Опросник диспозиционного материализма (ОДМ): концептуальные основы и психометрическая разработка

 
Код статьиS020595920002256-7-1
DOI10.31857/S020595920002256-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии
Аффилиация: ГрГУ им. Я. Купалы
Адрес: Республика Беларусь
Должность: заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии
Аффилиация: ФГБНУ “ПИ РАО”
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы104-117
Аннотация

В статье представлены результаты разработки и апробации новой, не имеющей аналогов в российской психологии, методики диагностики материализма как индивидуально-психологического свойства личности. В России и странах ближнего зарубежья проблема материализма приобрела большую актуальность в связи со сравнительно недавним переходом к рыночным отношениям, однако до сих пор отмечается недостаток надежных и валидных методик эмпирического изучения материализма как личностной диспозиции. Авторами раскрываются концептуальные основы понимания психологической сущности материализма, а также его предпосылок и последствий для личности; освещаются потребностные, ценностные, целевые и диспозиционные концепции материализма. В статье представлены данные проверки психометрических свойств опросника, его содержательной, структурной, конструктной и кросс-культурной валидности, а также консистентной и ретестовой надежности. Результаты апробации методики позволяют утверждать, что полученная версия из 9 пунктов, объединенных в три шкалы (“Зависть”, “Жадность”, “Собственничество”), обладает достаточными для использования в психодиагностических целях показателями.

Ключевые словаэкономическая психология, психодиагностика, диспозиционный материализм, жадность, зависть, собственничество.
Получено26.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов38127
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современных условиях в России и странах ближнего зарубежья проблема материализма приобрела большую актуальность в связи со сравнительно недавним переходом к рыночным отношениям, которые открыли возможность неограниченного приобретения и потребления. Рост благосостояния провоцирует различные проявления дисбаланса в психологических механизмах регуляции удовлетворения потребностей человека – центрацию на наращивании материального капитала, зависимость чувства самоценности и ценности других людей от уровня дохода, отождествление осмысленности жизни и потребительской активности.
2 Указанные тенденции отражаются в тематике фундаментальных и прикладных психологических исследований, в особенности в области социальной психологии личности и экономической психологии. Так, на сегодняшний день проанализированы внутренние и внешние причины интенсивного развития экономической психологии как научно-практической отрасли психологии, ее статус в системе экономической и психологической наук [3]; сформулированы предмет, методологические принципы, содержание и структура экономической психологии [5]; рассмотрены вопросы нравственно-психологической регуляции экономической активности [4; 7]; изучена динамика экологического сознания населения России в связи с глобальными изменениями природной среды и т. д.
3 Однако до сих пор отмечается недостаток надежных и валидных методик эмпирического изучения материализма как психологического фактора экономического поведения личности. В целях устранения данного пробела авторами статьи была инициирована разработка и апробация нового, не имеющего аналогов в российской психологии, метода диагностики материализма как индивидуально-психологического свойства личности.
4 Материализм как свойство личности. В современной психологии существует ряд концепций, по-разному определяющих психологическую сущность материализма, а также его влияние на поведение человека. Их ключевые теоретические различия обусловлены выбором “единиц” психологического анализа материализма как личностного проявления. В качестве психологического “субстрата” материализма чаще всего фигурируют потребности, ценности, цели и диспозиции, в соответствии с чем среди многообразия теоретических подходов можно выделить потребностные, ценностные, целевые и диспозиционные концепции.
5 Наиболее известная потребностная концепция материализма сформулирована американским социологом и политологом Р. Инглхартом [22]. Она опирается на “пирамидальную” классификацию человеческих потребностей и постулированные А. Маслоу законы их структурно-функциональной иерархии. Материалист характеризуется доминированием низших потребностей (физиологических и безопасности), тогда как постматериалист – преобладанием потребностей принадлежности, признания, самоуважения и самоактуализации. Основным способом диагностики материализма в рамках обсуждаемой концепции служит “Шкала постматериализма” (“Inglehart’s Post-materialism Scale”), где испытуемый должен проранжировать по важности четыре общественно-политические цели: “поддержание общественного порядка”, “борьба с ростом цен”, “обеспечение участия людей в принятии государственных решений”, “защита свободы слова”. Насколько позволяет судить обзор тематической литературы, данная методика в русскоязычных психологических исследованиях не применялась.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 741

Оценка читателей: голосов 0

1. Василенко Т. Д. Телесность и субъективная картина жизненного пути личности: Дисс. … докт. псих. наук. Курск. 2011.

2. Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх и танатическая тревога: методы исследования и диагностика // Прикладная психология. 2001. № 6. С. 1–8.

3. Журавлев А. Л. Экономическая психология: место и роль в современной науке // Российский психологический журн. 2005. Вып. 1. Т. 2. С. 45–56.

4. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.

5. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2004. Вып. 3. Т. 1. С. 46–64.

6. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса. Гродно: ГрГУ, 2008. 126 с.

7. Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения современных российских руководителей // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 2. С. 40–58.

8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

9. Осин Е. Н. Апробация русскоязычный версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, 2008.

10. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.

11. Пергаменщик Л. А., Лепешинский Н. Н. Опросник “Шкалы психологического благополучия” К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 73–96.

12. Хащенко В. А. Адаптация русскоязычной версии опросника ориентации на материализм // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология 2016. Т. 1. № 2. С. 79–98.

13. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. 432 с.

14. Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 1. С. 106–127.

15. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.

16. Belk R. W. Three Scales to Measure Constructs Related to Materialism: Reliability, Validity, and Relationships to Measures of Happiness // Advances in Consumer Research. V. 11. Eds. T. C. Kinnear, Provo, UT: Association for Consumer Research. 1984. P. 291–297.

17. Chang L., Arkin R. M. Materialism as an Attempt to Cope with Uncertainty // Psychology and Marketing. 2002. № 19(5). Р. 389–406.

18. Christopher A. N., Kuo V., Abraham K. M., Noel L. W., Linz H. E. Materialism and affective well-being: The role of social support // Personality and Individual Differences. 2004. № 37(3). Р. 463–470.

19. Duh H. I. Antecedents and Consequences of Materialism: An Integrated Theoretical Framework // Journ. of Economics and Behavioral Studies. 2015. Vol. 7. № 1. P. 20–35.

20. Ger G., Belk R. W. Cross-cultural differences in materialism // Journ. of Economic Psychology.1996. № 17. Р. 55–77.

21. Hofmeister A., Neulinger A. Characteristics of materialism and its measurement: assessing the Belk’s materialism scale in Hungary // International Journ. of Consumer Studies.2013. № 37. Р. 320–326.

22. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. NJ: Princeton University Press, Princeton, 1990.

23. Kashdan T. B., Breen W. E. Materialism and diminished well-being: Experiential avoidance as a mediating mechanism // Journ. of Social and Clinical Psychology. 2007. № 26. Р.521–539.

24. Kasser T., Ryan R. M. Further examining the American dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. № 22. P. 280–287.

25. Kasser T., Ryan R. M., Couchman C. E., Sheldon K. M. Materialistic values: Their causes and consequences. In T. Kasser and A. D. Kanner (eds.), Psychology and Consumer Culture: The struggle for a Good Life in a Materialistic World. Washington, DC: American Psychological Association. 2004. P. 11–28.

26. Richins M. L. The Material Values Scale: Measurement Properties and Development of a Short Form // Journ. of Consumer Research. 2004. № 31 (1). Р. 209–219.

27. Roberts J. A., Clement A. Materialism and Satisfaction with Over-all Quality of Life and Eight Life Domains // Social Indicators Research. 2007. № 82(1). Р. 79–92.

28. Schroeder J. E., Dugal S. S. Psychological correlates of the materialism construct // Journ. of Social Behavior and Personality. 1995. № 10. Р. 243–253.

29. Solomon S., Greenberg J. L., Pyszcznski T. A. Lethal consumption: Death-denying materialism. In T. Kasser & A. D. Kanner (Eds.), Psychology and Consumer Culture: The Struggles for a Good Life in a Materialistic World. Washington, DC: American Psychological Association. 2004. Р. 127–146.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх