К проблеме “памяти на движения” (опыт экспериментального исследования)

 
Код статьиS020595920027720-8-1
DOI10.31857/S020595920027720-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГАОУ ВО “Дальневосточный федеральный университет”
Адрес: 690922, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д. 10, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 5
Страницы5-15
Аннотация

Статья посвящена обзору результатов многолетних исследований автора проблемы “памяти на движения”. Этот вид памяти привлекал внимание немалого числа исследователей в начале–середине 20 века, особенно со стороны представителей физической культуры и спорта. Однако в настоящее время он практически не исследуется и остается недостаточно изученным видом памяти. Потеря интереса исследователей к “памяти на движения” трудно объяснить высоким уровнем ее изученности. Скорее всего, продолжение ее изучения сталкивается с проблемами методико-диагностического характера и трудностями, связанными с возможностями обобщения и интерпретации полученных данных, их практического применения, что не способствует популярности таких исследований. Представленные в статье данные могут выступить основой для продолжения исследований проблемы “памяти на движения”.

Ключевые словадвигательная память, проприоцептивная память, память на движения, память на схему (форму) движений, память на последовательность движений, память на протяженность (амплитуду) движений
Получено01.10.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов31376
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 116

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Богуш Н.Р. Исследование точности воспроизведения пространственных признаков движений // Труды Киевского государственного института физической культуры. Вып. 6. 1958. С. 38–45.

3. Богуш Н.Р. Особенности запоминания комплекса элементарных движений при различных формах мнемической деятельности // ХVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 22. Память и деятельность. М., 1966. С. 187–190.

4. Гончаров В.И. Исследование двигательной памяти // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 75–79.

5. Гончаров В.И. Исследование установки как перцептивного механизма ошибок воспроизведения амплитуд движений // Вестник Бурятского университета. 2005. Сер. 10. № 2. С. 263–275.

6. Гончаров В.И. “Зона приемлемости” ошибок воспроизведения амплитуд движений как объективный и субъективный феномен // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 7 (29). С. 34–38.

7. Гончаров В.И. Память на движения как мнемический компонент процесса формирования двигательных навыков в физической культуре и спорте: дис. … докт. психол. наук. СПб, 2009.

8. Гончаров В.И. Исследование проприоцептивной памяти на амплитуды движений // Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.С. Добровольского. Хабаровск: ДВГАФК, 2019. С. 106–111.

9. Девишвили В.М., Мдивани М.О., Яковлева Н.В. Способы контроля при воспроизведении амплитуды движения // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1984. № 3. С. 20–26.

10. Демидов Н.Н. О точности выполнения упражнений юными гимнастами (к проблеме двигательной памяти) // Теория и практика физической культуры. 1976. № 12. С. 25–27.

11. Канишевский С.М. Память движения // Легкая атлетика. 1977. № 7. С. 21.

12. Локалова Н.П. Продуктивность двигательной памяти и особенности когнитивных систем // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 2. С. 18–23.

13. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практика физической культуры. 1984. № 7. С. 49–50.

14. Мейксон Г.Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

15. Мельников В.М. Двигательные представления и их значение в управлении движениями (экспериментальное исследование на материале спорта): автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1973.

16. Менхин А.В. Исследование двигательной памяти и определение рационального режима обучения новым гимнастическим движениям: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970.

17. Онищенко И.М. Запоминание общеразвивающих упражнений при различных условиях их выполнения // Труды Киевского государственного института физической культуры. № 6. 1958. С. 46–52.

18. Скитневский В.Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1989.

19. Скобенников К.А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике // Вопросы психологии спорта / Под ред. А.Ц. Пуни. М.: ФиС, 1955. С. 83–124.

20. Сурков Е.Н. О роли “слова” и “показа” в запоминании гимнастических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1952. № 5. С. 519–525.

21. Adams I.A. A closed-loop theory of motor learning // Journal of Motor Behavior. 1971. V. 3. № 2. Р. 111–150.

22. Baddeley A., Eysenck M.W., Anderson C. Memory. New York: Psychology Press, 2009.

23. Bartlett F.C. Remembering: A study in experimental and social psychology. New York: Cambridge University Press, 1932.

24. Connoly K., Jones B. A developmental study of afferent–reafferent integration // British Journal of Psychology. 1970. V. 61. Р. 259–266.

25. Laslo J.I., Manning L.C. The role of motor programming, command and standard in the central control of skilled performance // Journal of Motor Behavior. 1970. V. 2. № 2. P. 111–124.

26. Neath I., Surprenant A. Human Memory: An introduction to research, data and theory. 2nd ed. Belmont, CA: Wadsworth, 2003.

27. Reid G., Marisi D.Q. Overt rehearsal in short-term motor memory // Perceptual and Motor Skills. 1982. V. 55. № 1. P. 228–230.

28. Roediger H.L., McDermott K.B. Encoding specificity in perceptual priming // Fechner Day 93: Proceedings of the International Society for Psychophysics. 1993. Madrid. Р. 227–232.

29. Squire L.R. Declarative and nondeclarative memory: Multiple brain systems supporting learning and memory // Journal of Cognitive Neuroscience. 1992. V. 4. № 3. P. 232–243.

30. Tulving E. Episodic and semantic memory // Organization of memory / Eds. E. Tulving, W. Donaldson. Cambridge, MA: Academic Press, 1972. P. 381–403.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх