Особенности восприятия праздников у молодежи из различных макрорегионов России

 
Код статьиS020595920017738-7-1
DOI10.31857/S020595920017738-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Инженер-лаборант лаборатории психологии общения, факультет психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 1
Страницы60-71
Аннотация

Исследование направлено на изучение значимости различных категорий праздников, выбор которых определяет отношение современной молодежи к образу своей страны и своего региона. Подчеркивается, что ритуалы имеют важное значение в формировании культуры. Наиболее выразительной формой ритуалов выступают праздники, которые определяют принадлежность личностной самоидентификации, а также формируют чувство принадлежности к своей стране и своему региону. Были представлены следующие категории праздников: государственные праздники; региональные праздники; религиозные праздники; семейные праздники; Новый год, День Победы (9 мая); “мужские” праздники; “женские” праздники; спортивные праздники. В исследовании приняли участие 318 респондентов из различных макрорегионов России. Результаты исследования показали, что респонденты по-разному воспринимают праздники лично для себя, для представителей своего региона и для жителей России в целом. Также выявлена дифференцированность в оценки значимости тех или иных праздничных ритуалов для представителей различных макрорегионов страны.

Ключевые словаритуалы, праздники, культурные представления, восприятие, образ России, образ региона, ценностно-смысловое отношение, молодежь из различных макрорегионов страны
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90069.
Дата публикации01.03.2022
Кол-во символов24791
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 476

Оценка читателей: голосов 0

1. Барабанова Н.В., Бочкарева М.И., Костина Т.С. Потенциал праздников в формировании духовно-нравственной культуры студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №1 (68). C. 7–8.

2. Барт Р. Мифологии. 3-е изд. М.: Академический проект, 2014. 352 с.

3. Быховец Ю.В., Казымова Н.Н. Современные отечественные исследования психологических факторов переживания террористической угрозы // Психологический журнал. 2019. T. 40. № 3 C. 22–30. DOI: 10.31857/S020595920004542-2

4. Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть. 2013. № 7. С. 24–28.

5. Воловикова М.И., Борисова А.М. Психологическое значение праздника для личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 241–245.

6. Воловикова М.И., Тихомирова С. В., Борисова А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М.: Пер Сэ, 2003.

7. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал, 2019. T. 40. № 5. C. 35–47. DOI: 10.31857/S020595920006074-7

8. Журавлев И.В., Журавлева Ю.В. Соотношение ритуала и мифа и механизмы коммуникативного воздействия // Вопросы психолингвистики. 2015. № 26. С. 58–71.

9. Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга / Под ред. И.А. Василенко. М.: Международные отношения, 2016. 288 с.

10. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М., 2003. С. 38.

11. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. М.: МГУ, 2007.

12. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Берри Дж. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92–104.

13. Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 158–169.

14. Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В. Образ героя России как фактор формирования гражданской идентичности: гендерный аспект // Человек в информационном пространстве. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 238–243.

15. Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В. Сравнительный анализ культурных представлений творческой молодежи о российской, западной и восточной цивилизациях // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 177–197.

16. Литвинова М.В., Вереитинова Т.Ю. Культурно-семиотическое поле праздника в дискурсе современной культуры // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 1(25). С. 29–38.

17. Литвинова М.В., Кибалко О.В, Вереитинова Т.Ю. Культурологические подходы к определению взаимодействия понятий “праздник” и “миф” // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 2(22). С. 13–25.

18. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: “Рефл-бук”, 1998. 304 с.

19. Матвеева Л.В. Влияние феномена разорванной коммуникации в СМИ на границы информационно-психологической безопасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т. II: Феномен разорванной коммуникации: Сб. статей / Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, Е.Л. Вартановой, А.И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 29–41.

20. Матвеева Л.В., Мочалова Ю.В., Петракова Е.Е., Аникеева Т.Я. Категориальная структура образа России и образов других стран в менталитете жителей страны и союзного государства Белоруссии // Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / Науч. ред. А.Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. C. 64–112.

21. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: “Центр психологии и психотерапии”, 1998. 560 с.

22. Мостицкая Н.Д. Праздник как моделирование процесса формирования культурной идентичности личности // Аналитика культурологии. 2016. № 1(34). С. 126–136.

23. Моул Д. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Пер. с англ. О.Л. Сергеевой. М.: Астрель: АСТ, 2016. 381 с.

24. Муратова А.С. Обряд и праздник // Мир психологии, 2001. № 4. С. 67–76.

25. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ // Психологический журналю 2018. T. 39. № 1. C. 127–138. DOI: 10.7868/S0205959218010129.

26. Петренко В.Ф., Митина О.В. Политическая психология: психосемантический подход. М.: Социум 2018. 590 с.

27. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.

28. Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.

29. Элиаде М. Аспекты мифа. 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.

30. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998.

31. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России / Под ред. Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгеровой. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. Т. 1.

32. Юревич А.В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. 2019. T. 40. № 5. C. 84–96.

33. Hofstede G. Culture and Organization: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill, 1997. P. 37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх