Образ России в сознании российской молодежи: особенности ценностно-смыслового кода культурных представлений

 
Код статьиS020595920017076-9-1
DOI10.31857/S020595920017076-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры методологии психологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник лаборатории инженерной психологии кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доцент кафедры методологии психологии факультета психологии
Аффилиация: Московский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 6
Страницы99-110
Аннотация

Изучение культурных представлений о России, ее образа у молодежи из различных регионов страны, в соотнесении с имеющимися у нее образами других стран, является важной исследовательской проблемой. В исследовании, проведенном методом психосемантического шкалирования, объектами оценки выступали образы “Россия — страна”; “Будущая Россия”, “США”, “Китай”. Участниками являлись молодые люди и девушки из Москвы, Перми и Тюмени. Категориальные структуры представлений молодежи о стране, выявленные в трех регионах, имеют содержательно сопоставимые факторы. Наиболее значимые из них “Благосостояние, прогрессивность страны”, “Уровень субъективной социальной дистанции” по отношению к стране (шкала “родная”/“чужая”) и “Цивилизационная соотнесенность страны” (ее принадлежность к западной или восточной цивилизации). Ценностно-смысловая составляющая культурных кодов российской цивилизации, представлена категориями “красота”, “щедрость”, “милосердие”, “доброта”, “духовность”, “нравственность”.

Ключевые словаценностно-смысловые коды, российская молодежь, категориальная структура представлений о стране, образ России, образы стран Восточной и Западной цивилизации
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01156.
Дата публикации16.12.2021
Кол-во символов18304
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Образ страны является одним из важнейших культурных представлений человека, с которым он соотносит образ себя, своей семьи и социального окружения в настоящем и в будущем. В основу образа страны, сложившегося как у ее жителей, граждан, так и у представителей других стран, заложены представления о ее географической уникальности, природных ресурсах, истории народа, населяющего эту территорию, символического капитала культуры, а также представления о будущей судьбе страны во времени [2, 7–8, 15, 26]. Актуальными носителями таких перспективных представлений являются, прежде всего, молодые жители страны. Поэтому изучение культурных представлений о России, ее образа у молодежи, проживающей в различных регионах страны, в соотнесении с имеющимися у нее образами других стран и цивилизаций, является важной исследовательской проблемой.
2 В 2011 г. один из первых исследователей в области “мягкой силы” Джозер С. Най [24] описал “два великих перехода XXI века”: вертикальный переход или “диффузия власти”, который осуществляется через доступ к информации как инструменту власти большого числа пользователей. Второй переход, названный “горизонтальным”, реализуется в связи с появлением новых центров власти и мирового развития на Востоке, благодаря росту Китая и Индии. Россия в этой ситуации становится геополитическим “мостом” между двумя центрами силы Запада и Востока, а ее молодежь попадает под перекрестный информационный поток “мягкой силы” Запада и “мягкого обаяния” Востока, в котором стратегии влияния базируются на морально-этических основах конфуцианства и ведических учений [6, 11].
3 Всякое общество в интересах своей устойчивости и выживания транслирует своим членам, и в первую очередь, подрастающему поколению требования и правила своей культуры для воспитания и воспроизведения людей данной культуры (так называемых “культурных индивидов”), идентифицирующих себя с бытовой, семейной, политической, художественной и духовной традициями этого общества [1, 3, 20–23].
4 С. Московичи рассматривал традиции с точки зрения понятия социальных представлений [14]. Устойчивость социальных представлений в обществе фиксируют культурные традиции. Традиция — это основной социальный капитал народа, который обеспечивает сохранность его исторической судьбы [19]. А исторические традиции взращивают, воспитывают моральный национальный характер, менталитет народа, обеспечивая его уникальность и самобытность [18].
5 Выражение традиций и идеалов, целей и ценностей культуры в ритуалах, обрядах, пословицах, в знаках и символах представляет собой культурные коды конкретного общества. Л.Г. Свитич [17, с. 76] проанализировала более 30 тысяч пословиц и поговорок, собранных и опубликованных В.И. Далем [4], и систематизированных ею по смыслу, с использованием метода частотного анализа. Основные характеристики и ценности русского народа расположились на основе статистических закономерностей следующим образом: сначала ценности общинности — от семьи, через род к Родине (6155 пословиц). Затем ценности труда и его плодов, уважение ремесла, трудолюбия, земли-кормилицы и работы на ней (5658). Третий блок — это вера, как православная, так и остатки языческой, традиции и праздники которой как бы “сплавились” с православными (2803). Но самое большое место по степени частотности (15516 пословиц) занимают нравственные ценности или, если говорить в терминах В.И. Даля: “добродетели и пороки”. Также большой ценностью для русского народа является уважение к уму человека, стремление к познанию, просвещению.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 620

Оценка читателей: голосов 0

1. Будко Д.А., Лукьянова Г.В. Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21. № 2. С. 184–194.

2. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте: монография. СПб., 2011. 197 с.

3. Глушакова М.А., Тихомирова Д.А. Имидж России в сознании современной российской молодежи // Имидж России в условиях новых вызовов XXI века: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 27 ноября 2017 г. / кол. авторов; под ред. И.А. Василенко. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 146–154.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа / авт.-сост. В. И. Даль М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. 430 с.

5. Джгамадзе К.Б. Политико-психологический анализ образа России: актуальное состояние // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2015. № 6. С. 54–72.

6. Емельянова Н.Н. Индийское “личное обаяние” в контексте азиатского прочтения soft power // Имидж России в условиях новых вызовов XXI века: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 27 ноября 2017 г. / кол. авторов; под ред. И.А. Василенко. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 14–21.

7. Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга // под ред. И.А. Василенко. М.: Международные отношения, 2016. 288 с.

8. Киселев А.И. Национальное самосознание русских и национализм // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2016. №2 (244).

9. Лихачев Д.С. Культурология: избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 448 с.

10. Лосев А.В., Шафран А. “Британия идёт в жёсткую вассальную зависимость от Штатов” // Вести ФМ. URL: https://radiovesti.ru/brand/63899/episode/1363425 (дата обращения: 27.01.2021).

11. Лунин А.В. Возвышающийся Китай и будущее России. М.: Международные отношения, 2015.

12. Матвеева Л.В. Образ России в информационном пространстве как основа межкультурного взаимодействия // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения. СПб.: Изд-во: СПбГУП, 2018. С. 437–439.

13. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Петракова Е.Е. Категориальная структура образа России и образов других стран в менталитете жителей страны и союзного государства Белоруссии // Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография, Иркутск, Изд-во ИГУ, 2014. С. 64–112.

14. Московичи С. Машина, творящая богов. М: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.

15. Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.

16. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

17. Свитич Л.Г. Традиционные российские ценности на экране ТВ // Журналистика 21 века: исторический опыт и современное развитие. 2017. Вып. 13–15. С. 72–102.

18. Степин В.С. XXI век — радикальная трансформация типа цивилизационного развития. В сборнике: Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения. СПб.: Изд-во: СПбГУП, 2017. С. 186–187.

19. Щипков А.В. Социал-традиция. М.: АСТ-Пресс, 2017. 320 с.

20. Balidemaj A, Small M. The effects of ethnic identity and acculturation in mental health of immigrants: A literature review // Int. J. Soc. Psychiatry. 2019. Nov. № 65 (7–8). P. 643–655.

21. Millennial Socialism // The Economist. 2019. Vol. 430. № 9130. P. 9–10.

22. Mitchell L.L., Kathawalla U.K., Ajayi A.A., Fish J., Nelson S.C., et al. Ethnic-racial typicality and its relation to ethnic identity and psychological functioning // Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2018. Jul. № 24(3). P. 400–413.

23. Moise R.K., Meca A., Schwartz S.J., Unger J.B., Lorenzo-Blanco E.I., et al. The use of cultural identity in predicting health lifestyle behaviors in Latinx immigrant adolescents // Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2019 Jul. № 25(3). P. 371–378.

24. Nye J. The Future of Power. New York: Public Affairs, 2011. 320 p.

25. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Oxford, England: Univer. Illinois Press, 1957.

26. Syed M., Walker L.H.M., Lee R.M., Umaña-Taylor A.J., Zamboanga B.L., et al. A two-factor model of ethnic identity exploration: Implications for identity coherence and well-being // Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2013. Apr. № 19(2). P. 143–154.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх