С. И. Кочкуркина. Археология средневековой Карелии. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. ISBN 978-5-9274-0791-0. 280 с., 2 табл., 111 илл.

 
Код статьиS086960630004549-2-1
DOI10.31857/S086960630004549-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва С. И. Кочкуркина. Археология средневековой Карелии. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2017. ISBN 978-5-9274-07
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИИМК РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 1
Страницы187-190
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов18546
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Монография известного исследователя финно-угорских древностей С. И. Кочкуркиной «Археология средневековой Карелии» подводит итог многолетним исследованиям автора в области археологии, культуры и истории народов Карелии в эпоху средневековья и их разносторонними отношениями со славянским (древнерусским) миром. В книге обобщены обширные материалы различных областей науки, касающиеся формирования карельского народа как единой этнокультурной общности.
2 В настоящее время, как отмечает С. И. Кочкуркина, известно два пласта средневековых древностей, относящихся к народам Карелии и их соседям: ранний, который датируется VI–IX вв., и более поздний – X–XV вв. Именно в период средневековья складывается Древнерусское государство с Новгородом как его северным центром, и именно тогда на страницах русской летописи появляются упоминания о прибалтийско-финских этнических группах, проживающих на севере и северо-западе Новгородской земли. Среди них названа и корела.
3 Отметим неординарное Введение к книге, в котором высказаны общетеоретические взгляды автора на определение понятия «этнос». С. И. Кочкуркина обобщает мнения различных исследователей по данному вопросу, суммируя признаки, выделенные в разных отраслях знаний современной науки для характеристики конкретных групп людей как этнических единиц, отличных от соседей. Автор приходит к выводу, что «не все явления, в том числе и этнос, этничность, подлежат теоретическому точному определению» (с. 9). Однако ее как археолога волнует в первую очередь вопрос, как этнические границы соотносятся с особенностями материальной культуры. По мнению С. И. Кочкуркиной, именно археология позволяет выделить четкие объединения по материальной культуре и «назвать это этнической группой», хотя «реальный тип социальных уз и характер субъективных чувств, которые такое объединение отражают, остается неизвестным» (с. 9). Поскольку археологические материалы ограничены своим достаточно узким кругом источников, то для окончательных заключений, как отмечает автор, необходимо привлекать выводы смежных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
4 По мнению С. И. Кочкуркиной, «основой исследования являются прежде всего типология и классификация всех видов археологического материала (формальный анализ), в результате которых определяются датировка, общие и частные специфические черты круга памятников (содержательный анализ). Иными словами, типично археологическими методами попытаться выделить адаптационные элементы, элементы, приобретенные в процессе торгово-культурных контактов, и собственные традиционные особенности на конкретном историко-культурном фоне» (с. 13). Изложенный во Введении принцип был положен в основу рецензируемой работы.
5 В книге широко привлекается пласт финноязычной литературы, подробно анализируется вклад финских ученых в изучение различных сторон культуры карельского народа. Поскольку, в отличие от многих европейских языков, литература на финском языке в силу его сложности мало доступна широкому кругу российских исследователей, книга С. И. Кочкуркиной приобретает особое значение, так как позволяет ознакомиться с мнениями и последними разработками финских коллег.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2264

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары. 1960.

2. Кочкуркина С. И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973.

3. Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья. Петрозаводск. 2010.

4. Кочкуркина С. И., Линевский А. М. Курганы летописной веси. Петрозаводск. 1985.

5. Назаренко В. А. Об этнической принадлежности Приладожских курганов // Финно-угры и славяне. Доклады первого советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии 15–17 ноября 1976 г. Л., 1979.

6. Назаренко В. А. Приладожская курганная культура, колбяги и все – все – все // Ex Ungue Leonem. Сборник статей к 90-летию Льва Самуиловича Клейна. СПб., 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх