethics of archaeolo-gy: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 32–45.

64. Marciniak A. Archaeology and Ethics: The Case of Central-Eastern Europe // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 49–60.

65. Matsuda A., Okamura K. Introduction: New Perspectives in Global Public Archaeology // New Perspectives in Global Public Archaeology. N.Y.: Springer Science+Business Media, LLC, 2011. P. 1–18.

66. McDavid C. Archaeologies that hurt; descendants that matter: A pragmatic approach to collaboration in the public interpretation of Afri-can-American archaeology // World Archaeology. 2002. Vol. 34, no. 2. P. 303–314.

67. McDavid C., Brock T.P. The Differing Forms of Public Archaeolo-gy: Where We Have Been, Where We Are Now, and Thoughts for the Future // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 159–184.

68. McKusick M. Psychic archaeology from Atlantis to Oz // Archaeol-ogy. 1984. Vol. 37, no. 5. P. 48–52.

69. Meskell L. Archaeological ethnography: Conversations around Kruger National Park // Archaeologies. 2005. Vol.1, no. 1. P. 81–100.

70. Michlovic M.G. Folk archaeology in anthropological perspective // Current anthropology. 1990. Vol. 31, no. 1. P. 103–107.

71. Murray T. Archaeologists and Indigenous people: A maturing rela-tionship? // Annual Review of Anthropology. 2011. Vol. 40. P. 363–378.

72. Nicholas G., Hollowel J. Ethical Challenges to a Postcolonial Ar-chaeology: the Legacy of Scientific Colonialism // Archaeology and Capi-talism: From Ethics to Politics. Walnut Creek: Left Coast Press, 2007. Р. 59–82.

73. Niklasson E., Hølleland H. The Scandinavian far-right and the new politicisation of heritage // Journal of Social Archaeology. 2018. Vol. 18, iss. 2. P. 121–148.

74. Phillips C., Ross A. Both Sides of the Ditch: The Ethics of Narrat-ing the Past in the Present // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 27–40.

75. Pruitt T. Pyramids, performance and pseudoscience in Visoko, Bosnia // AP: Online Journal in Public Archaeology. 2012. Vol. 2. P. 26–34.

76. Scham S. Diplomacy and desired pasts // Journal of Social Ar-chaeology. 2009. Vol. 9, iss. 2. P. 163–199.

77. Scham S.A., Yahya A. Heritage and reconciliation // Journal of So-cial Archaeology. 2003. Vol. 3, no. 3. P. 399–416.

78. Scham P., Pogrund B., Ghanem A. Introduction to Shared Narra-tives—A Palestinian-Israeli Dialogue // Israel Studies. 2013. Vol. 18, no. 2. P. 1–10.

79. Shepherd N. Undisciplining Archaeological Ethics // After Ethics: Ancestral Voices and Post-Disciplinary Worlds in Archaeology / Eds.: A. Haber, N. Shepherd. N.Y.: Springer New York, 2015. P. 10–25.

80. Shnirelman V.A. Who gets the past? Competition for ancestors among non-Russian intellectuals in Russia. Washington; Baltimore; L.: Woodrow Wilson Center Press and Johns Hopkins Univ. Press, 1996. 98 p.

81. Shnirelman V.A. The politics of the past in Dagestan: national uni-ty and symbolic revolt // Europe-Asia Studies. 2018. Vol. 70, no. 6. P. 966–990.

82. Smith L. Archaeological theory and the politics of culture heritage. N.Y.: Routledge, 2004. 276 p.

83. Snow D. Martians and Vikings, Madoc and runes // American Her-itage. 1981. Vol. 32, no. 6. P. 102–108.

84. Spriggs M. Pacific archaeologies: contested ground in the construc-tion of Pacific history // The Journal of Pacific History. 1999. Vol. 34. no. 1. P. 109–121.

85. Thomas S. Collaborate, Condemn, or Ignore? Responding to Non-Archaeological Approaches to Archaeological Heritage // European Journal of Archaeology. 2015. Vol. 18, no. 2. P. 312–335.

86. Watkins J. Through wary eyes: Indigenous perspectives on archae-ology // Annual Review of Anthropology. 2005. Vol. 34. P. 429–449.

87. Watkins J. An Indigenous Anthropologist’s Perspective on Ar-chaeological Ethics // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 23–25.

88. Williams S. Fantastic archaeology. The wild side of North Ameri-can prehistory. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1991. 424 p.

89. Wynn L.L. Shape Shifting Lizard People, Israelite Slaves, and Oth-er Theories of Pyramid Building: Notes on Labor, Nationalism, and Ar-chaeology in Egypt // Journal of Social Archaeology. 2008. Vol. 8, no. 2. P. 272–295.

90. Yahya A. The Palestinian-Israeli draft agreement on archaeological heritage // Present Pasts. 2010. Vol. 2, no. 1. P. 72–74.

91. Yellowhorn E. Just Methods, No Madness: Historical Archaeology on the Piikani First Nation // Ethics and archaeological praxis. N.Y.: Springer, 2015. P. 245–256.

92. Young J.O. Cultures and the ownership of archaeological finds // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. P. 15–31.

93. Zimmerman L.J. Usurping Native American voice // The Future of the Past: Archaeologists, Native Americans, and Repatriation / Ed. T. Bray. N.Y.: Garland Publishing, 2001. P. 169–184.

Система Orphus

Loading...
Up