Теория проблемных ситуаций: перспективы исследований

 
Код статьиS020595920023637-6-1
DOI10.31857/S020595920023637-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры общей психологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 6
Страницы18-27
Аннотация

В статье представлен анализ теории проблемных ситуаций А.М. Матюшкина с выявлением перспективных направлений ее развития. Актуальность исследования связана с изучением продуктивных форм мышления с позиции данной теории с использованием современных методов анализа и обработки данных. Представлены эмпирические исследования, направленные на процессуальное изучение компонентов психологической структуры проблемной ситуации. Цель исследования — выявление связей объективно и субъективно оцениваемой успешности решения проблемных задач с переживанием познавательной потребности в форме интеллектуальных эмоций и познавательными возможностями субъекта. Гипотезы: связь переживания познавательной потребности с успешностью зависит от этапа решения и содержания задачи; субъективная, процессуально оцениваемая успешность (в форме интеллектуальной эмоции уверенности) положительно связана с объективной в решении проблемных задач специалистами. В исследовании принимали участие 186 студентов (от 17 до 20 лет; 76 муж., 110 жен.), которые решали по четыре проблемных задачи различного содержания. В числе методик были использованы: тест интеллекта “Прогрессивные матрицы Равена”, опросник “Эмоциональный интеллект” Д.В. Люсина; “Сложные аналогии”, “Понимание смысла пословиц”, тест креативности Торренса “Завершение картинок”, шкала потребности в познании Качиоппо, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; тест знаний по общей психологии; авторские методики оценки форм переживания познавательной потребности; понимание смысла отрывка научного/художественного текстов. Показано, что несоответствие формы переживания познавательной потребности содержанию этапа сопряжено с неуспешностью решения; специалисты в решении научных проблемных задач, проявляя обоснованную интеллектуальную уверенность на этапах понимания и выдвижения гипотез за счет использования специальных знаний, успешно решают проблемные задачи в соответствии с объективными результативными критериями. Выявлены перспективные направления развития теории проблемных ситуаций в изучении продуктивного мышления в контексте проблем успешности решения проблемных задач: процессуальное переживание познавательной потребности, процессуальная субъективная и уровневая объективная оценка успешности решения, структура познавательных возможностей субъекта в связи с трудностью проблемной задачи.

Ключевые словапродуктивное мышление, проблемная задача, проблемная ситуация, познавательная потребность, интеллектуальные эмоции, познавательные возможности, успешность решения
Дата публикации22.12.2022
Кол-во символов27694
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 238

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.

2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.

3. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1976.

4. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.

5. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. М.: КДУ, 2009. 190 с.

6. Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2015. № 3. С. 93–107.

7. Матюшкина А.А., Грудинин В.А. Переживание познавательной потребности в решении проблемных задач // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 4. С. 110–125.

8. Матюшкина А.А., Кунашенко М.И. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 1. С. 61–73.

9. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1980.

10. Прогрессивные матрицы Равена: метод. реком. / Сост. и общ. ред. О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011. 70 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

12. Сложные аналогии // Психологические тесты / Сост. С. Касьянов. М.: Эксмо, 2006. 608 с.

13. Тест креативности Торренса (в адаптации А.Н. Воронина) // Методы психологической диагностики: Вып. 2 / Ред. А.Н. Воронин. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1994. С. 5–40.

14. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (TSI) // Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. С.342–370.

15. Усманова Э.З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в условиях интеллектуального конфликта [предисл. А.М. Матюшкина]. Ташкент: УКИТУВЧИ, 1993. 104 с.

16. Шепелева Е.А., Валуева Е.А., Лаптева Е.М. Потребность в познании: сравнительный анализ различных исследовательских и психодиагностических подходов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 115–125. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2018/n3/Shepeleva_Valueva_Lapteva.shtml (дата обращения: 19.11.2021).

17. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.

18. Щебетенко С.А. Психометрика русской версии шкалы потребности в познании // Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология. 2011. № 6. C. 88–100.

19. Cacioppo J.T., Petty R.E., Kao C.F. The efficient assessment of need for cognition // Journal of Personality Assessment. 1984. V. 48. P. 306–307.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх