Апробация русскоязычной версии Шкалы нарративной транспортации (Transportation Scale, TS)

 
Код статьиS020595920027087-1-1
DOI10.31857/S020595920027087-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Аспирантка факультета психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 4
Страницы83-93
Аннотация

Одной из важных задач для российских исследователей кино является нахождение релевантных психологических понятий, позволяющих описать процесс взаимодействия зрителя с фильмом, а также формирование соответствующего психометрического инструментария, отсутствующего в отечественной психологии в настоящее время. В статье представлены результаты адаптации и апробации Шкалы нарративной транспортации (Transportation Scale, TS), разработанной М. Грин и Т. Броком для измерения транспортации — особого состояния вовлеченности и погруженности в повествование (нарратив). Апробация методики была осуществлена на выборке русскоязычных кинозрителей из 1171 студентов от 17 до 29 лет (M = 19.8; SD = 1.9; 577 мужчин и 594 женщин). Эксплораторный факторный анализ подтвердил трехфакторную структуру методики, хотя выявил и различия с ней по распределению пунктов. Конфирматорный факторный анализ эмпирически не подтвердил исходную модель, в то время как новая модель продемонстрировала хорошее соответствие эмпирическим данным. Русскоязычная версия Шкалы нарративной транспортации демонстрирует высокие значения надежности-согласованности. Конвергентная валидность подтверждается наличием значимых корреляций с компонентами “переживания в деятельности” (положительные корреляции с удовольствием и смыслом, отрицательные — с пустотой и усилием), а также прямых связей с эмпатией и потребностью в познании. Результаты проверки критериальной валидности представляют нарративную транспортацию как неустойчивое состояние, каждый раз вызываемое конкретным фильмом, а также демонстрируют зависимость уровня транспортации от качества нарратива. Психометрическая оценка показала, что русскоязычная версия Шкалы нарративной транспортации является надежным и валидным инструментом, который теперь может быть использован для изучения нарративной транспортации и ее эффектов на российской выборке, а также для проведения кросскультурных исследований в этой области.

Ключевые словапсихология кино, нарративная транспортация, Шкала нарративной транспортации, нарратив, психологическое воздействие кино, кинодискурс
Источник финансированияАвторы благодарят профессора Университета Буффало (США) Мелани С. Грин за разрешение на разработку русскоязычной версии Шкалы нарративной транспортации. Авторы выражают признательность лингвистам И.О. Ткаченко, М.С. Трифонову и А.Е. Малаховой за участие в адаптации опросника, а также студентам и сотрудникам НИУ МГСУ, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева и ЮФУ за помощь в сборе эмпирических данных.
Получено12.08.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов28430
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 91

Оценка читателей: голосов 0

1. Воскресенская Н.Г. Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 121–134.

2. Клейн К.Г., и др. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 47–57.

3. Коробова С.Ю., Грязева-Добшинская В.Г., Аскерова А.Т. Особенности идентификации с персонажами культового фильма в контексте проблем социальной идентичности зрителей // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 24–31.

4. Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 4. С. 5–19.

5. Кубрак Т.А. Латынов В.В. Психология кинодискурса: факторы выбора, восприятие, воздействие. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019.

6. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 11. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1629-orestova61.html (дата обращения: 04.05.2023).

7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 2. С. 30–51. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2017-7-2/206996642.html (дата обращения: 04.05.2023).

8. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008.

9. Щебетенко С.А. Психометрика русской версии шкалы потребности в познании // Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология. 2011. № 6. C. 88–100.

10. Яновский М.И. Формы переживания присутствия и способы их воспроизведения в киномонтаже // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 1. С. 72–81.

11. Яновский М.И., Антропова В.И. Воздействие фильма ужасов на Я-концепцию зрителя // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 2(22). С. 147–168.

12. Appel M., Gnambs T., Richter T., Green M.C. The transportation scale–short form (TS–SF) // Media Psychology. 2015. V. 18. № 2. P. 243–266.

13. Appel M., Mengelkamp C. Watching Videos on a Smartphone: Do Small Screens Impair Narrative Transportation? // Media Psychology. 2022. V. 25. №5. P. 653–674.

14. Appel M., Schreiner C., Haffmans M.B., Richter T. The mediating role of event-congruent emotions in narrative persuasion // Poetics. 2019. V. 77.

15. Busselle R., Bilandzic H. Measuring narrative engagement // Media Psychology. 2009. V. 12. №4. P. 321–347.

16. Cacioppo J.T., Petty R.E., Kao C.F. The efficient assessment of need for cognition. // Journal of Personality Assessment. 1984. V. 48. P. 306–307.

17. Cohen J. Defining identification: A theoretical look at the identification of audiences with media characters // Mass Communication & Society. 2001. V. 4. № 3. P. 245–264.

18. Erickson S.E., Dal Cin S., Byl H. An experimental examination of binge watching and narrative engagement // Social Sciences. 2019. V. 8. № 1. P.19.

19. Green M.C., Brock T.C. The role of transportation in the persuasiveness of public narratives // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. V. 79. P. 701–721.

20. Green M.C., et al. Transportation across media: Print versus film comparisons // Media Psychology. 2008. V. 11. № 4. P. 512–539.

21. Green M. Transportation into narrative worlds // Entertainment-education behind the scenes: Case studies for theory and practice / Eds. L.B. Frank, P. Falzone. Palgrave Macmillan, 2021. P. 87–102.

22. Hall A., Zwarun L. Challenging entertainment: Enjoyment, transportation, and need for cognition in relation to fictional films viewed online // Mass Communication and Society. 2012. V. 15. № 3. P. 384–406.

23. Jarrier E., Bourgeon-Renault D., Derbaix M., Petr C. Narrative transportation scale: Measure development for transmedia experience. // 14th International Conference on Arts and Culture Management. 2017, June.

24. Lee K. Presence, Explicated. // Communication Theory. 2004. V. 14. P. 27–50.

25. Morris B.S., et al. Stories vs. facts: triggering emotion and action-taking on climate change // Climatic change. 2019. V. 154. № 1. P. 19–36.

26. Owen B., Riggs M. Transportation, need for cognition, and affective disposition as factors in enjoyment of film narratives // Scientific Study of Literature. 2012. V. 2. № 1. P. 128–149.

27. Sestir M.A., Moore M.M., Green M.C. Transportation // The International Encyclopedia of Media Psychology / Ed. J. Bulck. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc., 2020.

28. Sherry J. Flow and Media Enjoyment // Communication Theory. 2004. V. 14. P. 328–347.

29. Tal-Or N., Papirman Y. The fundamental attribution error in attributing fictional figures’ characteristics to the actors // Media Psychology. 2007. V. 9. № 2. P. 331–345.

30. Tchernev J.M., Collier J., Wang Z. There and Back Again? Exploring the Real-Time Cognitive Journey of Narrative Transportation // Communication Research. 2023. V. 50. № 3. P. 312–337.

31. Thompson J.M., et al. Individual Differences in Transportation into Narrative Drama // Review of General Psychology. 2018. V. 22. № 2. P. 210–219.

32. Tukachinsky R. Experimental manipulation of psychological involvement with media // Communication Methods and Measures. 2014. V. 8. № 1. P. 1–33.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх