Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий

 
Код статьиS020595920002250-1-1
DOI10.31857/S020595920002250-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии
Аффилиация: Астраханский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Должность: Профессор кафедры социальной и общей психологии
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы59-70
Аннотация

На основе акмеологической теории профессионализма и понятия “акмеологическая норма развития” вводится термин “психолого-акмеологические девиации”, раскрывается его содержание применительно к психологии труда и организационной психологии. Приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования, направленного на выявление девиативных личностных тенденций специалистов социально значимых профессий социономического типа (учителя и врачи) и несоциономического типа (инженеры). В исследовании приняли участие представители социономических профессий с деонтологическим статусом (врачи и учителя, 193 чел., средний возраст 43.2 года), а в качестве контрольной группы – представители несоциономических профессий (119 чел., средний возраст 41.3 года). Для решения поставленных задач в ходе исследования использовались психодиагностические методики: “Склонность к отклоняющемуся поведению” А. Н. Орла (тест СОП); “Висбаденский личностный опросник” Н. Пезешкиана; “Опросник выраженности психопатологической симптоматики” – шкала Л. Дерогатиса в адаптации Н. В. Тарабриной); Проективный рисуночный тест “Деловые ситуации” (модификация Н. Г. Хитровой теста С. Розенцвейга “Фрустрация толерантности”). Выявлены наиболее частотные девиативные личностные тенденции, определены критерии и детерминанты психолого-акмеологических девиаций в профессии врача и учителя, которые могут служить основанием для построения превентивной практики психологическим деформациям специалистов этих профессий. Подчеркивается, что направленность специалиста на саморазвитие и самосовершенствование будет способствовать раскрытию индивидуальности и конкурентоспособности, комплаенсу личности, поведение, деятельность и общение которой соответствует этико-профессиональной и психолого-акмеологической норме.

Ключевые словасоциально значимые профессии с деонтологическим статусом, психолого-акмеологическая норма, психолого-акмеологические девиации, комплаенс специалиста.
Получено25.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов38231
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Действующие в социуме и вытекающие из требований жизни нормы и правила значительно упрощают организацию поведения людей, формируя их представления о должном и недостойном. П. Т. Тюрин подчеркивает, что правильное поведение должно быть прогнозируемо, поскольку непредсказуемость поведения делает нашу жизнь социально опасной и зависимой от ненормативности другого [18, с. 8]. Выступая “общим языком для согласования частных восприятий и оценок людей”, нормы выполняют следующие жизненно важные функции [18, с. 4–5]: 1) обеспечивают определенность и стабильность существования людей на основе предсказуемости их поведения; 2) позволяют стандартно реагировать без риска попасть в неприятную ситуацию или создать ее для других; 3) способствуют эффективному осуществлению совместной деятельности, помогая ее организовывать и координировать; 4) формируют определенные особенности людей, создавая “лицо” общества, по которому о нем судят; 5) предупреждают возникновение тревоги у человека в различных жизненных обстоятельствах. Для регуляции поведения человека в трудовой деятельности существует профессиональная норма, выступающая как нравственно-этическая ценность современной личности, осознающей предназначение профессии, свое призвание и долг [11]. Она предполагает гармоничное соответствие личностного ресурса требованиям профессии, что особенно важно в профессиях с деонтологическим статусом, предписывающим специалистам должное поведение. Неслучайно общество предъявляет высочайшие требования к соответствию норме стиля деятельности и общения представителей социально значимых видов труда, к которым ученые относят управление, образование и медицину, поскольку “профессиональный продукт” специалистов этих сфер деятельности определяет ментальность нации, социально-экономическое состояние и уровень культуры общества, обеспечивая его конструктивную изменчивость и прогресс [6].
2 Акмеологическая теория профессионализма предполагает движение субъекта деятельности к суперпрофессионализму, который достижим на основе профессионализма личности (совокупности ценных деловых качеств) и профессионализма деятельности, к интегральным показателям которой относится эффективность, надежность, стабильность, социальная значимость, направленность на продуктивное личностно-профессиональное развитие и творческое созидание в течение всей жизни [2]. Соответствие между требованиями деятельности и “запасом” личностных ресурсов играет значительную роль в профессиональном успехе, поэтому без выявления резервов личности невозможен анализ и прогноз успешности специалиста в профессиональной сфере.
3 Процессы саморазвития и самореализации личности как носителя уникальных свойств обеспечивают не только достижение акме, но и социальную эволюцию в процессе социогенеза [4, с. 226.]. Эта особая форма самоосуществления предполагает действенное начало, направленное на развертывание человеком своих возможностей и их презентацию в социуме. Готовность к новому уровню саморазвития личности формируется на основе творческой составляющей и субъектной активности, противостоящей аморальным поступкам и деструктивным явлениям как “нечеловеческим способам бытия” [4, с. 227]. Данные тенденции А. А. Деркач считает акмеологической нормой развития, которая возникла в социальном мире, поддерживается социумом, является социальной потребностью в способе существования и деятельности духовно развитого человека [5].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 527

Оценка читателей: голосов 0

1. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / Сост.: А. А. Дергач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнева. Астрахань: АГПУ, 2000. 330 с.

2. Богданов Е. Н. Акмеологическая теория профессионализма в управлении: перспективы создания // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 8–17.

3. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов “субъект-субъектных” профессий): Автореф. дисс. … докт. психол. наук. СПб., 2014.

4. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самость – базовый конструкт становления и развертывания процесса самореализации как содержания акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 4. С. 225–238.

5. Деркач А. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205–219.

6. Ермолаева Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 69–78.

7. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. С. 280–289.

8. Ильин В. А., Михайлова Е. А. Кризис идентичности как ресурс модернизации общества: исследование восприятия социальных институтов российского общества представителями трех социально-возрастных категорий современных россиян // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 41–61.

9. Майсак Н. В. “Девиантный” vs “девиативный”: к обоснованию использования терминологии // Термины в коммуникативном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием “Современные проблемы экологии языка” (10 февраля 2017) / отв. ред. С. И. Маджаева. Астрахань: Издательство Астраханского государственного медицинского университета, 2017. С. 241–247.

10. Майсак Н. В. Норма и девиации в социономических профессиях: проблемы и пути решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2 (3). С. 132–138.

11. Майсак Н. В., Шнейдер Л. Б. Проблема нормы в профессиях с деонтологическим статусом // Мир психологии. 2016. № 4. С. 279–291.

12. Майсак Н. В., Яковец Д. А. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста // Фундаментальные исследования. Электронный научный журнал. 2013. № 10 (часть 8). С. 1830–1837; URL: // http://www.rae.ru/fs/pdf/2013/10–8/32673.pdf (дата обращения: 05.03.2018).

13. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпресс, 2001. С. 393–397.

14. Мудрик А. В. Человек – объект, субъект и жертва социализации // Известия Российской академии образования. 2008. № 1(8). С. 48–57.

15. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2 изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

16. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

17. Тарабрина Н. В. Опросник выраженности психопатологической симптоматики // Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. С. 147–163.

18. Тюрин П. Т. Поведенческие альтернативы в условиях нормативных и ситуативных требований (ПАУНСТ). М.: МПСИ, 2010. 264 с.

19. Хитрова Н. Г. Рисуночный тест “Деловые ситуации” / Н. Г. Хитрова // Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию. СПб.: Психея, 1992. С. 139–159.

20. Шнейдер Л. Б. Профессиональные инновации как источник стресса на работе // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / Под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. Астрахань: Издательский дом “Астраханский университет”, 2011. С. 45–50.

21. Muafi P. Causes and Consequence Deviant Workplace Behavior // International Journal of Innovation, Management and Technology. April 2011. Vol. 2. № 2. P. 123–126.

22. Siegrist J. Adverse Health Effects of High-Effort / Low-Reward Conditions // Journal of Occupational Health Psychology. 1996. Vol. 1. № 1. Р. 27–41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх