Фундаментальная наука и практика: от мультидисциплинарного анализа научения, памяти и моральных решений к практикоориентированным разработкам методов обучения и воспитания

 
Код статьиS020595920019402-8-1
DOI10.31857/S020595920019402-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зав. лаб. психофизиологии им В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: н.с. лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: с.н.с. лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: н.с. лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: м.н.с. лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник, Лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: М.н.с. лаб. психофизиологии им. Швыркова ИП РАН, н.с. лаб. нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта МГППУ, м.н.с. международной лаб. социальной нейробиологии ВШЭ, старший преподаватель ГАУГН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ассоциированная н.с. лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: лаб. психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент, научный сотрудник лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: г.н.с. лаб. психологии познавательных процессов и математической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 2
Страницы5-19
Аннотация

Анализ новых данных, полученных в психологии (в том числе психофизиологии, кросскультурной психологии, психологии морали) и нейронауках нами и другими авторами при экспериментальных исследованиях научения, памяти и моральных решений, позволяет выделить направления исследований, развитие которых может быть полезно для совершенствования методов обучения и воспитания. Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа — прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных нами в школах разных регионов совместно с учителями этих школ. Приведены варианты практических рекомендаций, вытекающих из результатов упомянутых работ. В заключение сопоставлено значение тактических и стратегических исследований применительно к достижению практико-ориентированных результатов и собственно научных, “внутренних” целей фундаментальной науки.

Ключевые словафундаментальная наука, практика, образование, нейронаука, психология, мораль, научение, память, субъективный опыт, система, стресс, ментальность, методы обучения, методы воспитания, консолидация и реконсолидация, воплощенное познание, переключаемость
Источник финансированияИсследования поддержаны Фондом новых форм развития образования (договор от 28.10.2019 № РУОМ1019). Часть фундаментальных исследований, подготовка публикации и дополнительный анализ данных выполнены в рамках госзадания Минобрнауки № 0138-2022-0002.
Получено04.02.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов33146
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 696

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю.И. В.Б. Швырков: формирование новой парадигмы в психологии и смежных науках // Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020. С. 218–255.

2. Александров Ю.И. Вступительная статья / Т. Ярвилехто. Мозг и психика // Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Прогресс, 1992. С. 5–18.

3. Александров Ю.И. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 5–19.

4. Александров Ю.И. От фундаментального знания к практико-ориентированным исследованиям научения и памяти // Материалы докладов на Международной научно-практической конференции “О перспективах исследований в сфере наук об образовании” 6–7 декабря 2021 года. В печати.

5. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 3. С. 18–34.

6. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

7. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

8. Апанович В.В., Александров Ю.И. Системное значение меж- и внутрикультурных ментальных вариаций // Вестник психофизиологии. 2021. №1. С. 24–35.

9. Апанович В.В., Арамян Э.А., Дольникова М.С., Александров Ю.И. Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 2. С. 45–60.

10. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.

11. Апанович В.В., Тищенко А.Г., Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Способы решения аналитических и холистических задач // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №4. C. 52–71.

12. Безруких М.М., Иванов В.В., Орлов К.В. Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов // Science for Education Today. 2021. Т. 11. №1. С. 125–150.

13. Гаврилов В.В. Соотношение импульсной активности нейронов с медленными потенциалами мозга в поведении: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1992.

14. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5–16.

15. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теория и практика: взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 127–132.

16. Капица П.Л. Письмо Н.С. Хрущеву 12 апреля 1954. В: Письма о науке. 1930–1980. М.: Московский рабочий, 1989.

17. Носуленко В.Н., Терехин В.А. Передача знаний: обзор основных моделей и технологий // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №4. С. 96–115.

18. Поддьяков А.Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

19. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.

20. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1980.

21. Постылякова Ю.В. Индивидуальная и академическая жизнеспособность студентов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. XV. Вып. 4. С. 147–152.

22. Постылякова Ю.В. Индивидуальная жизнеспособность и индивидуально-психологические ресурсы студентов с разной академической успеваемостью // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 1. С. 61–80.

23. Самойленко Е.С., Богданова И.В. Современные представления о типах знания и опыта в психологических исследованиях проблемы их капитализации // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 4. С. 74–95.

24. Сварник О.Е., Анохин К.В., Александров Ю.И. Опыт первого, “вибриссного”, навыка влияет на индукцию экспрессии c-fos в нейронах бочонкового поля соматосенсорной коры крыс при обучении второму, “невибриссному”, навыку // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. 2014. Т. 64. № 1. С. 77–83.

25. Созинова И.М., Знаменская И.И., Александров Ю.И. Нравственное отношение к “чужому” у детей 3–11 лет. Решение моральных дилемм: предубеждения и предпочтения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 44–57.

26. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростков // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 4. C. 88–101.

27. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013.

28. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики // Швырков В.Б. Избранные труды / Под ред. Ю.И. Александрова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

29. Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2014.

30. Юревич А.В. Исследовательская и практическая психология: еще раз о схизисе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 127–136.

31. Alexandrov Yu.I., Sozinov A.A., Svarnik O.E., Gorkin A.G., Kuzina E.A., Gavrilov V.V. Neuronal Bases of Systemic Organization of Behavior // Cheung-Hoi Yu A., Li L. (eds). Systems Neuroscience // Advances in Neurobiology. 2018. V. 21. P. 1–33.

32. Alexandrov Yu.I., Grinchenko Yu.V., Shevchenko D.G., Averkin R.G., Matz V.N., Laukka S., Korpusova A.V. A subset of cingulate cortical neurons is specifically activated during alcohol-acquisition behaviour // Acta Physiol. Scand. 2001. V. 171. P. 87–97.

33. Ansari D., Coch D. Diversity of approaches: science of learning and education // Trends in Cognitive Sciences. 2006. V. 4. No.10. P. 146–151.

34. Apanovich V.V., Bezdenezhnykh B.N., Sams M., Jaaskelainen I.P., Alexandrov Yu.I. Event-related potentials during individual, cooperative, and competitive task performance differ in subjects with analytic vs. holistic thinking // International Journal of Psychophysiology. 2018. V. 123. P. 136–142.

35. Apanovich V.V., Tischenko A.G., Arutyunova K.R., Znakov V.V., Alexandrov Yu.I. Complementarity of holistic and analytical mentalities and task type as factors of cooperative problem solving // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

36. Arutyunova K.R., Alexandrov Yu.I., Hauser M.D. Sociocultural influences on moral judgments: East–West, male–female and young–old // Frontiers in Psychology. 2016. V. 7. Art. 1334.

37. Bakhchina A.V., Arutyunova K.R., Sozinov A.A., Demidovsky A.V., Alexandrov Yu.I. Sample entropy of the heart rate reflects properties of the system organization of behaviour // Entropy. 2018. V. 20. No. 6. Article 449.

38. Bulava A.I., Alexandrov Yu.I. Reconsolidation and Cognitive Novelty // Advances in Intelligent Systems and Computing / Velichkovsky B.M., Balaban P.M., Ushakov V.L. (eds). Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Springer, Cham. 2021. V. 1358. P. 504–509.

39. Cameron L., Rutland A. Extended contact through story reading in school: Reducing children's prejudice toward the disabled // Journal of Social Issues. 2006. V. 62. No. 3. P. 469–488.

40. Carew T.J., Magsamen S.H. Neuroscience and education: An ideal partnership for producing evidence-based solutions to guide 21st century learning // Neuron. 2010. V. 67. No. 5. P. 685–688.

41. Fu F.L., Wu Y.L., Ho H.C. An investigation of coopetitive pedagogic design for knowledge creation in Web-based learning // Computers & Education. 2009. V. 53. No. 3. P. 550–562.

42. Goswami U. Neuroscience and education: from research to practice? // Nature Reviews Neuroscience. 2006. V. 7. P. 406–413.

43. Greving S., Richter T. Examining the Testing Effect in University Teaching: Retrievability and Question Format Matter // Frontiers in Psychology. 2018. V.9. Article 2412.

44. Hartung F., Burke M., Hagoort P., Willems R.M. Taking perspective: personal pronouns affect experiential aspects of literary reading // PLoS ONE. 2016. V.11. No.5. Article e0154732.

45. Howard-Jones P.A. Neuroscience and education: myths and messages // Nature Reviews Neuroscience. 2014. V. 15. No. 12. P. 817–824.

46. Im S.H., Cho J.Y., Dubinsky J.M., Varma S. Taking an educational psychology course improves neuroscience literacy but does not reduce belief in neuromyths // PloS One. 2018. V. 13. No. 2. Article e0192163.

47. Joëls, M., Guillen F., Benno R. Stress and emotional memory: a matter of timing // Trends in Cognitive Sciences. 2011. V. 15. No. 6. P. 280–288.

48. Kolbeneva M.G., Alexandrov Yu.I. Mental reactivation and pleasantness judgment of experience related to vision, hearing, skin sensations, taste and olfaction // PLoS ONE. 2016. V. 11. No. 7. Article e0159036.

49. Meltzoff A.N., Kuhl P.K., Movellan J., Sejnowski T.J. Foundations for a new science of learning // Science. 2009. V. 325. No. 5938. P. 284–288.

50. Pexman P.M. The role of embodiment in conceptual development // Language, Cognition and Neuroscience. 2019. Vol. 34. № 10. P. 1274–1283.

51. Simon D.A., Lee T.D., Cullen J.D. Win-shift, lose-stay: contingent switching and contextual interference in motor learning // Perceptual and motor skills. 2008. V. 107. No. 2. P. 407–418.

52. Sozinov A.A., Bakhchina A.V., Alexandrov Yu.I. The way of learning preserved in the structure of individual experience shapes task-switching: Implications for neuroscience and education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. V.9. No. 2. P. 291–299.

53. Weimer W.B. Science as a rhetorical transaction: Toward a nonjustificational conception of rhetoric // Philosophy and Rhetoric. 1977. V. 10. P. 1–29.

54. Whiting S.B., Wass S.V., Green S., Thomas M.S.C. Stress and learning in pupils: Neuroscience evidence and its relevance for teachers // Mind, Brain, and Education. 2021. V. 15. No. 2. P. 177–188.

55. Zhang L.F. Thinking styles and modes of thinking: Implications for education and research // The Journal of Psychology. 2002. V. 136. No. 3. P. 245–261.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх