The questionnaire of dispositional materialism (QDM): conceptual bases and psychometric development

 
PIIS020595920002256-7-1
DOI10.31857/S020595920002256-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of Chair of Experimental and Applied Psychology
Affiliation: Yanka Kupala State University of Grodno
Address: Republic of Belarus
Occupation: Head of Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy
Affiliation: FSBSI “RAE Psychological Institute”
Address: Russian Federation
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 40 Issue 1
Pages104-117
Abstract

The article presents the results of development of a new method of measuring materialism as an individual psychological trait based on Belk’s approach. The authors disclose conceptual bases of understanding the psychological nature of materialism, as well as its prerequisites and consequences for the individual. Psychometric properties of the questionnaire (content, structural, construct, cross-cultural validity, consistent and retest reliability) are considered in the article. The results of approbation allow us to state that the version obtained from 9 items combined into three scales (“Envy”, “Nongenerosity”, “Possessiveness”) has sufficient indicators for use in psychodiagnostic purposes.

Keywordseconomic psychology, questionnaire, psychodiagnostics, dispositional materialism, envy, possessiveness, nongenerosity
Received26.02.2019
Publication date26.02.2019
Number of characters38127
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современных условиях в России и странах ближнего зарубежья проблема материализма приобрела большую актуальность в связи со сравнительно недавним переходом к рыночным отношениям, которые открыли возможность неограниченного приобретения и потребления. Рост благосостояния провоцирует различные проявления дисбаланса в психологических механизмах регуляции удовлетворения потребностей человека – центрацию на наращивании материального капитала, зависимость чувства самоценности и ценности других людей от уровня дохода, отождествление осмысленности жизни и потребительской активности.
2 Указанные тенденции отражаются в тематике фундаментальных и прикладных психологических исследований, в особенности в области социальной психологии личности и экономической психологии. Так, на сегодняшний день проанализированы внутренние и внешние причины интенсивного развития экономической психологии как научно-практической отрасли психологии, ее статус в системе экономической и психологической наук [3]; сформулированы предмет, методологические принципы, содержание и структура экономической психологии [5]; рассмотрены вопросы нравственно-психологической регуляции экономической активности [4; 7]; изучена динамика экологического сознания населения России в связи с глобальными изменениями природной среды и т. д.
3 Однако до сих пор отмечается недостаток надежных и валидных методик эмпирического изучения материализма как психологического фактора экономического поведения личности. В целях устранения данного пробела авторами статьи была инициирована разработка и апробация нового, не имеющего аналогов в российской психологии, метода диагностики материализма как индивидуально-психологического свойства личности.
4 Материализм как свойство личности. В современной психологии существует ряд концепций, по-разному определяющих психологическую сущность материализма, а также его влияние на поведение человека. Их ключевые теоретические различия обусловлены выбором “единиц” психологического анализа материализма как личностного проявления. В качестве психологического “субстрата” материализма чаще всего фигурируют потребности, ценности, цели и диспозиции, в соответствии с чем среди многообразия теоретических подходов можно выделить потребностные, ценностные, целевые и диспозиционные концепции.
5 Наиболее известная потребностная концепция материализма сформулирована американским социологом и политологом Р. Инглхартом [22]. Она опирается на “пирамидальную” классификацию человеческих потребностей и постулированные А. Маслоу законы их структурно-функциональной иерархии. Материалист характеризуется доминированием низших потребностей (физиологических и безопасности), тогда как постматериалист – преобладанием потребностей принадлежности, признания, самоуважения и самоактуализации. Основным способом диагностики материализма в рамках обсуждаемой концепции служит “Шкала постматериализма” (“Inglehart’s Post-materialism Scale”), где испытуемый должен проранжировать по важности четыре общественно-политические цели: “поддержание общественного порядка”, “борьба с ростом цен”, “обеспечение участия людей в принятии государственных решений”, “защита свободы слова”. Насколько позволяет судить обзор тематической литературы, данная методика в русскоязычных психологических исследованиях не применялась.

Number of purchasers: 2, views: 700

Readers community rating: votes 0

1. Vasilenko T. D. Telesnost’ i sub#ektivnaja kartina zhiznennogo puti lichnosti: Diss. … dokt. psih. nauk. Kursk. 2011. (In Russian)

2. Gavrilova T. A. Jekzistencial’nyj strah i tanaticheskaja trevoga: metody issledovanija i diagnostika // Prikladnaja psihologija. 2001. № 6. P. 1–8. (In Russian)

3. Zhuravlev A. L. Jekonomicheskaja psihologija: mesto i rol’ v sovremennoj nauke // Rossijskij psihologicheskij zhurn. 2005. Vyp. 1. V. 2. P. 45–56. (In Russian)

4. Zhuravlev A. L., Kuprejchenko A. B. Nravstvenno-psihologicheskaja reguljacija jekonomicheskoj aktivnosti. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2003. (In Russian)

5. Zhuravlev A. L., Poznjakov V. P. Jekonomicheskaja psihologija: teoreticheskie problemy i napravlenija jempiricheskih issledovanij // Psihologija. Zhurn. Vysshej shkoly jekonomiki. 2004. Vyp. 3. V. 1. P. 46–64. (In Russian)

6. Karpinskij K. V. Oprosnik smyslozhiznennogo krizisa. Grodno: GrGU, 2008. 126 p. (In Russian)

7. Kuprejchenko A. B. Nravstvenno-psihologicheskaja determinacija jekonomicheskogo samoopredelenija sovremennyh rossijskih rukovoditelej // Psihologija. Zhurn. Vysshej shkoly jekonomiki. 2011. V. 8. № 2. P. 40–58. (In Russian)

8. Leont’ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO). Moscow: Smysl, 2000. 18 s. (In Russian)

9. Osin E. N. Aprobacija russkojazychnyj versij dvuh shkal jekspress-ocenki sub#ektivnogo blagopoluchija // Materialy III Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. Moscow: Institut sociologii RAN, 2008. (In Russian)

10. Osin E. N. Izmerenie pozitivnyh i negativnyh jemocij: razrabotka russkojazychnogo analoga metodiki PANAS // Psihologija. Zhurn. Vysshej shkoly jekonomiki. 2012. V. 9. № 4. P. 91–110. (In Russian)

11. Pergamenshhik L. A., Lepeshinskij N. N. Oprosnik “Shkaly psihologicheskogo blagopoluchija” K. Riff: process i rezul’taty adaptacii // Psihologicheskaja diagnostika. 2007. № 3. P. 73–96. (In Russian)

12. Hashhenko V. A. Adaptacija russkojazychnoj versii oprosnika orientacii na materializm // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social’naja i jekonomicheskaja psihologija 2016. V. 1. № 2. P. 79–98. (In Russian)

13. Hashhenko V. A. Psihologija jekonomicheskogo blagopoluchija. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2012. 432 p. (In Russian)

14. Hashhenko V. A. Sub’ektivnoe jekonomicheskoe blagopoluchie i ego izmerenie: postroenie oprosnika i ego validizacija // Jeksperimental’naja psihologija. 2011. V. 4. № 1. P. 106–127. (In Russian)

15. Hromov A. B. Pjatifaktornyj oprosnik lichnosti. Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. universiteta, 2000. 23 p. (In Russian)

16. Belk R. W. Three Scales to Measure Constructs Related to Materialism: Reliability, Validity, and Relationships to Measures of Happiness // Advances in Consumer Research. V. 11. Eds. T. C. Kinnear, Provo, UT: Association for Consumer Research. 1984. P. 291–297.

17. Chang L., Arkin R. M. Materialism as an Attempt to Cope with Uncertainty // Psychology and Marketing. 2002. № 19(5). Р. 389–406.

18. Christopher A. N., Kuo V., Abraham K. M., Noel L. W., Linz H. E. Materialism and affective well-being: The role of social support // Personality and Individual Differences. 2004. № 37(3). Р. 463–470.

19. Duh H. I. Antecedents and Consequences of Materialism: An Integrated Theoretical Framework // Journ. of Economics and Behavioral Studies. 2015. Vol. 7. № 1. P. 20–35.

20. Ger G., Belk R. W. Cross-cultural differences in materialism // Journ. of Economic Psychology.1996. № 17. Р. 55–77.

21. Hofmeister A., Neulinger A. Characteristics of materialism and its measurement: assessing the Belk’s materialism scale in Hungary // International Journ. of Consumer Studies.2013. № 37. Р. 320–326.

22. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. NJ: Princeton University Press, Princeton, 1990.

23. Kashdan T. B., Breen W. E. Materialism and diminished well-being: Experiential avoidance as a mediating mechanism // Journ. of Social and Clinical Psychology. 2007. № 26. Р.521–539.

24. Kasser T., Ryan R. M. Further examining the American dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. № 22. P. 280–287.

25. Kasser T., Ryan R. M., Couchman C. E., Sheldon K. M. Materialistic values: Their causes and consequences. In T. Kasser and A. D. Kanner (eds.), Psychology and Consumer Culture: The struggle for a Good Life in a Materialistic World. Washington, DC: American Psychological Association. 2004. P. 11–28.

26. Richins M. L. The Material Values Scale: Measurement Properties and Development of a Short Form // Journ. of Consumer Research. 2004. № 31 (1). Р. 209–219.

27. Roberts J. A., Clement A. Materialism and Satisfaction with Over-all Quality of Life and Eight Life Domains // Social Indicators Research. 2007. № 82(1). Р. 79–92.

28. Schroeder J. E., Dugal S. S. Psychological correlates of the materialism construct // Journ. of Social Behavior and Personality. 1995. № 10. Р. 243–253.

29. Solomon S., Greenberg J. L., Pyszcznski T. A. Lethal consumption: Death-denying materialism. In T. Kasser & A. D. Kanner (Eds.), Psychology and Consumer Culture: The Struggles for a Good Life in a Materialistic World. Washington, DC: American Psychological Association. 2004. Р. 127–146.

Система Orphus

Loading...
Up