Cвязь правила категоризации с категориальным зрительным поиском

 
Код статьиS020595920021476-9-1
DOI10.31857/S020595920021476-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Стажер-исследователь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 5
Страницы36-46
Аннотация

Одной из задач современных теорий категоризации является поиск когнитивных функций, связанных с категориальным научением. Проведенное за рубежом исследование продемонстрировало связь между зрительным поиском и научением континуальной категории (категориальной репрезентацией): успешность зрительного поиска на основе категориальных правил с одним признаком не менялась с увеличением количества дистракторов, но снижалась в случае категориальных правил с интеграцией признаков. Целью настоящего исследования было выявление связей между успешностью зрительного поиска и научением дискретным категориям, чтобы проверить ранее полученный эффект на другом типе категорий — вербальных правилах (эксплицитный тип) и прототипах (имплицитный тип). Предполагалось, что, поскольку репрезентация в случае прототипов будет обладать более низким уровнем осознания, то успешность (поддержка) зрительного поиска на ее основе будет ниже, чем при формировании вербальных правил. Участники исследования (N = 121) выполняли задание на научение новой искусственной категории, принадлежащей к одному из двух типов правил и сразу после этого выполняли задание на категориальный зрительный поиск, в котором поиск целевого объекта задавался названием категории. Мы обнаружили, что после научения вербальному правилу, а также прототипу успешность зрительного поиска не снижалась с увеличением количества дистракторов. Также мы обнаружили, что чем выше уровень успешности научения новой категории, тем более эффективным был зрительный поиск вне зависимости от типа правила. Таким образом, мы впервые показали, что зрительный поиск может поддерживаться разными типами категорий, как эксплицитными, так и имплицитными. Мы объясняем настоящие результаты и их отличие от результатов предыдущего исследования тем, что категории, основанные на дискретных признаках (в отличие от континуальных), позволяют создавать более прочные репрезентации, которые легче использовать в таких некатегориальных заданиях как зрительный поиск.

Ключевые словакатегориальный зрительный поиск, категориальное научение, репрезентация, правила категоризации, прототип, имплицитные категории
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00698.
Дата публикации16.11.2022
Кол-во символов29124
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 229

Оценка читателей: голосов 0

1. Котов А.А., Котова Т.Н. Контекст как фактор переключения стратегий категоризации в ходе научения // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 109–120.

2. Ashby F.G., Alfonso-Reese L.A., Waldron E.M. A neuropsychological theory of multiple systems in category learning // Journ. Psychological review. 1998. V. 105. № 3. P. 442–481.

3. Ashby F.G., Ell S.W. The neurobiology of human category learning // Journ. Trends in cognitive sciences. 2001. V. 5. № 5. P. 204–210.

4. De Brigard F., Brady T.F., Ruzic L., Schacter D.L. Tracking the emergence of memories: A category-learning paradigm to explore schema-driven recognition // Journ. Memory & cognition. 2017. V. 45. № 1. P. 105–120.

5. Ell S.W., Smith, D.B., Peralta G., Hélie S. The impact of category structure and training methodology on learning and generalizing within-category representations // Journ. Attention, Perception, & Psychophysics. 2017. V. 79. № 6. P. 1777–1794.

6. Hélie S., Turner B.O., Cousineau D. Can categorical knowledge be used in visual search? // Journ. Acta psychologica. 2018. V. 191. P. 52–62.

7. Killingsworth C.D., Ercolino A., Joseph S., Neider M., Bohil C. The effects of information integration on categorical visual search // Journal of Vision. 2019. V. 19. № 10. P. 308d–308d.

8. Peirce J., Gray J.R., Simpson S., MacAskil, M., Höchenberger R., Sogo H., Kastman E., Lindeløv J.K. PsychoPy2: Experiments in behavior made easy // Journ. Behavior research methods. 2019. V. 51. № 1. P. 195–203.

9. Pomiechowska B., Gliga T. Lexical acquisition through category matching: 12-month-old infants associate words to visual categories // Journ. Psychological Science. 2019. V. 30. № 2. P. 288–299.

10. Rabi R., Miles S.J., Minda J.P. Learning categories via rules and similarity: Comparing adults and children // Journal of experimental child psychology. 2015. V. 131. P. 149–169.

11. Rosedahl L., Ashby F. G. A new stimulus set for cognitive research. 2018.

12. Sloutsky V.M. From perceptual categories to concepts: What develops? // Journ. Cognitive science. 2010. V. 34. № 7. P. 1244–1286.

13. Smith J.D., Redford J.S., Gent L.C., Washburn D.A. Visual search and the collapse of categorization // Journal of Experimental Psychology: General. 2005. V. 134. № 4. P. 443–460.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх