Проблема вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий

 
Код статьиS020595920016058-9-1
DOI10.31857/S020595920016058-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры консультативной психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО “Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского” (СГУ)
Адрес: Саратов, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 4
Страницы118-122
Аннотация

Излагаются некоторые положения, связанные с разработкой методологии анализа возможного влияния новых технологий на человека и общество, которая была сформулирована в статье А.Л. Журавлева и Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”. Обсуждаются вопросы расширения теоретико-методологических возможностей построения перспективных направлений исследований посредством изучения вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Обозначены проблемы классификации психологических особенностей новых технологий, рискогенности и ресурсности техногенно обусловленных макропсихологических новообразований, а также вариативности роли субъекта в формируемых последствиях внедрения новых технологий.

Ключевые словаперспективные направления исследований, типы новых технологий, макропсихологические новообразования, социально-психологические риски и ресурсы, принцип субъектности
Получено05.08.2021
Дата публикации14.08.2021
Кол-во символов11107
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Главным, ключевым фактором увеличения темпов перемен во всех сферах жизни общества является развитие технологического производства, а сущностной частью реальности постоянно меняющегося мира выступает трансформация социально-психологических особенностей переживания, сознания, поведения, процессов коммуникации, механизмов адаптации, содержания и форм различных видов деятельности человека. С этой точки зрения, проблема создания методологии анализа возможного влияния новых технологий на человека и общество, поднятая А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком в статье “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований” [3, с. 36], и ее решение – одна из первостепенных и крайне важных задач для психологической науки и поиска ресурсов преадаптациии развития человека, а также предупреждения техногенно обусловленных социально-психологических рисков. Существенным вкладом в решение задачи создания такой научно обоснованной методологии являются разработанные А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком “принципы социально-психологического прогнозирования влияния новых технологий на человека” и намеченные “перспективные направления социально-психологических исследований” [3, с. 36−40].
2 Однако реализация такого фундаментального проекта как разработка методологии обширного класса направлений исследований сопряжена с решением целого ряда более частных вопросов, а одним из эффективных способов их постановки и апробации может служить формат творческой научной дискуссии. Присоединяясь к уже начатому процессу научного обсуждения данной проблемы [5 и др.], нам представляется возможным отметить еще ряд дополнительных положений, служащих прояснению конкретных направлений перспективных исследований, касающихся изучения вариативности социально-психологических последствий внедрения новых технологий.
3 КЛАССИФИКАЦИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4 Первое положение имеет отношение к проблеме выделения направлений изучения социально-психологических последствий новых технологий на человека и общество. Предложенные авторами обсуждаемой статьи перспективные направления исследований в зависимости от уровня социально-психологического анализа – внутриличностного, межличностных отношений, малых и больших социальных групп, межгрупповых отношений, социетального – подвергнуты ими достаточно обстоятельному теоретическому осмыслению и могут являться основой построения программы будущих эмпирических изысканий в данной области. Однако, как нам представляется, помимо подробно проработанного авторами уровневого анализа, одним из ключевых методологических вопросов при определении перспективных направлений социально-психологических исследований данной проблемы, является вопрос о качественной специфике новых технологий и дифференциации их видов. Его решение может способствовать выделению ряда специальных направлений социально-психологических исследований в зависимости от видов новых технологий, с которыми человек вступает во взаимодействие. Здесь, на наш взгляд, можно было бы обратить особое внимание на упоминаемые А.Л. Журавлевым и Т.А. Нестиком такие классы новых технологий, как цифровые, энергетические, биологические [3, с. 39], а также проанализированные ими ранее нанотехнологии и социальные технологии [2]. Новые технологии разрабатываются и внедряются в разных сферах жизни и общественной практики, например, медицинские, образовательные и экологические технологии. Можно согласиться с авторами, отметившими в одной из опубликованных ими работ, что каждый класс новых технологий обладает своими специальными психологическими особенностям [2, с. 8–10]. Характер влияния различных видов технологий на человека и общество будет определяться их назначением и функциями, а также свойственным им психологическим содержанием. И в этом случае представляется целесообразной разработка таких отдельных направлений исследований, как изучение социально-психологических последствий внедрения цифровых, биологических, социальных, энергетических, медицинских, экологических и других видов новых технологий.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 3, всего просмотров: 645

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

2. Журавлев А. Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5–14.

3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35–47.

4. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Введение // Макропсихология современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 5–9.

5. Ковалева Ю.В. Последствия внедрения новых технологий: взгляд с позиций исторической и глобальной психологий // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 124–128.

6. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Влияние изменения климата на человека: психологический анализ // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 86–96.

7. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. М.: Весь Мир, 1997.

8. Позняков В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 2. С. 6–30.

9. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

10. Фролова С.В. Социально-психологическая концепция приверженности личности стране: дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2020.

11. Фромм Э.Душа человека. М.: Республика, 1992.

12. Babich B. Radio ghosts: Phenomenology’s phantoms and digital autism // Thesis Eleven. 2019. V. 153. Iss. 1. P. 57–74.

13. Hoppmann J. The role of interfirm knowledge spillovers for innovation in mass-produced environmental technologies: evidence from the solar photovoltaic industry // Organization & Environment. 2016. V. 31. № 1. P. 3–24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх