Компаративные конструкции и структура повествования (на материале современной русской прозы)

 
Код статьиS013161170019035-7-1
DOI10.31857/S013161170018742-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Москва, Российская Федерация
Аффилиация: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 1
Страницы106-118
Аннотация

В статье рассматривается связь компаративных конструкций (метафор и сравнений) со структурой повествования. Материалом для анализа служат произведения современной русской прозы: романы Е. Водолазкина, Ш. Идиатуллина, М. Степновой, В. Пелевина, М. Кучерской, О. Ермакова, А. Волоса, А. Иванова, Г. Яхиной, А. Сальникова и др. Показано, что характер компаративных конструкций и их распределение в тексте связаны с точкой зрения повествователя и персонажа. Выбор образа сравнения определяется оценочной, оптической, пространственно-временной точкой зрения героя произведения или рассказчика. Точка зрения персонажа и, соответственно, выбор образа сравнения могут определяться возрастом героя, его профессией, временем действия произведения, национальной культурой, к которой относится персонаж. Компаративные конструкции служат средством разграничения разных субъектно-речевых планов в структуре повествования, а также различных темпоральных планов произведения. Характер тропеических конструкций зависит от типа повествования и характера нарратора. В сказе и сказоподобных формах возрастает роль разговорных, просторечных и жаргонных метафор и сравнений. В контаминированных формах повествования, объединяющего повествование от 1-го и 3-го лица, характер и количество компаративных тропов могут служить сигналом, разграничивающим эти нарративные типы.

Ключевые словакомпаративная конструкция, метафора, сравнение, структура повествования, тип повествования, нарратор, субъектно-речевой план, интерференция
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта РФФИ 19-512-23004 «Метафорическая картина мира современной русской и венгерской прозы конца XX – начала XXI в. (сопоставительный анализ)»
Получено02.03.2022
Дата публикации03.03.2022
Кол-во символов21768
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 492

Оценка читателей: голосов 0

1. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР, сер. лит. и яз. 1976. Т. 35. № 4. С. 343–356.

2. Гик А. В. Животные и люди. Семантические преобразования в романе Захара Прилепина «Обитель» // Метафорическая картина мира современной художественной прозы. М.: Аквилон, 2021. С. 26–41.

3. Звездина Ю. В. Метафорический художественный образ в современной русской прозе // Ученые записки ЗабГУ. 2014. №2 (55). С. 37–44.

4. Иванова Н. Б. Метафора в современной русской прозе // Метафорическая картина мира современной художественной прозы. М.: Аквилон, 2021. С. 95–106.

5. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. М.: Институт русского языка РАН, 1994. 336 с.

6. Колмакова О. А. Коммуникативная стратегия в романе А. Понизовского «Обращение в слух» // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2016. Вып. 2. С. 109–116.

7. Колядич Т. М. Приемы описания главного героя в романе Ш. Идиатуллина «Город Брежнев» // Преподаватель XXI век. 2018. № 2. С. 417–425.

8. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.

9. Николина Н. А., Петрова З. Ю. Система компаративных тропов в романе Е. Водолазкина «Авиатор» // Slavica XLVIII. Debrecen: Debrecen Univ. Press, 2019, pp. 101–112.

10. Николина Н. А., Петрова З. Ю. Образное поле «Музыка» в романе Е. Водолазкина «Брисбен» // Русская речь. 2021. № 4. С. 108–119.

11. Резанова З. И., Пановица В. Ю. Ключевые текстовые метафорические модели трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 382. С. 33–38.

12. Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Издательство «Intrada», 2016. 145 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх