The image of Russia in the consciousness of Russian youth: peculiarities of the value-semantic code of cultural representations

 
PIIS020595920017076-9-1
DOI10.31857/S020595920017076-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of methodology of psychology, faculty of psychology
Affiliation: Moscow state university
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: senior researcher of the Department of General psychology of the faculty of psychology
Affiliation: Moscow state university
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: researcher of the laboratory of engineering psychology the Department of psychology of labour and engineering psychology of the faculty of psychology
Affiliation: Moscow state university
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: associate professor of Department of methodology of psychology, faculty of psychology
Affiliation: Moscow state university
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 42 Issue 6
Pages99-110
Abstract

The study involved 98 representatives of Moscow youth; 116 of Perm youth and 104 of Tyumen youth. A total 318 respondents, 44% young men and 56% young girls, aged 18 to 25. The 49 bipolar psychosemantic scale of the study describes the image of the country in terms of its strength and authority in the international arena, activity in transformations and various aspects of assessment. Respondents evaluated the images of “Russia-country”, “Future Russia”, “USA”, “China”. The categorical structures of young people's social representations about the country's image, identified in all three regions, have three substantively comparable factors: 1) “Welfare, progressiveness of the country”, 2) “Level of social distance”, 3) “Civilizational attribution”. The value-semantic component in the structure of young people's ideas fixes the cultural codes of Russian civilization: “beauty”, “generosity”, “mercy”, “kindness”, “spirituality”, “morality”.

Keywordsvalue-semantic codes, russian youth, categorical structure of ideas about the country, the image of Russia, the images of Eastern and Western civilizations countries
AcknowledgmentThe study was carried out with financial support of Russian Foundation for Basic Research within framework of scientific project No.18-013-01156.
Publication date16.12.2021
Number of characters18304
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Образ страны является одним из важнейших культурных представлений человека, с которым он соотносит образ себя, своей семьи и социального окружения в настоящем и в будущем. В основу образа страны, сложившегося как у ее жителей, граждан, так и у представителей других стран, заложены представления о ее географической уникальности, природных ресурсах, истории народа, населяющего эту территорию, символического капитала культуры, а также представления о будущей судьбе страны во времени [2, 7–8, 15, 26]. Актуальными носителями таких перспективных представлений являются, прежде всего, молодые жители страны. Поэтому изучение культурных представлений о России, ее образа у молодежи, проживающей в различных регионах страны, в соотнесении с имеющимися у нее образами других стран и цивилизаций, является важной исследовательской проблемой.
2 В 2011 г. один из первых исследователей в области “мягкой силы” Джозер С. Най [24] описал “два великих перехода XXI века”: вертикальный переход или “диффузия власти”, который осуществляется через доступ к информации как инструменту власти большого числа пользователей. Второй переход, названный “горизонтальным”, реализуется в связи с появлением новых центров власти и мирового развития на Востоке, благодаря росту Китая и Индии. Россия в этой ситуации становится геополитическим “мостом” между двумя центрами силы Запада и Востока, а ее молодежь попадает под перекрестный информационный поток “мягкой силы” Запада и “мягкого обаяния” Востока, в котором стратегии влияния базируются на морально-этических основах конфуцианства и ведических учений [6, 11].
3 Всякое общество в интересах своей устойчивости и выживания транслирует своим членам, и в первую очередь, подрастающему поколению требования и правила своей культуры для воспитания и воспроизведения людей данной культуры (так называемых “культурных индивидов”), идентифицирующих себя с бытовой, семейной, политической, художественной и духовной традициями этого общества [1, 3, 20–23].
4 С. Московичи рассматривал традиции с точки зрения понятия социальных представлений [14]. Устойчивость социальных представлений в обществе фиксируют культурные традиции. Традиция — это основной социальный капитал народа, который обеспечивает сохранность его исторической судьбы [19]. А исторические традиции взращивают, воспитывают моральный национальный характер, менталитет народа, обеспечивая его уникальность и самобытность [18].
5 Выражение традиций и идеалов, целей и ценностей культуры в ритуалах, обрядах, пословицах, в знаках и символах представляет собой культурные коды конкретного общества. Л.Г. Свитич [17, с. 76] проанализировала более 30 тысяч пословиц и поговорок, собранных и опубликованных В.И. Далем [4], и систематизированных ею по смыслу, с использованием метода частотного анализа. Основные характеристики и ценности русского народа расположились на основе статистических закономерностей следующим образом: сначала ценности общинности — от семьи, через род к Родине (6155 пословиц). Затем ценности труда и его плодов, уважение ремесла, трудолюбия, земли-кормилицы и работы на ней (5658). Третий блок — это вера, как православная, так и остатки языческой, традиции и праздники которой как бы “сплавились” с православными (2803). Но самое большое место по степени частотности (15516 пословиц) занимают нравственные ценности или, если говорить в терминах В.И. Даля: “добродетели и пороки”. Также большой ценностью для русского народа является уважение к уму человека, стремление к познанию, просвещению.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 612

Readers community rating: votes 0

1. Budko D.A., Luk'janova G.V. Obraz ideal'noj Rossii v soznanii studencheskoj molodezhi. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, 2019. Vol. 21. № 2. P. 184–194 (In Russian)

2. Vasil'eva G.M., Rotmistrova O.V. Kul'turno-geograficheskij obraz Rossii v lingvokul'turologicheskom aspekte: monografija. SPb., 2011. 197 p. (In Russian)

3. Glushakova M.A., Tihomirova D.A. Imidzh Rossii v soznanii sovremennoj rossijskoj molodezhi. Imidzh Rossii v uslovijah novyh vyzovov XXI veka: materialy nauchnoj konferencii kafedry rossijskoj politiki fakul'teta politologii MGU imeni M.V. Lomonosova 27 nojabrja 2017 g. Kol. avtorov; ed. I.A. Vasilenko. Moscow: RUSAJNS, 2017.192 p. P.146–154 (In Russian)

4. Dal' V.I. Poslovicy russkogo naroda. Avt.-sost. V.I. Dal' Moscow: Hudozhestvennaja literatura, 1989. Vol. 1. 430 p. (In Russian)

5. Dzhgamadze K.B. Politiko-psihologicheskij analiz obraza Rossii: aktual'noe sostojanie. Vestnik MGU. Serija 12. Politicheskie nauki. 2015. № 6. P. 54–72 (In Russian)

6. Emel'janova N.N. Indijskoe “lichnoe obajanie” v kontekste aziatskogo prochtenija soft power. Imidzh Rossii v uslovijah novyh vyzovov XXI veka: materialy nauchnoj konferencii kafedry rossijskoj politiki fakul'teta politologii MGU imeni M.V. Lomonosova 27 nojabrja 2017 g. Kol. avtorov; ed. I.A. Vasilenko. Moscow: RUSAJNS, 2017. 192 p. P.14–21 (In Russian)

7. Imidzh regionov Rossii: innovacionnye tehnologii i strategii rebrendinga. Ed. I.A.Vasilenko. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2016. 288 p. (In Russian)

8. Kiseljov A.I. Nacional'noe samosoznanie russkih i nacionalizm. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Obshhestvo. Kommunikacija. Obrazovanie, 2016. №2 (244). (In Russian)

9. Lihachev D.S. Kul'turologija: izbrannye trudy po russkoj i mirovoj kul'ture. Saint Petersburg.: Izd-vo SPbGUP, 2006. 448 p. (In Russian).

10. Losev A.V. Shafran A. “Britaniya idyot v zhyostkuyu vassal'nuyu zavisimost' ot SHtatov” // Vesti FM. URL: https://radiovesti.ru/brand/63899/episode/1363425/ (accessed: 27.01.2021). (In Russian)

11. Lunin A.V. Vozvyshajushhijsja Kitaj i budushhee Rossii. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshenija, 2015. (In Russian)

12. Matveeva L.V. Obraz Rossii v informacionnom prostranstve kak osnova mezhkul'turnogo vzaimodejstvija. Kontury budushhego v kontekste mirovogo kul'turnogo razvitija: XVIII Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija. Saint Petersburg: Izd-vo: SPbGUP, 2018. P. 437–439. (In Russian)

13. Matveeva L.V., Anikeeva T.Ja., Mochalova Ju.V., Petrakova E.E. Kategorial'naja struktura obraza Rossii i obrazov drugih stran v mentalitete zhitelej strany i sojuznogo gosudarstva Belorussii. Obrazy, tradicii i kul'tura mezhnacional'nogo mira i soglasija: monografija. Irkutsk, Izd-vo IGU, 2014. P. 64–112. (In Russian)

14. Moskovichi S. Mashina, tvorjashhaja bogov. Moscow: Centr psihologii i psihoterapii, 1998. 560 p. (In Russian)

15. Obrazy gosudarstv, nacij i liderov. Ed. E.B. Shestopal. Moscow: Aspekt Press, 2008. 288 p. (In Russian)

16. Petrenko V.F. Osnovy psihosemantiki. Saint Petersburg: Piter, 2005. 480 p. (In Russian)

17. Svitich L.G. Tradicionnye rossijskie cennosti na jekrane TV. Zhurnalistika 21 veka: istoricheskij opyt i sovremennoe razvitie. Vyp. 13–15, 2017. P. 72–102. (In Russian)

18. Stepin V.S. XXI vek — radikal'naja transformacija tipa civilizacionnogo razvitija. V sbornike: Global'nyj mir: sistemnye sdvigi, vyzovy i kontury budushhego: XVII Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chtenija. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGUP, 2017. P. 186–187. (In Russian).

19. Shhipkov A.V. Social-tradicija. Moscow: AST-Press, 2017. 320 p. (In Russian)

20. Balidemaj A., Small M. The effects of ethnic identity and acculturation in mental health of immigrants: A literature review. Int. J. Soc. Psychiatry. 2019. Nov. № 65 (7–8). P. 643–655.

21. Millennial Socialism. The Economist. 2019. Vol. 430. № 9130. P. 9–10.

22. Mitchell L.L., Kathawalla U.K., Ajayi A.A., Fish J., Nelson S.C., et al. Ethnic-racial typicality and its relation to ethnic identity and psychological functioning. Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2018. Jul. № 24(3). P. 400–413.

23. Moise R.K., Meca A., Schwartz S.J., Unger J.B., Lorenzo-Blanco E.I., et al. The use of cultural identity in predicting health lifestyle behaviors in Latinx immigrant adolescents. Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2019 Jul. № 25(3). P. 371–378.

24. Nye J. The Future of Power. New York: Public Affairs, 2011. 320 p.

25. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Oxford, England: Univer. Illinois Press, 1957.

26. Syed M., Walker L.H.M., Lee R.M., Umaña-Taylor A.J., Zamboanga B.L., et al. A two-factor model of ethnic identity exploration: Implications for identity coherence and well-being. Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2013. Apr. № 19(2). P. 143–154.

Система Orphus

Loading...
Up