Проблема проактивности личности во взаимодействии со средой в современном международном дискурсе

 
Код статьиS020595920021483-7-1
DOI10.31857/S020595920021483-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, ул.Маринеско, 6-31
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 4
Страницы79-89
Аннотация

Проведен анализ проблемы проактивности человека в современном международном дискурсе. Показана высокая актуальность данной проблемы как в области теории, так и в сфере прикладных исследований: образования, менеджмента, социальных движений, обусловленная реалиями жизни современного человека, тенденциями деструктурации социума, объективным ростом возможностей личности оказывать влияние на окружающие структуры и снижением степени жесткости последних. Подтверждено, что концептуальный аппарат, представленный в данной сфере, отличается разнообразием употребляемых понятий и остается несистематизированным, что существенно затрудняет понимание проблемы и является препятствием для конструктивного продвижения научных исследований в ответ на запросы практики. Показано, что центральное место в дискурсе занимает понятие “агентности” (“agency”). Кроме этого перспективным направлением исследований проактивности человека является также сфера волевой регуляции поведения. Проведенный анализ доказал, что для понимания сути проактивности личности особое значение имеет то, что личность живет и совершается не только в координатах своего “внутреннего мира”, в пространстве нервных сетей, но и в целостной динамической системе “человек-и-мир”. 

Ключевые словапроактивность, агентность, самоактуализация, саморегуляция, локус контроля, воля, свобода воли, деструктурация
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-113-50076 (“Экспансия”).
Дата публикации15.09.2022
Кол-во символов25429
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 336

Оценка читателей: голосов 0

1. Ильенков Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Наука, 1984.

2. Afsar B., Umrani W.A. Transformational Leadership and Innovative Work Behavior: The Role of Motivation to Learn, Task Complexity and Innovation Climate // European Journal of Innovation Management. 2019. V. 23. № 3. P. 402–428.

3. Bandura A. Social cognitive theory: An Agentic Perspective // Annu. Rev. Psychol. 2001. V. 52. P. 1–26.

4. Badura K., Grijalva E., Galvin B., Owens B., Joseph D. Motivation to lead: A meta-analysis and distal-proximal model of motivation and leadership // Journ. of Applied Psychology. 2020. V.105. № 4. P. 331–354.

5. Barandiaran X.E., Paolo E, Di Rohde M. Defining agency: individuality, normativity, asymmetry, and spatio-temporality in action // Adapt. Behav. 2009. V.17. № 5. P. 367–386.

6. Bartell T., Cho C., Drake C., Petchauer E., Richmond G. Teacher Agency and Resilience in the Age of Neoliberalism // Journ. of Teacher Education. 2019. V. 70. № 4. P. 302–305.

7. Baumeister RF. Free Will in Scientific Psychology // Perspectives on Psychological Science. 2008. V. 3. №1. P. 14–19.

8. Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. The strength model of self-regulation: conclusions from the second decade of willpower research // Perspect. Psychol. Sci. 2018. V.13. № 2. P. 141–45.

9. Beck B., Di Costa S., Haggard P. Having control over the external world increases the implicit sense of agency // Cognition. 2017. V. 162. P. 54–60.

10. Berhane Y., Worku A., Tewahido D., Fasil N., Gulema H., Tadesse, A. W., & Abdelmenan S. Adolescent girls’ agency significantly correlates with favorable social norms in ethiopia—implications for improving sexual and reproductive health of young adolescents // Journal of Adolescent Health. 2019. V. 64. № 4. P. 52–59.

11. Beyers W., Goossens L., Vansant I., & Moors E. A structural model of autonomy in middle and late adolescence: Connectedness, separation, detachment, and agency // Journal of Youth and Adolescence. 2003. V. 32. № 5. P. 351–365.

12. Berkman E.T., Hutcherson C.A., Livingston J.L., Kahn L.E., Inzlicht M. Self-control as value-based choice // Curr. Dir. Psychol. Sci. 2017. V. 26. № 5. P. 422–428.

13. Bryan C. J., Andreski S. R., McNaughton-Cassill M., & Osman A. Agency is associated with decreased emotional distress and suicidal ideation in military personnel // Archives of Suicide Research. 2014. V. 18. № 3. P. 241–250.

14. Carver C.S., Scheier M.F. On the Self-Regulation of Behavior. New York: Cambridge Univ. Press, 1998.

15. Cavazzoni F., Fiorini A. & Veronese G. How Do We Assess How Agentic We Are? A Literature Review of Existing Instruments to Evaluate and Measure Individuals' Agency // Soc.Indic.Res. 2022. V.159. P. 1125–1153.

16. Charles L., Haggard P. Feeling free: External influences on endogenous behaviour // Quartely Journ. of Exp.Ps. 2020. V. 73. № 4, P. 568-577.

17. Cohen J.D. Cognitive control: core constructs and current considerations // Wiley Handbook of Cognitive Control. Ed. T. Egner, pp. 3–28. Malden, MA: Wiley, 2017.

18. Converse B.A., Juarez L, Hennecke M. Self-control and the reasons behind our goals // Journ. Personal. Soc. Psychol. 2019. V.116. № 5.

19. Cooper C. L., Lu L. Excessive availability for work: Good or bad? Charting underlying motivations and searching for game-changers // Human Resource Management Review. 2019. V. 29. № 4. Article 100682. doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.01.003.

20. Di Costa S., The ́ro H., Chambon V., Haggard P. Try and try again: post-error boost of an implicit measure of agency // Q. J. Exp. Psychol. 2017. V. 71. P. 1584–1595.

21. Di Domenico S. I., and Ryan R. M. The emerging neuroscience of intrinsic motivation: a new frontier in self-determination research // Front. Hum. Neurosci. 2017. V. 11. Article145. doi: 10.3389/fnhum.2017.00145.

22. Duckworth A.L., Gendler T.S., Gross J.J. Situational strategies for self-control // Perspect. Psychol. Sci. 2016. V. 11. № 1. P. 35–55.

23. Emirbayer M., Mische A. What is agency? // American journal of sociology. 1998. V. 103. № 4. P. 962–1023.

24. Frith C.D., Haggard P. Volition and the brain: revisiting a classic experimental study // Trends Neurosci. 2018. V. 41. P. 405–407.

25. Galvin B.M. Changing the focus of locus (of control): A targeted review of the locus of control literature and agenda for future research // Journ. of Organizational Behavior. 2018. V. 39. № 7. P. 820–833.

26. Gillebaart M., de Ridder D.T.D. Effortless self-control: a novel perspective on response conflict strategies in trait self-control // Soc. Personal. Psychol. Compass. 2015. V. 9. № 2. P. 88–99.

27. Guinote A. How Power Affects People: Activating, Wanting, and Goal Seeking // Annu. Rev. Psychol. 2017. V. 68. P. 353–381.

28. Haggard P. The Neurocognitive Bases of Human Volition // Annu. Rev. Psychol. 2019. V. 70. P. 9–28.

29. Heckhausen J. Integrating and instigating research on person and situation, motivation and volition, and their development // Motivation Science. 2020, V. 6. № 3. P. 185–188.

30. Heckhausen J., Wrosch C., Richard Schulz R. Agency and Motivation in Adulthood and Old Age // Annu. Rev. Psychol. 2019. V. 70. P. 191–217.

31. Hofmann W., Friese M., Strack F. Impulse and self-control from a dual-systems perspective // Perspect. Psychol. Sci. 2009. V. 4. № 2. P. 162–76.

32. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L. and Roberts B.W. Integrating Models of Self-Regulation // Annu. Rev. Psychol. 2021. V. 72. P. 319–45.

33. Kehr H.M. Motivation and volition at work // Motivation Science 2020. V. 6, № 3, P. 201–202.

34. Koole S. L., Schlinkert C., Maldei T., and Baumann N. Becoming who you are: an integrative review of self-determination theory and personality systems interactions theory // Journ. Pers. 2019. V. 87, P. 15–36.

35. Kruglanski A.W., Shah J.Y., Fishbach A., Friedman R., Chun W.Y., Sleeth-Keppler D. A theory of goal systems // Adv. Exp. Soc. Psychol. 2002. V. 34. P. 331–378.

36. Kwon K., Kim T. An integrative literature review of employee engagement and innovative behavior: Revisiting the JD-R model // Human Resource Management Review. 2020. V. 30. № 2. Article 100704.

37. Meyer J.W. World society, institutional theories, and the actor // Annual review of sociology. 2010. V. 36. P. 1–20.

38. Mironenko I. A., Sorokin P.S. Concerning Paradigmatic Status of Psychological Science: For a Flexible and Flowing Psychology in the Face of Practical and Theoretical Challenges // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. V. 54. P. 604–612.

39. Mironenko I.A., Sorokin P. S., Activity Theory for the De-Structuralized Modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. https://doi.org/10.1007/s12124-020-09587-4.

40. Murnieks C., Klotz A., Shepherd D. Entrepreneurial Motivation: A Review of the Literature and Agenda for Future Research // Journal of Organizational Behavior. 2019. V. 41. № 2. http://dx.doi.org/10.1002/job.2374.

41. Poteat V. P., Calzo J. P., & Yoshikawa H. Gay-Straight Alliance involvement and youths’ participation in civic engagement, advocacy, and awareness-raising // Journal of Applied Developmental Psychology. 2018. V. 56. P. 13–20.

42. Quirin M., Jais M., Di Domenico S.I., Kuhl J., Ryan R.M. Effortless Willpower? The Integrative Self and Self-Determined Goal Pursuit. // Front. Psychol. 2021. V. 12. Article 653458. doi: 10.3389/fpsyg.2021.653458.

43. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York, NY: Guilford Press, 2018.

44. Rydzik A., Anitha S. Conceptualising the agency of migrant women workers: Resilience, reworking and resistance // Work, Employment and Society. 2019. V. 34. № 5. P. 883–899.

45. Smith K., Ulvik M. Leaving teaching: lack of resilience or sign of agency? // Teachers and Teaching. 2017. V. 23, № 8. P. 928–945.

46. Sorokin P.S. The Promise of John W. Meyer’s World Society Theory: “Otherhood” through the Prism of Pitirim A. Sorokin’s Integralism // The American Sociologist. 2020. V. 51. № 4. P. 506–525.

47. Sorokin P., Froumin I. ‘Utility’ of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education. 2021. doi:10.1177/14782103211032080.

48. Steven D., Brown S.D., Lent R.W. Vocational Psychology: Agency, Equity, and Well-Being // Annu. Rev. Psychol. 2016. V. 67. P. 541–565.

49. Sutterlüty F., Tisdall E.K.M. Agency, autonomy and self-determination: Questioning key concepts of childhood studies // Global Studies of Childhood. 2019. V. 9. № 3. P. 183–187.

50. Whiteside S.P., Lynam D.R. The five factor model and impulsivity: using a structural model of personality to understand impulsivity // Personal. Individ. Differ. 2001. V. 30 № 4. P. 669–689.

51. Zimmerman M. A., Eisman A. B., Reischl T. M., Morrel-Samuels S., Stoddard S., Miller A. L., et al. Youth empowerment solutions: Evaluation of an after-school program to engage middle school students incommunity change // Health Education & Behavior. 2018. V. 45. № 1. P. 20–31.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх