Оказание помощи в сфере организационного гражданственного поведения

 
Код статьиS020595920002255-6-1
DOI10.31857/S020595920002255-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы95-101
Аннотация

Представлен информационно-аналитический обзор западных (американских) исследований оказания помощи в сфере организационного гражданственного поведения (ОГП). Оно определяется как поведение, которое выходит за пределы ролевых предписаний работника и представляет собой акты альтруизма или помощи, направленные на поддержку его коллег и, таким образом, организации в целом. Традиционно ОГП рассматривается либо как совокупность различных видов реактивной помощи, либо проактивной помощи. Реактивная помощь является альтруистическим откликом на воспринимаемую потребность коллеги или организации. Проактивная помощь мотивируется собственными потребностями индивида (субъекта помощи). Обсуждается новый подход к изучению помогающего поведения. Он основан на степени, в какой два типа помогающего поведения варьируются между собой у одного и того же индивида. Таким образом, большая часть помощи обычно представляет собой сочетание реактивных и проактивных мотивов. Наряду с позитивными следствиями реактивной и проактивной помощи обсуждается более дифференцированный взгляд на ОГП относительно “темной” стороны гражданственного поведения. Ряд исследователей старались прояснить условия, при которых ОГП “приносит больше вреда, чем пользы”. Хотя рассмотрение упомянутых работ не оспаривает мнения о том, что ОГП имеет много позитивных особенностей, необходимо признавать более сбалансированный взгляд на такое поведение, включая “темную” сторону ОГП.

Ключевые словаорганизационное гражданственное поведение (ОГП), помогающее поведение, реактивная помощь, проактивная помощь, социальная сеть, “темная” сторона ОГП
Источник финансированияИсследование поддержано РФФИ (ОГОН), грант № 17-06-00777.
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1529

Оценка читателей: голосов 0

1. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice Hall, 1986.

2. Blau P. Exchange and power in social life. New York, NY: Wiley, 1964.

3. Bolino M. C., Klotz A. C., Turnley W. H., Harvey J. Exploring the dark side of organizational citizenship behavior // Journ. of Organizational Behavior. 2013. V. 34. P. 542Ц559.

4. Bolino M. C., Turnley W. H., Niehoff B. P. The other side of the story: Reexaming prevailing assumptions about organizational citizenship behavior // Human Resource Management Review. 2004. V. 14. P. 229Ц246.

5. Cialdini R. B., Kenrick D. T. Altruism as hedonism: A social development perspective on the relationship of negative mood state and helping // Journ. of Personality and Social Psychology. 1976. V. 34. P. 907Ц914.

6. Clary E. G., Snyder M. The motivations to volunteer: Theoretical and practical considerations // Current Directions in Psychological Science. 1999. V. 8. P. 156Ц159.

7. Deci E. L., Ryan R. M. The УwhatФ and УwhyФ of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. V. 11. P. 227Ц268.

8. Fineman S. On being positive: Concerns and counterpoints // Academy of Management Review. 2006. V. 31. P. 270Ц291.

9. Grant A. M. Does intrinsic motivation fuel the prosocial fire? Motivational synergy in predicting persistence performance, and productivity // Journ. of Applied Psychology. 2008. V. 93. P. 48Ц58.

10. Grant A. M., Mayer D. M. Good soldiers and good actors: Prosocial and impression management motives as interactive predictors of affiliative citizenship behaviors // Journ. of Applied Psychology. 2009. V. 94. P. 900Ц912.

11. Morrison E. W. Role definitions and organizational citizenship behaviour: The importance of the employeeТs perspective // Academy of Management Journ. 1994. V. 37. P. 1543Ц1567.

12. Morrison E. W. Doing job well: An investigation of prosocial rule-breaking // Journ. of Management. 2006. V. 32. P. 5Ц28.

13. Organ D. W. Organizational citizenship behavior: ItТs construct clean-up time // Human Performance. 1997. V. 10. P. 85Ц97.

14. Organ D. W., Podsakoff P. M., MacKenzie S. B. Organizational citizenship behavior: Its nature, antecedents, and consequences. Thousand Oaks, CA.: Sage, 2006.

15. Penner L. A., Midili A. R., Kegelmeyer J. Beyond job attitudes: A personality and social psychology perspective on the causes of organizational citizenship behavior // Human Performance. 1997. V. 10(2). P. 111Ц132.

16. Podsakoff P. M., MacKenzie S. B. An examination of the psychometric properties and nomological validity of some revised and reduced substitutes for leadership scales // Journ. of Applied Psychology. 1994. V. 79. P. 702Ц713.

17. Podsakoff P. M., MacKenzie S. B. The impact of organizational citizenship behavior on organizational performance: A review and suggestions for future research // Human Performance. 1997. V. 10. P. 133Ц151.

18. Podsakoff N. P., Whiting S. W., Podsakoff P. M., Blume B. D. Individual and organizational-level consequences of organizational citizenship behaviors: A meta-analysis // Journ. of Applied Psychology. 2009. V. 94. P. 122Ц141.

19. Rioux S. M., Penner L. A. The causes of organizational citizenship behavior: A motivational analysis // Journ. of Applied Psychology. 2001. V. 86. P. 1306Ц1314.

20. Salamon S. D., Deutsch Y. OCB as a handicap: An evolutionary psychological perspective // Journ. of Organizational Behavior. 2006. V. 27. P. 185Ц199.

21. Sonnentag S., Grant A. M. Doing good at work feels good at home, but not right away: When and why perceived prosocial impact predicts positive affect // Personnel Psychology. 2012. V. 65. P. 495Ц530.

22. Spector P. E. Introduction: The dark and light sides of organizational citizenship behavior // Journ. of Organizational Behavior. 2013. V. 34. P. 540Ц541.

23. Spitzmuller M., Van Dyne L. Proactive and reactive helping: Contrasting the positive consequences of different forms of helping // Journ. of Organizational Behavior. 2013. V. 34. P. 560Ц580.

24. Van Dyne L., Cummings L. L., McLean Parks J. Extra-role behaviors: In pursuit of construct and definitional clarity (A bridge over muddied waters) // Research in Organizational Behavior. 1995. V. 17. P. 215Ц285.

25. Van Dyne L., Ellis J. B. Job creep: A reactance theory perspective on organizational citizenship behavior as over-fulfillment of obligations / J.A.M. Coyle-Shapiro, L. M. Shore, M. S. Taylor, L. E. Tetrick (Eds.) // The employment relationship: Examing psychological and contextual perspectives. Oxford: Oxford University Press, 2004. V. 181Ц205.

26. Vigoda-Gadot E. Compulsory citizenship behavior: Theorizing some dark sides of the good soldier syndrome in organizations // Journ. for the theory of Social Behavior. 2006. V. 36. P. 77Ц93.

27. Weyant J. M. Effects of mood states, costs, and benefits on helping // Journ. of Personality and Social Psychology. 1978. V. 36. P. 1169Ц1176.

28. Willer R., Flynn F. J., Zak S. Structure, identity, and solidarity: A comparative field study of generalized and direct exchange // Administrative Science Quarterly. 2012. V. 57. P. 119Ц155.

29. Williams L. J., Anderson S. E. Job satisfaction and organizational commitment as predictors of organizational citizenship and in-role behaviors // Journ. of Management. 1991. V. 17(3). P. 601Ц617.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх