Психометрическая оценка русскоязычной версии шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21)

 
Код статьиS020595920017077-0-1
DOI10.31857/S020595920017077-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель департамента психологии, старший научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, ул. Мясницкая, д.20
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 5
Страницы80-88
Аннотация

Шкала депрессии, тревоги и стресса (Depression, Anxiety, and Stress Scales-21, DASS-21) является одним из наиболее распространенных инструментов для оценки психологического дистресса во всем мире. Целью настоящего исследования стала оценка психометрических свойств русскоязычной версии DASS-21. В исследовании приняли участие 1153 русскоязычных взрослых респондента в возрасте от 18 до 84 лет. Помимо русскоязычной версии DASS-21 участники исследования заполнили симптоматический опросник (Symptom Check List-90-Revised, SCL-90-R) и опросник качества жизни (Short Form Health Survey, SF-36). С помощью серии конфирматорных факторных анализов была получена бифакторная структура русскоязычной версии DASS-21, продемонстрировавшая полную инвариантность по полу и частичную — по возрасту респондентов. Показатели по русскоязычной версии DASS-21 оказались негативно связанными с показателями качества жизни по SF-36 и позитивно — с показателями психологического дистресса по SCL-90-R, что свидетельствует в пользу конвергентной валидности шкалы. Показатели α Кронбаха составили значения 0.90, 0.85 и 0.91 для шкал депрессии, тревоги и стресса, а также 0.95 для показателя общего психологического дистресса, что подтверждает внутреннюю надежность шкалы. Таким образом, русскоязычная версия DASS-21 валидна, надежна и может использоваться в качестве инструмента для скрининга и мониторинга психологического дистресса у русскоязычных респондентов.

Ключевые словаDASS-21, депрессия, тревога, стресс, психологический дистресс, качество жизни, система общественного здравоохранения
Дата публикации08.11.2021
Кол-во символов21641
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 12, всего просмотров: 2751

Оценка читателей: голосов 0

1. Амирджанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И., Ребров А.П., Сороцкая В.Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни “МИРАЖ”) // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36–48.

2. Золотарева А.А. Систематический обзор психометрических свойств шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2020. № 2. С. 26–37. doi: 10.31363/2313-7053-2020-2-26-37

3. Руженкова В.В., Руженков В.А., Хамская И.С. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. № 10. С. 39–46.

4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.

5. Bados A., Solanas A., Andrés R. Psychometric properties of the Spanish version of Depression, Anxiety and Stress Scales (DASS) // Psicothema. 2005. V. 17. № 4. P. 679–683.

6. Beaufort I.N., De Weert-Van Oene G.H., Buwalda V.A.J., de Leeuw J.R.J., Goudriaan A.E. The Depression, Anxiety and Stress Scale (DASS-21) as a screener for depression in substance use disorder inpatients: A pilot study // European Addiction Research. 2017. V. 23. № 5. P. 260–268. doi: 10.1159/000485182

7. Camacho Á., Cordero E.D., Perkins T. Psychometric properties of the DASS-21 among Latina/o college students by the US-Mexico border // Journal of Immigrant and Minority Health. 2016. V. 18. № 5. P. 1017–1023. doi: 10.1007/s10903-016-0415-1

8. Chakraborty R. Configural, metric and scalar invariance measurement of Academic Delay of Gratification Scale // International Journal of Humanities and Social Studies. 2017. V. 3. № 3. doi: 10.20908/ijarsijhss.v3i3.7903

9. Cheung G.W., Rensvold R.B. Evaluating goodness-of-fit indexes for testing measurement invariance // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 2002. V. 9. № 2. P. 233–255. hdoi: 10.1016/j.psyneuen.2013.09.029.

10. Goli Z., Yanchik V., Torkaman Z. Cross-cultural adaptation and validation of the Russian version of the Pain Beliefs and Perceptions Inventory (R-PBPI) in patients with chronic pain // Current Psychology. 2015. V. 34. № 4. P. 772–780. doi: 10.1007/s12144-014-9289-3

11. Gundmundsson E. Guidelines for translating and adapting psychological instruments // Nordic Psychology. 2009. V. 61. № 2. P. 29–45. doi: 10.1027/1901-2276.61.2.29

12. Henrich J.F., Martin M. Altered attentional control linked to catastrophizing in patients with irritable bowel syndrome // British Journal of Health Psychology. 2018. V. 23. № 3. P. 612–629. doi: 10.1111/bjhp.12307

13. Henry J., Crawford J.R. The short-form version of the Depression Anxiety Stress Scales (DASS-21): construct validity and normative data in a large non-clinical sample // British Journal of Clinical Psychology. 2005. V. 44. P. 227–239. doi: 10.1348/014466505X29657

14. Horwitz A.V. Distinguishing distress from disorder as psychological outcomes of stressful social arrangements // Health (London). 2007. V. 11. № 3. P. 273–289. doi: 10.1177/1363459307077541

15. Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. V. 6. № 1. P. 1–55. doi: 10.1080/10705519909540118

16. Lee D. The convergent, discriminant, and nomological validity of the Depression Anxiety Stress Scales-21 (DASS-21) // Journal of Affective Disorders. 2019. V. 259. P. 136–142. doi: 10.1016/j.jad.2019.06.036

17. Lovibond S.H., Lovibond P.F. Manual for the Depression Anxiety and Stress Scales. Psychology Foundation, Sidney, NSW, 1995.

18. Medvedev O., Krägeloh C.U., Titkova E.A., Siegert R.J. Rasch analysis and ordinal-to-interval conversion tables for the Depression, Anxiety and Stress Scale // Journal of Health Psychology. 2020. V. 25. № 10-11. P. 1374–1383. doi: 10.1177/1359105318755261

19. Parakh M., Ghosh D., Mehta V.S. Web based assessment: new avenues in psychological testing // Indian Journal of Health and Wellbeing. 2014. V. 5. № 4. P. 504–506.

20. Pfoh E., Chan K., Dinglas V.D., Cuthbertson B.H., Elliott D., Porter R., Bienvenu O.J., Hopkins R.O., Needham D.M. The SF-36 offers a strong measure of mental health symptoms in survivors of acute respiratory failure. A tri-national analysis // Annals of the American Thoracic Society. 2016. Vol. 13. № 8. P. 1343–1350. doi: 10.1513/AnnalsATS.201510-705OC

21. Phillips M.R. Is distress a symptom of mental disorders, a marker of impairment, both or neither? // World Psychiatry. 2009. V. 8. № 2. P. 91–92.

22. Ridner S.H. Psychological distress: concept analysis // Journal of Advanced Nursing. 2004. V. 45. № 5. P. 536–545. doi: 10.1046/j.1365-2648.2003.02938.x

23. Scholten S., Velten J., Bieda A., Zhang X.C., Margraf J. Testing measurement invariance of the Depression, Anxiety, and Stress Scales (DASS-21) across four countries // Psychological Assessment. 2017. V. 29. № 11. P. 1376–1390. doi: 10.1037/pas0000440

24. Shaw T., Campbell M.A., Runions K.C., Zubrick S.R. Properties of the DASS-21 in an Australian community adolescent population // Journal of Clinical Psychology. 2017. V. 73. № 7. P. 879–892. doi: 10.1002/jclp.22376

25. Taber K.S. The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education. Research in Science Education. 2018. V. 48. P. 1273–1296. doi: 10.1007/s11165-016-9602-2

26. Wang K.T., Sheveleva M.S., Permyakova T.M. Imposter syndrome among Russian students: the link between perfectionism and psychological distress // Personality and Individual Differences. 2019. V. 143. P. 1–16. doi: 10.1016/j.paid.2019.02.005

27. Watson R., Gardiner E., Hogston R., Gibson H., Stimpson A., Wrate R., Deary I. A longitudinal study of stress and psychological distress in nurses and nursing students // Journal of Clinical Nursing. 2009. V. 18. № 2. P. 270–278. doi: 10.1111/j.1365-2702.2008.02555.x

28. Wheaton B. The twain meet: distress, disorder and the continuing conundrum of categories (comment on Horwitz) // Health (London). 2007. V. 11. № 3. P. 303–319. doi: 10.1177/1363459307077545

Система Orphus

Загрузка...
Вверх