Когнитивные функции и успешность освоения чтения в школьном возрасте при типичном развитии и умственной отсталости легкой степени

 
Код статьиS020595920017737-6-1
DOI10.31857/S020595920017737-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор, зав. лабораторией
Аффилиация:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Психологический институт РАО”
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова”
Адрес: Москва, ул. Моховая, д.11, стр.9, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 6
Страницы35-45
Аннотация

Представлены результаты анализа связи показателей когнитивного развития и успешности освоения чтения в группах детей школьного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью легкой степени (F70.0, МКБ — 10).В качестве показателей когнитивного развития рассматривается скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память и невербальный интеллект, а в качестве успешности освоения навыка чтения — темп чтения текстов. В исследовании приняли участие 212 учеников (39 % девочек), обучающихся в 1–9 классах образовательного учреждения, реализующего программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, и общеобразовательной школы. Формирование выборки осуществлялось с помощью технологии подбора по критериям года обучения в школе, пола и семейной ситуации. Показано, что возрастные изменения успешности освоения чтения на протяжении обязательного школьного обучения характеризуются нелинейным паттерном у детей с типичным развитием и линейным — у детей с умственной отсталостью легкой степени. Различия между школьниками с типичным и атипичным развитием по темпу чтения увеличиваются с первого по седьмой год обучения в школе, а далее — с седьмого по девятый класс могут сокращаться. В ходе регрессионного анализа выявлены различия в прямых эффектах влияния невербального интеллекта, скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти на успешность освоения чтения в зависимости от типа психического развития и уровня школьного обучения. Медиационный анализ показал, что спецификой когнитивного функционирования может быть объяснено не более 17 % различий в успешности освоения чтения между школьниками с типичным и атипичным развитием.

Ключевые словачтение на родном языке, скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память, невербальный интеллект, типичное развитие, умственная отсталость легкой степени, школьный возраст, регрессионный анализ, медиационный анализ
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-29-09127, исследование школьников с умственной отсталостью легкой степени) и Российского научного фонда (проект № 17-78-30028, исследование школьников с типичным развитием).
Дата публикации16.12.2021
Кол-во символов29606
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 566

Оценка читателей: голосов 0

1. Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. № 1. C. 26–40.

2. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации первоклассников с умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №5. С. 9–19.

3. Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Психологический журнал. 2020. Т.41. №2. С.26–38.

4. Тихомирова Т.Н., Малых А.С. Когнитивное функционирование и успешность освоения русского языка на основном уровне общего образования: взаимосвязи при умственной отсталости легкой степени и типичном развитии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 24–40.

5. Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Квашенникова Н.А., Быковская Т.С., Кондратьева Н.В. Когнитивные ресурсы успешности обучения русскому языку детей младшего школьного возраста с атипичным и типичным развитием // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. №3. С. 63–79.

6. BergeronR., &FloydR.G. Broadcognitiveabilitiesofchildrenwithmentalretardation: Ananalysis of group and individual profiles // American Journal on Mental Retardation. 2006. V. 111(6). P. 417–432.

7. Clemens N.H., Hsiao Y.Y., Lee K., Martinez-Lincoln A., Moore C., Toste J., & Simmons L. The differential importance of component skills on reading comprehension test performance among struggling adolescent readers //Journal of learning disabilities. 2020.P. 0022219420932139.

8. Gnambs T., & Hanfstingl B. The decline of academic motivation during adolescence: An accelerated longitudinal cohort analysis on the effect of psychological need satisfaction // Educational Psychology. 2016. V. 36(9).P. 1691–1705.

9. Herbers J.E., Cutuli J.J., Supkoff L.M., Heistad D., Chan C.K., Hinz E., & Masten A.S. Early reading skills and academic achievement trajectories of students facing poverty, homelessness, and high residential mobility // Educational Researcher. 2012. V. 41(9). P. 366–374.

10. Hudson A., Koh P.W., Moore K.A., & Binks-Cantrell E. Fluency interventions for elementary students with reading difficulties: a synthesis of research from 2000–2019 // Education Sciences. 2020. V.10(3). P. 52.

11. Johann V., Könen T., & Karbach J. The unique contribution of working memory, inhibition, cognitive flexibility, and intelligence to reading comprehension and reading speed // Child Neuropsychology. 2020. V. 26(3). P. 324–344.

12. Kudo M.F., Lussier C.M., & Swanson H.L. Reading disabilities in children: A selective meta-analysis of the cognitive literature // Research in developmental disabilities. 2015. V. 40. P. 51–62.

13. Liu N., Zhao J., Huang C., Xing X., Lu S., & Wang Z. Predicting early reading fluency based on preschool measures of low‐level visual temporal processing: A possible mediation by high‐level visual temporal processing skills // Infant and Child Development. 2021. V. 30(2). P. e2211.

14. Luo D., Thompson L.A. & Detterman D.K. The criterion validity of tasks of basic cognitive processes // Intelligence. 2006. V. 34(1). pp. 79–120.

15. Moll K., Göbel S.M., Gooch D., Landerl K., & Snowling M.J. Cognitive risk factors for specific learning disorder: Processing speed, temporal processing, and working memory // Journal of learning disabilities. 2016. V. 49(3). P. 272–281.

16. Peng P., Wang T., Wang C., & Lin X. A meta-analysis on the relation between fluid intelligence and reading/mathematics: Effects of tasks, age, and social economics status // Psychological Bulletin. 2019. V. 145(2). P. 189.

17. Sparks R.L., Patton J., Murdoch A. Early reading success and its relationship to reading achievement and reading volume: Replication of ‘10 years later’ //Reading and Writing. 2014. V. 27(1). P. 189–211.

18. Tikhomirova T., Malykh A., Malykh S. Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education //Behavioral Sciences. 2020. V. 10(10). P.158.

19. van Tilborg A., Segers E., van Balkom H., & Verhoeven L. Predictors of early literacy skills in children with intellectual disabilities: A clinical perspective // Research in Developmental Disabilities. 2014. V. 35(7). P. 1674–1685.

20. van Wingerden E., Segers E., van Balkom H., & Verhoeven L. Cognitive and linguistic predictors of reading comprehension in children with intellectual disabilities // Research in developmental disabilities. 2014. V. 35(11). P. 3139–3147.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх