Условия социальной среды, ресурсы и социальная успешность субъектов: открытые вопросы

 
Код статьиS020595920021478-1-1
DOI10.31857/S020595920021478-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии.
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 4
Страницы36-47
Аннотация

Статья посвящена изучению темпоральных и пространственных характеристик условий социальной среды как потенциальных ресурсов социальной успешности субъектов. Использовалась авторская методика (анкета “Динамика стиля профессиональной жизни”); респонденты (482 мужчин и женщин в возрасте 30–50 лет — государственные служащие, инженеры и руководителей подразделений промышленных предприятий, менеджеры) оценивали в баллах роль условий социальной среды как “факторов профессионализма”, динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет; фиксировались их социально-демографические и служебно-должностные характеристики. В ходе статистического анализа общая выборка делилась на разные группы (мужчин и женщин, специалистов и руководителей, представителей разных профессий, реализованных и нереализованных в семейной сфере); использовались суммы оценок условий среды разных социальных пространств (“Родительская семья”, “Родственники”, “Межличностные связи”, “Своя семья”, “Рабочая среда”, “Мезосреда”) и относительные оценки (отражающие длительность исполнения обязанностей руководителя, стаж управленческой деятельности и семейной жизни относительно возраста респондентов). Получили подтверждение гипотезы о том, что разные позитивно влияющие условия социальной среды не равно значимы для всех людей, лиц разного пола, возраста, работающих в разных сферах деятельности, имеющих разный социальный опыт; при совместном и/или продолжительном воздействии позитивно влияющие условия социальной среды не суммируются и не дают более сильный эффект, чем при их отдельных, избирательных и/или кратковременных воздействиях. 

Ключевые словаусловия социальной среды, социальная успешность, ресурсы, суммарные (пространственные) и относительные (темпоральные) характеристики, эффекты
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда: проект № 22-28-00250: “Профессиональная карьера: ресурсный подход”, Институт психологии РАН.
Дата публикации15.09.2022
Кол-во символов33912
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. 320 с.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 189 с.

3. Возрастные особенности психических функций в период зрелости (41–46 л.) / Отв. ред. Я.И.Петров. М.: АПН СССР, 1984. 224 с.

4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

5. Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Психология креативности, одаренности и гениальности. Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2021. 237 с.

6. Лактионова, А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. 396 с.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 С.

8. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. 459 с.

9. Ожиганова Г.В. Духовная личность. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. 288 с.

10. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1972.

11. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 27–61.

12. Толочек В.А., Денисова В.Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъекта: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 29–39.

13. Толочек В.А., Журавлева Н.И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. C. 91–107.

14. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. 366 с.

15. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. 238 с.

16. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. 464 с.

17. Diener, E., & Fujita, F. Resources, personal strivings, and subjective well-being: A nomothetic and idiographic approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. V. 68 (5). P. 926–935. https://doi.org/10.1037/0022–3514.68.5.926.

18. Masten A.S., Obradović J. Competence and resilience in development // Annals of the New York Academy of Sciences. 2006. V. 1094. P. 13–27. doi: 10.1196/ annals.1376.003.

19. Seligman M.E.P. The prediction and prevention of depression // In D. K. Routh & R. J. DeRubeis (Eds.). The science of clinical psychology: Accomplishments and future directions American Psychological Association, 1998. P. 201–214. https://doi.org/10.1037/10280–008.

20. Taylor Sh.E. Health psychology. Boston: McGraw Hills, Inc., 1995.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх