ГРАЖДАНСКОЕ КАК ИНТИМНОЕ: ДИСКУРСИВНЫЙ КОНТРАПУНКТ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «НОЧЬ. УСПЕЛИ МЫ ВСЕМ НАСЛАДИТЬСЯ…»

 
Код статьиS013160950017682-4-1
DOI10.31860/0131-6095-2021-4-38-51
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент Школы филологических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший преподаватель филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Аффилиация: Московский государственный университета имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 4
Страницы38-51
Аннотация

Статья посвящена интерпретации и исторической контекстуализации стихотворения Н.А. Некрасова «Ночь. Успели мы всем насладиться...». Стихотворение понимается как текст, в котором по принципу контрапункта соединяются интимный и социальный дискурсы. Такой синтез, как показано в статье, поддерживался идеологией и практиками некрасовского окружения 1840-х — конца 1850-х годов. Фиктивные браки, тройственные союзы, коммунальные эксперименты с сексуальностью были актуальным историческим фоном стихотворения. Последовательно связывали гражданскую и эротическую энергию человека и произведения Н. Г. Чернышевского, диалог с которыми обнаруживается в «Ночь. Успели мы всем насладиться...». Однако радикальные любовные эксперименты русских интеллектуалов 1840-1860-х годов столкнулись с неразрешимыми внутренними противоречиями, а сама идея о прочной связи гражданского и интимного потерпела историческое поражение, что привело к маргинализации эротического прочтения стихотворения Некрасова.

Ключевые словаН. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, интимный и социальный дискурсы, любовные эксперименты 1840-1860-х годов, поэтика
Получено28.11.2021
Дата публикации01.12.2021
Кол-во символов48479
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 587

Оценка читателей: голосов 0

1. Вдовин А. В. Николай Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М., 2017.

2. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 9.

3. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 23.

4. Данилевская М. Ю. Стихотворение Н. А. Некрасова «Над чем мы смеемся…»: первоначальная и каноническая редакции // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2020. № 4.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. и писем: В 35 т. СПб., 2016. Т. 6.

6. Ключкин К. Women’s Prose in the Modernizing Cultural Economy: 1850s–1870s // Складчина: Сборник статей к 50-летию профессора М. С. Макеева. М., 2019.

7. Кон И. С. Сексуальная культура в России. М., 2019.

8. Лурье С. Я. Такой способ понимать. М., 2007.

9. Макеев М. С. Николай Некрасов. М., 2017 (сер. «Жизнь замечательных людей»).

10. Макеев М. С. Николай Некрасов: Поэт и предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009.

11. Макеев М. С. Опыт реконструкции утраченных помет Н. А. Некрасова // Могут ли тексты лгать? К проблеме работы с недостоверными источниками. Таллинн, 2014.

12. Макеев М. С. Поэзия Некрасова и идеология русской радикальной интеллигенции середины XIX века // К 60-летию профессора А. И. Журавлевой. М., 1998.

13. Малиа А. Александр Герцен и происхождение русского социализма. 1812–1855. М., 2010.

14. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fi n de siècle в России. М., 2008.

15. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л., 1981. Т. 2.

16. Паперно И. Семиотика бытового поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.

17. После Сталина. Позднесоветская субъективность (1953–1985): Сб. статей. СПб., 2018.

18. Примочкина Н. Н. Творческое наследие Н. А. Некрасова в интерпретации Горького // Примочкина Н. Н. Горький: личность и творчество на фоне эпохи. М., 2019.

19. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1947. Т. 2. Кн. 1.

20. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Н. Новгород, 2018.

21. Скафтымов А. П. Чернышевский и Жорж Занд // Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.

22. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм, социализм. М., 2004.

23. Степина М. Ю. Образы и мотивы «Божественной комедии» Данте в лирике Н. А. Некрасова // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения — 2016): Сб. науч. трудов XVIII Всероссийской науч. конф.: В 2 ч. СПб., 2017. Ч. 2.

24. Успенский П. Ф. Гипотеза Якобсона, Глеб / Иванович и перверсия: безумие Г. Успенского и его рассказ «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. № 2.

25. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1950. Т. 5.

26. Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967.

27. Ямпольский И. Г. Стихи Некрасова в произведениях других писателей // Некрасовский сборник. СПб., 1998. [Вып.] XI–XII.

28. Klioutchkine K. Between Ideology and Desire: Rhetoric of the Self in the Works of Nikolai Chernyshevskii and Nikolai Dobroliubov // Slavic Review. 2009. Vol. 68. № 2.

29. Naiman E. Sex in Public. The Incarnation of Early Soviet Ideology. Princeton, 1997.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх