Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы

 
Код статьиS020595920002251-2-1
DOI10.31857/S020595920002251-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры психологии личности факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Должность:  доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Научный центр психического здоровья
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы71-83
Аннотация

Одна из ключевых причин столкновения подростков с онлайн-рисками и последующих трудностей заключается в дефиците своевременной профилактики и помощи со стороны взрослых. Цель работы – выявление психологических факторов (стратегий родительской медиации, деятельности онлайн и представлений подростков), сопряженных с неосведомленностью родителей о столкновении их детей-подростков с онлайн-рисками. На основе анализа данных двух российских популяционных исследований (1025 пар “родитель–ребенок 9–16 лет”; 1203 подростков 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста) показано, что более 20% родителей пребывает в неведении о том, что их ребенок столкнулся в Интернете с чем-то, что обеспокоило его. Рассматриваются три группы факторов неосведомленности. Во-первых, природа рисков: чаще родители не знают о проблемах, которые инициировали сами дети (кибербуллинге в отношении других, личных встречах с онлайн-знакомыми) или которые сопряжены со стыдом или смущением (кибербуллинг в отношении самого подростка, получение сообщений сексуального характера). Во-вторых, к общим факторам относятся признаки девиантного поведения у подростков (но не беспокойство родителей по поводу девиантного поведения или безопасности их детей). В-третьих, к числу специфических факторов относятся: чрезмерное пользование Интернетом, большая уверенность детей, более высокий уровень знаний и навыков в Интернете, особенно в сфере общения при низкой мотивации ее улучшения и более широкий круг их онлайн-активности. Вероятность сокрытия от родителей большинства рисков выше, если родители меньше объясняют и участвуют в онлайн-деятельности ребенка, особенно если не разговаривают с ним об Интернете. Запреты и ограничения, по всей видимости, способствуют более ответственному поведению подростков (снижая вероятность незнания родителей о личных встречах с онлайн-знакомыми, кибербуллинге в отношении других), но могут провоцировать утаивание распространенных рисков (просмотр изображений сексуального характера).

Ключевые словариски онлайн, подростки, неосведомленность родителей, деятельность онлайн, родительская медиация, Дети России онлайн, цифровая компетентность.
Источник финансированияСтатья выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00762.
Получено26.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов37446
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Ситуацияразвития современного ребенка и подростка – это прежде всего социальная ситуация [2; 5; 8], особенности которой решающим образом определяют направление, содержание и характер его развития (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, О. А. Карабанова и др.). В современном мире эта ситуация трансформируется [7], вмещая новое пространство детской социализации – Интернет [1; 9], пространство, сочетающее как новые, почти безграничные возможности, так и новые риски [18].

2 В мире, где подросток даже в будни проводит онлайн не менее 4–5 часов (а в выходные эти показатели нарастают), выглядит вполне обоснованным расширение теории экологических систем У. Бронфенбреннера [13], рассматривающей влияние окружающей среды на психическое развитие индивида через призму взаимодействующих и как бы “вложенных” друг в друга систем, за счет включения в нее новой – техносистемы [17]. Однако такое расширение требует и нового осмысления: что меняется в других системах с появлением столь мощной зоны социализации и как они взаимодействуют с этой зоной? В частности, могут ли детско-родительские отношения, отношения в семье [3] выступить опорой для ребенка и подростка в цифровом мире и будет ли эта опора той же, что и в пространстве непосредственного межличностного общения?
3 Исследователи в психологии развития относят изменения во взаимоотношениях родителей и ребенка на счет современных тенденций: избегание запретов и наказаний на фоне чрезмерных поощрений и опеки [7]. Связаны ли эти изменения с цифровым вектором социализации сегодняшних подростков? В частности, действительно ли можно, вслед за одним из отчетов Американской психологической ассоциации, утверждать, что в связи с бурным использованием технологий семья перестает играть центральную роль в регуляции поведения подростков, в формировании правил, норм и ценностей [16]?
4 Один из первых возможных шагов в поиске ответов на эти вопросы – исследование психологического содержания общения детей и родителей по поводу Интернета, возможностей родительской медиации онлайн-деятельности и столкновения с онлайн-рисками их детей. В данной работе предлагается исследование такого общения на примере феномена неосведомленности родителей о цифровой жизни их ребенка. Под неосведомленностью подразумевается особое качество детско-родительских отношений, проявляющееся в расхождении детей и родителей в ответах о событиях, действиях и переживаниях друг друга.
5 В рамках проекта EU Kids Online, где исследовались пары родитель–ребенок, было показано, что представления родителей нередко расходятся с мнением их детей; этот феномен характерен для разных европейских стран. Например, на вопросы о применении родителями стратегий активной помощи подросткам онлайн и проверок каждый четвертый родитель отвечает не так, как его ребенок, на вопросы об ограничениях и техническом контроле – каждый седьмой [18]. В России несогласованность в ответах об ограничениях и техническом контроле сходна со странами Европы, а об активной медиации и мониторинге – превышает эти показатели: так, мнение об активной медиации и мониторинге не совпадает у родителей и подростков в одном случае из трех–четырех [21]. Недавнее исследование триад “отец–мать–подросток” указывает на частое незнание родителей не только о том, с какими рисками встречаются их дети онлайн, но и об их деятельности онлайн в целом [23].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 351

Оценка читателей: голосов 0

1. Аянян А. Н., Марцинковская Т. Д. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 46. С. 8. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1262-ayanyan46.html (дата обращения 26.06.2018).

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

3. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2009.

4. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

5. Выготский Л. С. Педология подростка: Проблема возраста // Полн. собр. соч. в 6 т. Т. 4 / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224–269.

6. Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С., Энгельгардт Е. Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений “родитель–ребенок”: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.

7. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): Дисс. … доктора психол. наук. Москва, 2002.

8. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произведения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 509–518.

9. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.

10. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. Т. 1. № 25. С. 3–14.

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3–14.

12. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи “Дети онлайн” // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50–66.

13. Bronfenbrenner U. Making human beings human: Bioecological perspectives on human development / Ed. by U. Bronfenbrenner. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2004.

14. Elsaesser C., Russell B., Ohannessian C. M., Patton D. Parenting in a digital age: A review of parents’ role in preventing adolescent cyberbullying // Aggression & violent behavior. 2017. V. 35. P. 62–72.

15. Henson R. K. Effect-size measures and meta-analytic thinking in counseling psychology research // The counseling psychologist. 2006. V. 34. № 5. P. 601–629.

16. How technology changes everything (and nothing) in psychology: 2008 annual report of the APA Policy and Planning Board // American psychologist. 2009. V. 64. № 5. P. 454–463.

17. Johnson G., Puplampu K. A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem // Canadian journal of learning and technology. 2008. V. 34. P. 19–28.

18. Livingstone S., Haddon L., Görzig A., Ólafsson K. Risks and safety on the internet: The perspective of European children. Full Findings. LSE, London: EU Kids Online, 2011.

19. Shin W., Kang H. Adolescents’ privacy concerns and information disclosure online: The role of parents and the Internet // Computers in human behavior. 2016. V. 54. P. 114–123.

20. Shin W., Lwin M. O. How does “talking about the Internet with others” affect teenagers’ experience of online risks? The role of active mediation by parents, peers, and school teachers // New media & society. 2017. V. 19. № 7. P. 1109–1126.

21. Soldatova G., Rasskazova E., Zotova E., Lebesheva M., Geer M., Roggendorf P. Russian Kids Online Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia // Moscow: Foundation for Internet Development, 2013. URL: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/ParticipatingCountries/PDFs/RU-RussianReport.pdf (дата обращения 26.06.2018).

22. Srivastava L. Mobile phones and the evolution of social behavior // Behavior and inform. technology. 2005. V. 24. № 2. P. 111–129.

23. Symons K., Ponnet K, Emmery K., Walrave M., Heirman W. Parental knowledge of adolescents’ online content and contact risks // Journal of youth and adolescence. 2017. V. 46. № 2. P. 401–416.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх