«Новая история» «идола» из кургана Черная могила (Х в.)

 
Код статьиS086960630004119-9-1
DOI10.31857/S086960630004119-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Исторический музей
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Центр египтологических исследований РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: НИЦ «Курчатовский институт»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 1
Страницы73-86
Аннотация

Курган Черная Могила (г. Чернигов, раскопки Д.Я. Самоквасова 1872–1873 гг.) – самый большой (его высота достигала 10 м) и знаменитый древнерусский курган эпохи заката язычества. Среди богатого инвентаря особый интерес представляет небольшая антропоморфная фигурка – «идол», ее уникальность обусловлена чрезвычайной редкостью антропоморфных изображений, относящихся к эпохе образования Древнерусского государства (конец IX – начало  XI в.). Первоначально фигурка была покрыта столь мощным слоем окислов, что ее черты едва угадывались. Первая попытка реставрации  (1982 г.) выявила отдельные детали, которые позволили Т.А. Пушкиной отнести ее к изделиям скандинавского ремесленника и интерпретировать как изображение бога Тора. В ходе нового этапа реставрации (2010 г.) полностью расчищена первоначальная поверхность предмета, открылись ранее невидимые детали, что заставило вновь обратиться к исследованию данной миниатюрной скульптуры. Анализ деталей позволяет говорить о синтезе северных и «восточных» черт в облике «идола» и позволяет выдвинуть предположение об изготовлении фигурки на территории Восточной Европы.   

Ключевые словаэпоха образования Древнерусского государства, язычество, этнокультурные связи, история костюма
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта РНФ, проект № 17-18- 01399.
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов24264
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Среди археологических источников, относящихся к эпохе образования Древнерусского государства (конец IX – начало XI в.) трудно представить себе что-либо более хрестоматийное и знаменитое, чем материалы из кургана Черная Могила (960–970 гг.). Инвентарь кургана, раскопанного в 1872–1873 гг. на территории г. Чернигов (Украина) Д.Я. Самоквасовым, будущим почетным профессором Московского университета, поступил в Исторический музей в 1892 г. (Самоквасов, 1908б. С. 18, 19) и уже более века практически не покидает экспозицию. Однако именно постоянное экспонирование и известность обусловили и «неприкосновенность» комплекса, его слабую изученность и неординарную судьбу входящих в его состав предметов.
2 Одним из наиболее значимых артефактов из Черной Могилы является антропоморфная фигурка, уникальность которой определяется чрезвычайной редкостью находок объемных изображений человека, относящихся к рассматриваемому историческому периоду. История публикаций и интерпретации данного предмета непосредственно связана с историей его реставрации. В первой публикации, которая принадлежит автору раскопок Д.Я. Самоквасову, фигурка упомянута в перечне находок как изображение «человека – божка, сидящего на корточках, со сложенными на груди руками (Будда?)» (Самоквасов, 1908а. С. 199). Судя по рисунку, опубликованному в посмертном издании 1917 г., фигурка была покрыта мощным слоем окислов, не позволявших рассмотреть детали изображения (рис. 1, 1) (Самоквасов, 1917. С. 11).
3 Вплоть до настоящего времени наиболее полной публикацией материалов из больших курганов Чернигова остается работа Б.А. Рыбакова, однако «идолу» автор посвящает лишь несколько слов, отмечая, что «к сожалению, до химической расчистки его, очень трудно что-либо сказать об этой сидящей человеческой фигурке с каким-то предметом в руках» (Рыбаков, 1949. С. 43, 45. Рис. 17). Вероятно, вплоть до написания указанной работы «идол» реставрации не подвергался. Единственное упоминание о его судьбе содержится в письме В.Б. Антоновича Д.Я. Самоквасову, где речь идет об изготовлении копии «черниговского божка» для музея древностей университета Св. Владимира в Киеве (Археология…, 2007. С. 61).
4 Следующий этап судьбы идола связан с реставрационными работами, проведенными в 1982 г. В.Н. Даркевич. После реставрации стал более внятен общий облик фигурки, изображающей сидящего мужчину, круглоголового и бородатого, держащего себя за бороду (рис. 1, 2). Проявились также и отдельные детали – поднятые к груди руки с отведенными локтями, круглые, слегка вытаращенные глаза, щелевидный рот. Стали читаться детали одежды: «кафтан, между полами которого на коленях 2-3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет» (Пушкина, 1984. С. 86). К интерпретации нового облика идола обратилась Т.А. Пушкина, которая предположила, что идол изображает скандинавского бога Тора. Основанием для этого послужил круг аналогий, некоторые особенности иконографии и детали костюма. После публикации Т.А. Пушкиной интерпретация идола как изображение бога Тора становится практически общепринятой в отечественной научной литературе (Пушкина, Петрухин, 1995. С. 49; Моця, Казаков, 2011. С. 194 и сл.).

всего просмотров: 2486

Оценка читателей: голосов 0

1. Авдусина С.А. Накладка в виде дракона из Гнёздова // Образы времени. Из истории древнего искусства. К 80-летию С.В. Студзицкой. М.: ГИМ, 2012 (Труды ГИМ; вып. 189). С. 149–153.

2. Археология, история и архивное дело России в переписке профессора Д.Я. Самоквасова / Сост., вступ. ст. и коммент. С.П. Щавелева. Курск: Курский гос. мед. ун-т, 2007. 506 с.

3. Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент: Фан, 1975. 160 с.

4. Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М.: Искусство, 1973. 68 с.

5. Бокий Н.М., Плетнева С.А. Захоронение семьи воина-кочевника Х века в бассейне Ингула // СА. 1988. № 2. С. 99–115.

6. Даркевич В.П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв. М.: URSS, 2010. 185 с.

7. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. 234 с.

8. Ениосова Н.В., Колосков С.А., Митоян Р.А., Сарачева Т.Г. О применении рентгено-флюоресцентного энерго-дисперсионного анализа в археологии // Вестник МГУ. Серия 8: История. 1997. № 1. С. 113–131.

9. Зайцева И.Е., Сарачева Т.Г. Ювелирное дело «земли вятичей». М.: Индрик, 2011. 402 с.

10. Каинов С.Ю. Начальные этапы формирования древнерусского комплекса боевых средств // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья. Тула: Гос. военно-историч. и природный музей-заповедник, 2014. С. 97–101.

11. Комар А.В. Поясные наборы с «мифологическими» сюжетами // Between Byzantium and the steppe / Eds.: A. Mihaczi-Palfi, Z. Mazek. Budapest: Kodex Konyvgyarto Kft., 2016. С. 545–556

12. Король Г.Г. Антропоморфно-сюжетные изображения на ременных украшениях кочевников Евразии конца I – начала II тыс. н.э. // Снаряжение кочевников Евразии / Ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 157–162.

13. Лобода А.Ю., Колобылина Н.Н., Терещенко Е.Ю., Мурашева В.В., Шевцов А.О., Васильев А.Л., Ретивов В.М., Кашкаров П.К., Яцишина Е.Б., Ковальчук М.В. Исследование технологии золочения «идола» из кургана «Черная Могила» (X в.) // Кристаллография. 2018. Т. 63, № 6. С. 992–1000.

14. Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М.: Наука, 1971. 191 с.

15. Михайлов К.А. Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология) // Вестник молодых ученых. Серия: Исторические науки. 2005. № 1. С. 56–65.

16. Моця О.П., Казаков А.Л. Давньоруський Чернiгiв. Киiв: Стародавнiй Свiт, 2011. 314 с.

17. Мурашева В.В. Бляшки-подвески с территории Древней Руси // XIV Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии: тез. докл. Москва; Архангельск: Поморский ГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. С. 154.

18. Мурашева В.В. «Идол» из Гнездова // РА. 2005. № 1. С. 124–129.

19. Орфинская О.В. Текстиль VIII–IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея: технологические особенности в контексте культуры раннесредневековой Евразии: дис. … канд. ист. наук. М., 2001. 268 с.

20. Орфинская О.В. Три источника, или к вопросу о классификации кроя одежды // Женская традиционная культура и костюм в эпоху средневековья и новое время: материалы научно-образов. семинара, 9–10 ноября 2012 г. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. С. 76–92.

21. Петрухин В.Я. «Сага о Вольсунгах» на «Восточном пути» // Археологический сборник / Ред. Н.Г. Недошивина. М.: ГИМ, 1999 (Труды ГИМ; вып. 111). С. 43–46.

22. Повесть временных лет. СПб.: Наука, 1999 (Литературные памятники). 667 с.

23. Пушкина Т.А. Бронзовый идол из Черной Могилы // Вестник МГУ. Серия 8: История. 1984. № 3. С. 86–87.

24. Пушкина Т.А., Петрухин В.Я. История бородатого божка // Живая старина. 1995. № 3 (7). С. 48–49.

25. Пушкина Т.А. Сувениры Аустрвег // У истоков русской государственности: к 30-летию археологического изучения Новгородского Рюрикова Городища и Новгородской областной археологической экспедиции: историко-археологический сб.: материалы конф. (4–7 октября 2005 г., Великий Новгород) / Ред.: Е.Н. Носов, А.Е. Мусин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 325–331.

26. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949 (МИА; № 11). С. 7–92.

27. Самоквасов Д.Я. Могилы русской земли. М.: Синод. тип., 1908а. 276 с.

28. Самоквасов Д.Я. Раскопки древнихъ могилъ и описанiе, храненіе и изданіе могильныхъ древностей. М.: Синод. тип., 1908б. 26 с.

29. Самоквасов Д.Я. Могильные древности Северянской Черниговщины. М.: Синод. тип., 1917. 101 с.

30. Стурлусон С. Младшая Эдда. Л.: Наука, 1970 (Литературные памятники). 253 с.

31. Тодорова С.М. Генезис орнаментальной традиции рунических камней. Классификация орнаментики // XII Конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М.: ИРИ РАН, 1993. С. 126–128.

32. Тюрк А. От Урала до Карпатов. Новые результаты и перспективы в археологии Восточной Европы по поводу древних венгров // II Международный Мадьярский симпозиум / Ред.: С.Г. Боталов, Н.О. Иванова. Челябинск: Рифей, 2013. С. 231–237.

33. Хамайко Н.В. Тавлейные короли X в. // Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства: материалы конф., посвящ. 110-летию со дня рожд. И.И. Ляпушкина. СПб.: СОЛО, 2012. С. 284–288.

34. Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Вост. литература, 2006. 664 с.

35. Яценко С.А. Сидящий мужской персонаж с сосудом в руке на сакской бронзовой «курильнице» из Семиречья // История и археология Семиречья. Вып. 4. Алматы: Ин-т археол. им. А.Х. Маргулана, 2010. С. 3–22.

36. Arbman H. Birka I. Die Graber. Tafeln. Uppsala: Bokforlags Aktiebolaget Thule. 1940. 560 s.

37. Arne T. La Suede et l’Orient. Uppsala: K.W. Appelbergs Boktryckeri, 1914. 240 p.

38. Belenizki A.M. Mittelasien Kunst der Sogden. Leipzig: E.A. Seemann. Buch- und Kunstverlag, 1980. 239 S.

39. Bonnard D., Calament F., Durand M. Antinoe, a la vie, a la mode: Visions d'elegance dans les solitudes. Lyon: Editions Fage, 2013. 440 p.

40. Dickinson T., Harke H. Early Anglo-Saxon shields. London: The society of Antiquaries of London, 1992. 94 p.

41. Ellis Davidson H.R. Pagan Scandinavia. London: Thames and Hudson, 1967. 214 p.

42. Ewing T. Viking Clothing. L.: Tempus, 2006. 176 p.

43. Fluck C. Dress styles from Syria to Libya // Byzantium and Islam: Age of Transition, 7th–9th century. New York: Metropolitan Museum, 2012. P. 160–161.

44. Graham-Campbell J. Viking Artefacts. L.: British Museum Publ., 1980. 312 p.

45. Jansson I. Wikingerzeitlicher orientalischer Import in Scandinavien // Oldenburg – Wolin – Staraja Ladoga – Novgorod – Kiev. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1988 (Bericht der Romisch-Germanischen Kommission; Bd. 69). S. 564–647.

46. Jansson J. Gurtel und Gurtelzubehor // Birka–II: 2 / Ed. G. Arwidsson. Stocholm: Almqvist & Wiksell Intern., 1986. S. 77–108.

47. Kleingartner S. Reuse of foreign object // Vikings. Life and legend / Eds. G. Williams et al. L.: The British Museum, 2014. 288 p.

48. Mannering U. Iconic costumes. Scandinavian Late Iron Age costume iconography. Oxford: Oxbow Books, 2017. 214 р.

49. Oehrl S. Recensioner: Ulla Mannering, Iconic costumes. Scandinavian Late Iron Age costume iconography // Fornvannen. 2017. Vol. 112. Р. 186–188.

50. Perkins R. The gateway to Trondheim: Two Icelanders at Agdenes // Saga-Book. Vol. XXV, Part 2. L.: Viking soc. for Northern Research. Univ. College London, 1999. P. 179–213.

51. Perkins R. Thor the wind-raiser and the Eyrarland image. L.: Viking soc. for Northern Research. Univ. College London, 2001. 177 p.

52. Price N. Belief and Ritials // Vikings. Life and legend / Eds. G. Williams et al. L.: The British Museum, 2014. P. 162–201.

53. Ratke S. Guldgubber – Einblicke in die Volkerwanderungszeit. Bonn: Rheinischen Friedrich-Wilhelms Univ., 2009. 259 S.

54. Seyrig H. Armes et costumes iraniens de Palmyre // Syria. 1937. № 18. P. 4– 31.

55. Les Vikings… Les Scandinaves et l’Europe 800–1200. Uddevalla: Bohuslaningens Boktryckeri AB, 1992. 429 p.

56. Vogelsand-Eastwood G. Sasanian “Riding-coats”: The Iranian evidence // Riding Costume in Egypt: Origin and Appearance / Eds.: C. Fluck, G. Vogelsand-Eastwood. Leiden: Brill NV, 2004 (Studies in Textile and Costume History; vol. 3). Р. 210–227.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх