Byzantine Monastery and Consular House in Jerusalem (based on the results of the excavation of 2018)

 
PIIS086960630005678-4-1
DOI10.31857/S086960630005678-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Israel Antiquities Authority
Address: Jerusalem, Israel
Occupation: General Director
Affiliation: Research and Publishing Centre “Indrik”
Address: Moscow, Russia
Journal nameRossiiskaia arkheologiia
EditionIssue 3
Pages147-157
Abstract

The article describes the results of salvage excavations in Musrara, an historical district of Jerusalem located in the immediate proximity of the Old City walls. The excavations revealed the remains of Byzantine monastic complex dated to the 6th–7th cc. CE, and the foundations of a large structure a of the late 19th c., built by initiative of Russian Ministry of Foreign Affairs for employees of the Russian Consulate in Jerusalem.

KeywordsJerusalem, salvage excavations, urban archaeology, Byzantine period, historical archaeology, Russian presence
AcknowledgmentThe article was prepared in the framework of RFBR grant, project № 18-09-40075.
Publication date23.08.2019
Number of characters13544
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Летом 2018 г. Управление древностей Израиля приступило к исследованию небольшого пустыря, предназначенного под устройство муниципальной парковки, расположенного к северу от османских городских стен, напротив Новых ворот, на краю исторического иерусалимского квартала Мусрара (рис. 1)1. В пробных шурфах, прорезавших участок с севера на юг и с запада на восток, было раскрыто несколько массивных стен и выявлено значительное количество керамического материала, датирующегося византийским (V–VII вв.) и позднеоттоманским (конец XIX в.) периодами. Будущее строительство не должно было потревожить археологический слой, однако из-за близости участка к исторической застройке и насыщенности археологическим материалом в этой части города было принято решение раскрыть небольшую часть участка (ок. 75 м2) в юго-западной части пустыря.

1 Работы проводились Управлением древностей Израиля (лицензия А8330-18) под руководством одного из авторов статьи (Я. Чехановец), при участии археологов М. Шора, К. Арвива и Д. Танами. Геодезическая съемка осуществлялась Э. Аладжемом, подготовка планов – С. Иткис, студийная фотография – К. Амит, трехмерное сканирование – А. Карасиком. Нумизматический материал обработан Г. Биховски, стекло – Т. Винтер. Керамический материал отреставрирован И. Бугенхольцем и зарисован И. Лидской-Резниковой; таблицы подготовлены С. Мацкевич. Авторы выражают глубокую признательность реставратору архитектурных памятников Р. Эльбергеру и археологам Д. Бахату, Е. Кагану, А. Вигману и Н. Сапиру, а также о. Роману Гультяеву за живой интерес к проекту и ценные рекомендации. Первичный отчет по раскопкам см. Tchekhanovets (2019, в печати).
2

Византийский период

3

Археологическое исследование квартала Мусрара, к востоку от нашего пустыря, было начато уже в конце XIX в., в связи со строительством к северу от крепостных стен бурно развивавшегося города (Schick, Bliss, 1894). В 1990–2000-х годах, в связи с прокладкой трамвайных путей, Управление древностей организовало серию спасательных раскопок, перерезав Мусрару широкой полосой, идущей с севера на юг, к Дамасским воротам в крепостной стене. Работы выявили византийский комплекс, на сегодняшний день – самый крупный из раскрытых в Иерусалиме, включавший в себя десятки монастырских институтов, с монашескими кельями, странноприимными домами, церквями и часовнями, банями, водопроводами, цистернами, кухнями и трапезными (см. избр. библ. Sukenik, Mayer, 1930; Amit, Wolf, 2000; Tzaferis et al., 2000; Re’em 2009)2. Множество погребальных крипт, выстроенных из камня или высеченных в скальной породе, постепенно сформировали северный некрополь византийского города. В раскопках был также выявлен богатый эпиграфический материал, включавший греческие и армянские строительные и погребальные надписи (Di Segni, Gellman, 2017; Stone, 2002). Строительство множества монастырей со странноприимными домами к северу от городских стен, несомненно, было связано с ростом паломничества в Иерусалим, небольшой по размерам город, не имевший возможности разместить многочисленных пилигримов в городской черте (Voltaggio, 2011). Интересно, что огромный паломнический комплекс, формировавшийся с V по VII в., поддерживавшийся в том числе императорскими пожертвованиями (Di Segni, Gellman, 2017) и до сих пор исследованный только частично, не упомянут ни в одном литературном памятнике византийской эпохи.

2 Финальный отчет, суммирующий работу всех археологических экспедиций в Мусраре, готовится к печати Дж. Зелигманом. Авторы благодарят его за возможность ознакомиться с неопубликованными материалами. 
4
1

5 Непосредственно к западу от нашего участка, на территории французского паломнического комплекса Нотр-Дам де Франс, в 1990-х годах была обнаружена часть крупной общественной бани византийского периода (Chambon, 1990), однако из-за значительного расстояния между раскопанными участками ее связь с основной монастырской агломерацией установить не удалось. Раскопанный нами в 2018 г. фрагмент византийской застройки позволяет заполнить эту лакуну и значительно расширить границы комплекса к западу.

Number of purchasers: 2, views: 2097

Readers community rating: votes 0

1. Amit D., Wolf S., 2000. An Armenian Monastery in the Morasha Neighborhood. Ancient Jerusalem Revealed. H. Geva, ed. Jerusalem: Israel Exploration Society, pp. 293–298.

2. Batalden S., 1993. The fate of Russian landholdings in Jerusalem during the Mandate for Palestine Pravoslavnyy Palestinskiy sbornik [Orthodox Palestinian Collection], № 31(94), pp. 25–31. (In Russ.)

3. Bijovsky G., 2019. Coins from Ayn-Het Parking, Musrara, Jerusalem. Hadashot Arkheologiyot, 131. (In print).

4. Chambon A., 1990. Notre Dame Monastery. Excavations and Surveys in Israel, 9/2. Jerusalem, pp. 145–147.

5. de Vincenz A., 2018. Marseille Roof Tiles: Import to Palestine/Israel and their Local Counterpart in the Late Nineteenth and Early Twentieth Century. XIth Congress AIECM3 on Medieval and Modern Period Mediterranean Ceramics Proceedings. Ankara: Koç University, pp. 83–86.

6. Di Segni L., Gellman D., 2017. A Justinian Inscription North of Byzantine Jerusalem, and its Importance for the Dating of the Nea Church Inscription. New Studies in Archaeology of Jerusalem and its Region, 11. Y. Gadot, Y. Zelinger, K. Cytrin-Silverman, J. Uziel, eds. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, Institute of Archaeology, the Hebrew University of Jerusalem, Tel Aviv University, pp. 27*–37*.

7. Finkielsztejn G., Nagar A., Bilig Y., 2009. The Northwestern Corner of Jerusalem’s Old City Wall: Medieval Archaeology and Modern History. New Studies in Archaeology of Jerusalem and its Region, 3. D. Amit, G.D. Stiebel, O. Peleg-Barkat, eds. Jerusalem: Israel Antiquities Authority and the Institute of Archaeology, the Hebrew University of Jerusalem, pp. 5*–9*.

8. Gul’tyayev R., 2010. Operation “Hammer and Sickle”. From the history of Russian landholdings in the Holy Land during the British Mandate, 1917–1948. Iyerusalimskiy pravoslavnyy seminar [Jerusalem Orthodox Seminar], 1. Moscow: Indrik, pp. 143–160. (In Russ.)

9. Lisovoy N.N., 2000. Rossiya v Svyatoy Zemle. Dokumenty i materialy [Russia in the Holy Land. Documents and materials], 1. Moscow: Mezhdunarodnyye otnosheniya, pp. 86, 87.

10. Re’em A., 2009. Jerusalem, the Third Wall (Electronic resource). Hadashot Arkheologiyot – Explorations and Surveys in Israel, 121. URL: http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.aspx?id=1144&mag_id=115.

11. Schick C., Bliss F.J., 1894. Discovery of a Beautiful Mosaic Pavement with Armenian Inscription, North of Jerusalem. Palestine Exploration Quarterly, vol. 26, iss. 4, pp. 257–261.

12. Stone M.E., 2002. A Reassessment of the Bird and the Eustathius Mosaics. Armenians in Jerusalem and the Holy Land. M.E. Stone, R. Ervine, N. Stone, eds. Louvain: Peeters, pp. 204–219.

13. Sukenik E.L., Mayer L.A., 1930. The Third Wall of Jerusalem. Jerusalem: Hebrew University. 76 p.

14. Tchekhanovets Y., 2019. Jerusalem, Ayn-Het Parking Lot. Hadashot Arkheologiyot, 131. (In print).

15. Tzaferis V., Feig N., Onn A., Shukron E., 2000. Excavations at the Third Wall, North of the Jerusalem Old City. Ancient Jerusalem Revealed. H. Geva, ed. Jerusalem: Israel Exploration Society, pp. 287–292.

16. Vach K.A., 2018. Russian Consular House in Jerusalem in the Homsi area: a history of the construction. Iyerusalimskiy pravoslavnyy seminar [Jerusalem Orthodox Seminar], 8. Moscow: Indrik, pp. 82–107. (In Russ.)

17. Voltaggio M., 2011. Xenodochia and Hospitia in SixthCentury Jerusalem: Indicators for the Byzantine Pilgrimage to the Holy Places. Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins, 127, 2, pp. 197–210.

18. Winter T., 2019. The Glass Finds from the Excavations at the Ayn-Het Car Park. Hadashot Arkheologiyot, 131. (In print).

Система Orphus

Loading...
Up