Очаги-алтари из раскопок городища Джанкент в Южном Казахстане

 
Код статьиS086960630004122-3-1
DOI10.31857/S086960630004122-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 1
Страницы87-100
Аннотация

В статье рассматриваются очаги из жилого комплекса северо-восточной части городища Джанкент. Все очаги представляют собой прямоугольную площадку, окруженную невысоким бортиком и расположенную в центре пола помещения. Площадь очага разделена на две примерно равные зоны. В зоне, ближней к внешней стене комнаты находится подставка из сырцовых кирпичей, к которой вплотную примыкает керамическая очажная подставка с протомами баранов. Перед ней в дно очага вкопан сосуд. Вторая, ближняя к суфе, зона очага пустая и не содержит никаких конструкций. Очажные подставки, получившие в литературе название «шашлычниц», известны на разных памятниках, но только на Джанкенте они впервые найдены in situ. Строение и расположение в очаге этих предметов уверенно позволяет считать их культовыми. Анализ конструкции очагов жилого комплекса X в. городища Джанкент позволяет сделать вывод о том, что они служили не только для отопления жилища, но и могли быть домашними алтарями.

Ключевые словаЮжный Казахстан, средневековье, болотные городища, огузы, жилой комплекс, очаги-алтари, очажные подставки
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов28139
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Важнейшим компонентом любого древнего и средневекового жилища является очаг. Основные утилитарные функции очага – приготовление на нем пищи и отопление жилища. Именно они во многом и определяют его строение. В то же время с древнейших времен огонь воспринимался человеком как некая магическая субстанция. Культ огня в том или ином виде присутствует практически у всех народов. Наиболее полно идея обожествления огня получила в зороастризме, главный объект поклонения которого – священные огни, возжигаемые в храмах. Народы, не связанные с этой религией, также приписывали огню сакральные свойства и использовали его в различных обрядах. В качестве наиболее известных примеров можно вспомнить подробно описанный ибн Фадланом обряд перехода в иной мир путем сожжения умершего и сопровождающих его людей и животных у русов и обряд очищения огнем у монголов, известный из записок Плано Карпини (Путешествие…, 1939. С. 81–83; Карпини, 1997. С. 36). Соответственно место, в котором горит огонь, т.е. очаг, также сакральное место в жилище. Исследованию сакрального восприятия огня и очага в жилище разных народов посвящены многочисленные работы (Дыренкова, 1927; Банзаров, 1955; Байбурин, 1983; Жуковская, 1988; Сагалаев, 1989).
2 Сакральное значение очага (печи) нашло отражение и в фольклоре. Так, в русских сказках Баба Яга обычно сидит на печи, а домовой живет за печкой. Печь, причем почему-то стоящая в чистом поле, спасает детей от злых гусей-лебедей, а ленивец Емеля использует ее как транспортное средство. В сказках Западной Европы в печи часто сжигают ведьму («Пряничный домик» или «Гензель и Гретель»). Такое восприятие огня и места, где он горит, настолько прочно вошло в наше сознание, что даже в сказке Новейшего времени «Приключения Буратино» дверь в волшебную страну находится за очагом, хотя и нарисованном на холсте.
3 Проблема использования очага как алтаря рассматривается в ряде работ Е.А. Смагулова на материалах раннесредневековых поселенческих памятников Казахстана (1992, 2004, 2011). Интересные данные об устройстве и оформлении средневековых очагов получены в результате раскопок жилого квартала на городище Джанкент в Южном Казахстане.
4 Городище Джанкент расположено в 1,5 км от с. Уркендеу Казалинского р-на Кызылординской обл. Памятник имеет Т-образную форму, вытянутую с востока на запад, со значительным расширением в восточной половине. Размеры городища согласно инструментальной съемке 2005 г. – 415 х 230 (в восточной части – 320) м (Аржанцева и др., 2010. С. 7). Стены построены из пахсы, лучше всего они сохранились в восточной части. Вдоль стен видны следы башен, расположенных друг от друга на расстоянии 25–40 м. Ворота находятся по центру восточной и западной стен. Посередине восточной стены хорошо различимо предвратное сооружение в виде полукруглого выступа стены около 15 м длиной (с юга на север), с воротами, перпендикулярными стене, на северном конце. Выступ фланкирован двумя выносными башнями. Северо-западный угол города занимает цитадель в виде возвышения квадратной в плане формы, размерами 100 х 100 м. Городище разделяет на две части главная улица, идущая с запада на восток параллельно внешним стенам. По характеру рельефа визуально выделяются плотно застроенный северный участок городища и значительно менее застроенный, ровный и низинный южный участок. В северо-восточном секторе городища прослежена пристроенная к северной стене прямоугольная в плане конструкция размерами 60 х 70 м и высотой около 3-4. К северной стене с внешней стороны примыкает огражденная невысокими валами полукруглая в плане территория.

всего просмотров: 2227

Оценка читателей: голосов 0

1. Аржанцева И.А., Зиливинская Э.Д., Караманова М.С., Рузанова С.А., Уткельбаев К.З., Сыдыкова Ж.Т., Билалов С.У. Сводный отчет об археологических работах на городище Джанкент в 2005–2007, 2009 гг. Кызылорда: Компас Кызылорда, 2010. 164 с.

2. Ахатов Г.А., Смагулов Т.Н. Археологические работы на цитадели Древнего Жанкента // Археологиялык зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2008. С. 217–223.

3. Ахатов Г.А., Смагулов Т.Н. Археологические исследования городища Жанкент // Археологиялык зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2009. С. 212–215.

4. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 188 с.

5. Байпаков К.М. Древняя и средневековая урбанизация Казахстана. По материалам исследований Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции. Кн. II: Урбанизация Казахстана в IX–начале XIII в. Алматы, 2013. 514 с.

6. Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 374 с.

7. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л.: Наука, 1973. 390 с.

8. Болелов С.Б. Керамические курильницы из склепов могильников Алтынасар 4 // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. 2: Джетыасарская культура. Ч. 1: Склепы. М.: Ин-т этнол. и антроп. РАН, 1993. С. 199–224.

9. Брыкина Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине I тыс. нашей эры. М.: Наука, 1982. 200 с.

10. Буряков Ю.Ф. Археологические материалы к этнической истории бассейна Средней Сырдарьи в древности и Средневековье // Материалы к этнической истории населения Средней Азии. Ташкент: Фан, 1986. С. 50–57.

11. Васильева Г.П. Формы оседлого жилища Южной Туркмении в XIX – начале XX в. // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1982. С. 193–210.

12. Вишневская О.А., Paпoпopт Ю.А. Следы почитания огня в средневековом хорезмийском городе // Этнография и археология Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 105–112.

13. Воронина В.Л. Изучение архитектуры Древнего Пянжикента // Труды Согдийско-Таджикской археол. экспедиции. Т. 1: 1946–1947 гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950 (МИА; № 15). С. 210–220.

14. Воронина В.Л. Черты раннесредневекового жилища Средней Азии // Сов. этнография. 1963. № 6. С. 81–93.

15. Григорьев Г.В. Каунчитепа (раскопки 1935 г.). Ташкент: УзФан, 1940. 64 с.

16. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеутов // Сб. Музея антропологии и этнографии. Вып. VI. Л.: МАЭ, 1927. С. 28–33.

17. Жуковская Н.Л. Категории и символы традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 196 с.

18. Зиливинская Э.Д. Исследования жилого комплекса в северо-восточной части городища Жанкент // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы: материалы Междунар. конф., посвящ. 20-летию независимости Республики Казахстан и 20-летию Института им. А.Х. Маргулана. Т. 3. Алматы: Ин-т археол. им. А.Х. Маргулана, 2011. С. 109–117.

19. Зиливинская Э.Д., Билялов С.У., Сыдыкова Ж.Т. Раскопки жилого квартала на городище Джанкент // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: сб. памяти В.П. Костюкова / Ред. Д.В. Васильев. Астрахань: Астраханский. ун-т, 2011. С. 27–39.

20. Кабанов С.К. Культура сельских поселений Южного Согда III–VI вв. Ташкент: Фан, 1981. 128 c.

21. Карпини Дж. дель Плано. История монгалов // Карпини Дж. дель Плано. История монгалов. Рубрук Гильом де. Путешествие в восточные страны; Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997. С. 30–87.

22. Левина Л.М. Керамика Нижней и Средней Сырдарьи в I тыс. н.э. // Труды Хорезмской археолого-этнограф. экспедиции. Т. VII. М.: Наука, 1971. 252 с.

23. Левина Л.М. Джетыасарские склепы // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. 2: Джетыасарская культура. Ч. 1: Склепы. М.: Ин-т этнол. и антроп. РАН, 1993. С. 33–199.

24. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. М.: Вост. литература, 1996. 396 с.

25. Лерх П.Л. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 году. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1870. 39 с.

26. Нильсен В.А. Кызыл-кыр // История материальной культуры Узбекистана. Вып. 1. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1959. С. 60–79.

27. Писарчик А.К. Традиционные способы отопления жилищ оседлого населения Средней Азии в XIX–XX вв. // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1982. С. 69–111.

28. Пугаченкова Г.А. Очажные подставки из Булакбаши (к идеологии древнего скотоводческого населения Самаркандского Согда // Общественные науки в Узбекистане. 1986. № 5. С. 34–37.

29. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. 194 с.

30. Рапопорт Ю. А., Неразик Е.Е., Левина Л.М. В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. М.: Индрик, 2000. 207 с.

31. Сагалаев А.М. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука, 1989. 245 с.

32. Смагулов Е.А. Комплекс ритуальных атрибутов из Отрарского оазиса // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата: КазГПУ, 1992. С. 34–43.

33. Смагулов Е.А. «Шашлычницы» Алтынтобе // Изв. Мин-ва науки и образования Республики Казахстан. Серия Обществ. наук. 2004. № 1. С. 93–111.

34. Смагулов Е.А. Древний Сауран. Алматы: АБДИ Компани, 2011. 434 с.

35. Толстов С.П. Города гузов // Сов. этнография. 1947. № 3. С. 55–103.

36. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. 440 с.

37. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.: Вост. литература, 1962. 321 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх