Сетевой и трансдисциплинарный подходы как возможность расширения понятийного состава психологии

 
Код статьиS020595920024368-0-1
DOI10.31857/S020595920024368-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Казань, Республика Татарстан, Россия
Должность: Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Республика Татарстан, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 1
Страницы127-132
Аннотация

Расширение понятийного поля психологии — необходимое отражение действий “текучего субъекта” в “текучей современности”. Возможность его расширения представлена в связи с пониманием роли психолога с позиций “постнеклассической рациональности” с учетом того, что он руководствуется абстрактно-аналитической и (или) действенно — преобразующей стратегией. При выборе абстрактно-аналитической стратегии изучаются абстрактно выделенные стороны объекта, где части определяют целое, а познание с позиций “классической рациональности” идет в рамках базовой парадигмы и ее устоявшихся понятий. Новые понятия, если обратиться к позициям “постнеклассической рациональности”, могут возникнуть при трансдисциплинарном изучении феномена, когда принимается позиция В.М. Бехтерева о распространении на человека законов, которые действуют во Вселенной, в частности, закона ритма. Его проявление отмечается как “раскачивание”, что может быть соотнесено с распространенным в физике и технике понятием “колебания”. Введение понятия “колебания” и его проявлений в психологию перспективно для описания механизмов интеллектуального развития, флуктуаций мотивации, эмоций, поведения. Выбор действенно-преобразующей стратегии обусловлен необходимостью решения жизненных проблем, когда осуществляется взаимодействие с объектом (другим человеком) как целостным образованием, типом, индивидуальностью. Структура понятийного состава тогда дополняется понятиями, которые складываются в иерархически выстроенной общности единомышленников (на горизонтальном уровне) и являются “новыми познавательными инструментами”. Трансдисциплинарный подход позволяет использовать понятие “взаимосодействие”, которое применяется в исследованиях деятельности мозга, когда решение актуальной задачи осуществляется “мгновенной перестройкой всех мозговых систем” в направлении их “взаимосодействия”. Понятие “взаимосодействие” перспективно для характеристики высокого уровня совместных действий коллективного субъекта. Значительное расширение понятийного поля происходит в консультативном и тренинговом вариантах использования действенно-преобразующей стратегии, когда согласование действий по решению проблемы и превращение участников в коллективный субъект достигается созданием нового языка понятий вербального и невербального типа.

Ключевые словасетевой подход, трансдисциплинарный подход, понятие, научная психология, психологическая практика, субъект
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00253, “Нейросетевая психометрическая модель когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей”).
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов14043
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 344

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. М.: Твои книги, 2010.

2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

3. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

4. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 31–51.

5. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004.

6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии Часть I. Опыт систематизации понятий // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 5–15.

7. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 5–15.

8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.

9. Каган В.Е. Трансдисциплинарная идентичность психотерапии. // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://psy.su/feed/10114 / (дата обращения: 30.08.2022).

10. Лотов А. Новая парадигма мировоззрения. Екатеринбург: Ridero, 2015.

11. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

12. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания управления и гармонии. М.: Академический проект, 2021.

13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

14. Попов Л.М., Устин П.Н. Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 26–35.

15. Сапогова Е.Е. “Текучий субъект” в поисках устойчивой идентичности // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://www.psy.su/feed/10116 / (дата обращения: 30.08.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх