World view as a psychological phenomenon in the ordinary perception of the Russians

 
PIIS020595920016045-5-1
DOI10.31857/S020595920016045-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher, Laboratory of the History of Psychology and Historical Psychology
Affiliation: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Moscow, Yaroslavskaya st., 13, bldn. 1
Occupation: Professor, Scientific Adviser of Institute of Psychology RAS
Affiliation: Institute of Psychology RAS
Address: Yaroslavskaya str., 13, building 1
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 42 issue 4
Pages106-117
Abstract

In the article, everyday consciousness is considered as a factor reflecting the general state of society, which is generated by the individual and group experience of generations, is used by subjects of life in order to adapt to reality. The problem of the study is the position that everyday consciousness contains both logically verified and largely erroneous opinions, subject to emotional assessments, and the introduction of new qualities into the individual consciousness is a laborious process. All these positions allow the authors to consider world outlook ideas (the meaning-forming component of everyday consciousness) as a historical and cultural feature of peoples. As the main methodological approach, an appeal to the linguistic paradigm of scientific analysis was chosen: the authors turn to the allocation of semantic categories in texts and their quantitative analysis, which makes it possible to identify the systemic properties of the phenomenon, as well as the hierarchical ordering of its constituent elements. The work also highlights the dominant among Russian users worldview attitudes associated with various spheres of human and social life. It is shown that the leading positions in the statements of users are the social and personal significance of the worldview. The work also examines the psychological components of the phenomenon (cognitive, value, emotional and conative) and their characteristic features that perform the functions of regulating behavior in modern conditions of human and social life. The analysis of emotional assessments in the statements of users allowed us to describe nine different subgroups of the emotional background, to show the main meaningful concepts that underlie them, to demonstrate the clear dominance of the negative emotional background. The presented analysis allows us to formulate a methodological approach to the study of the life of a person and society, which consists in identifying the units of analysis of a specific psychological phenomenon from the products of oral folk art and its subsequent quantitative and qualitative analysis by referring to automated systems analysis of a large number of texts that are not amenable to “manual” analysis in the force of its excessive volume. The theoretical and methodological positions described above allow us to reflect on the main meanings that the phenomenon of “worldview” is endowed with in the framework of everyday consciousness, to show that the worldview has a high level of abstraction, and its research has significant applied meaning. It is noted that ignoring this phenomenon within the framework of psychological concepts can lead to a fragmentary interpretation of many psychological phenomena.

Keywordseveryday consciousness, worldview, content-structural analysis, social and personal significance, psychological components of the worldview, emotional background, oral folk art, theoretical and applied meanings
AcknowledgmentThe study was carried out with the financial support of the RSFwithin the framework of scientific project no. № 21–18–00541
Received04.08.2021
Publication date14.08.2021
Number of characters24836
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2 Обыденное сознание, отражая общественное бытие сквозь призму повседневности и практического опыта людей, способно не только выражать общее состояние общества, но и оказывать, в перспективе, влияние на его социальное развитие. Уровень знаний, порождаемый индивидуальным и групповым/массовым опытом, накопленный многими поколениями и усвоенный в процессе социализации личности, повседневно используется населением в целях адаптации к реальности, выступая как некий культурный компонент и неотъемлемая характеристика любого национального типа сознания [2].
3 В силу своей социальной значимости обыденное сознание нашло свое отражение в работах многих представителей социогуманитарных наук (Б.А. Грушин, Т.А. Кузьмин, В.А. Штофф, В.Ж. Келле и др.), которые отмечают его ведущую особенность, связанную с тем, что оно носит дотеоретический характер и заключает в себе, как логически выверенные, проверенные временем и личным опытом знания, так и в значительной степени ошибочные, иногда даже наполненные предрассудками и заблуждениями, ложные воззрения. Наличие такого рода противоречий в картине мира не всегда воспринимается человеком на логическом уровне, т.к. относятся к разным фрагментам и компонентам жизнедеятельности, потребность в сопоставлении которых зачастую отсутствует [11].
4 Но даже осознаваемые искажения могут не подвергаться критическому анализу в силу того, что они носят распространенный характер, содержат в себе, кроме познавательного отношения к миру, еще и соционормативное наполнение, позволяя чувствовать собственную принадлежность к определенной группе [10]. Так, в работе “Психология обыденного сознания” Е.В. Улыбина отмечает, что в условиях повседневной жизнедеятельности люди действуют, опираясь не на логические выводы, доступные их интеллекту, а повинуясь влиянию эмоциональных реакций или различным внешним тенденциям, например, состоящим в стремлении сохранить единство с группой, не менять уже сложившегося мнения, воспроизводить в своем поведении стратегии, выработанные в ходе продолжительной социальной эволюции, следуя традициям, сохраняющимся тысячелетиями [19]. На представления, которые зависят от принадлежности к определенной социальной группе и определяют некритичное, и, в некотором смысле, нерациональное восприятие окружающей действительности, указывали С. Московичи, отмечая, что они (представления) способствуют групповому единству, позволяют подтверждать истинность и значимость принятых мнений [9].
5 Отечественными исследователями широко разрабатываются личностные аспекты мировоззрения, а также инкорпорированность индивидуального сознания в общие социальные процессы: индивидуальная реальность и собственное понимание этой реальности считаются “само собой разумеющимися для обычного человека” [4, с.77], а общественное сознание и общественные идеи, взгляды и настроения – это ни что иное как “формирующиеся в процессе развития общества идеи и взгляды конкретных людей, живущих и действующих в определенных исторических условиях” [6, с. 69]. Не остались без внимания и вероятности обратного влияния, в частности, увязанные с тем, что общественное сознание первично и передает индивидуальному сознанию определенные нормы, правила, обычаи, традиции, которые отличают одно общество от другого [1]. Рассуждения об индивидуальных субъектах жизнедеятельности – носителях сознания, можно дополнить мнением С. Лурье, который отмечал, что внесение в индивидуальное сознание новых качеств очень трудоемкий и тяжелый процесс [8].

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1849

Readers community rating: votes 0

1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti. Moscow: Nauka, 1980. (In Russin)

2. Andrjushkova N.P. Kategorija “obydennoe soznanie” v psihologii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 1 (69). P. 90–93. (In Russin)

3. Aprelikova N.R., Kitova D.A. Struktura potrebnostej studencheskoj molodezhi v znanijah po psihologii. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2018. V. 3. № 2 (10). P. 110–133. (In Russin)

4. Doncov A.I., Baksanskij O.E. Shemy ponimanija i ob#jasnenija fizicheskoj real'nosti. Voprosy filosofii. 1998. № 11. P. 75–90. (In Russin)

5. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. Osnovnye tehnologii social'no-psihologicheskih issledovanij v internete. Social'naja psihologija: voprosy teorii i praktiki. Moscow: FGBOU VO MGPPU, 2020. P. 224–226. (In Russin)

6. Lomov B.F. Obshhenie i social'naja reguljacija povedenija individa. Psihologicheskie problemy social'noj reguljacii povedenija. Moscow, 1976. P. 64–93. (In Russin)

7. Lubovskij D.V. Vvedenie v metodologicheskie osnovy psihologii. Moscow: MODJeK, MPSI, 2007. (In Russin)

8. Lur'e S.V. Psihologicheskaja antropologija: istorija, sovremennoe sostojanie, perspektivy. Moscow: Akademicheskij Proekt, 2003. (In Russin)

9. Moskovichi S. Ot kollektivnyh predstavlenij k social'nym. Voprosy sociologii. 1992. V. 1. № 2. P. 83–96. (In Russin)

10. Mohova S.Ju. Krizis sovremennoj rossijskoj kul'tury: lichnost' v prostranstve social'nyh vzaimodejstvij i preobrazovanij. Psihologija v jekonomike i upravlenii. 2010. № 1(3). P. 81–90. (In Russin)

11. Mushelishvili N.L., Shrejder Ju.A. Soznanie kak predmet metapsihologii. Sistemnye issledovanija. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik. 1989–1990. Moscow: Nauka, 1991. P. 190–204. (In Russin)

12. Nestik T.A., Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Kitova D.A., Jurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie: tendencii social'no-psihologicheskih issledovanij. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2017. (In Russin)

13. Psihologicheskie issledovanija v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, social'nye seti, jelektronnye bazy. Otv. red. A.L. Zhuravlev, D.A. Kitova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2020. (In Russin)

14. Psihologicheskie issledovanija global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy. Otv. red. A.L. Zhuravlev, D.A. Kitova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. (In Russin)

15. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Kovaleva Ju.V., Smirnov A.A. Psihologicheskie faktory razvitija geopoliticheskih otnoshenij: sub#ekty, mehanizmy, tendencii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2020. (In Russin)

16. Social'naja psihologija: Uchebnoe posobie dlja vuzov. Otv. red. A.L. Zhuravlev. Moscow: PJeR SJe, 2002. (In Russin)

17. Sudas L.G. Massovoe soznanie: v poiskah novoj paradigmy. Moscow: PML “Institut Afriki RAN”, 1996. (In Russin)

18. Suhova E.I., Zubenko N.Ju. Problema vydelenija edinic analiza mirovozzrenija lichnosti v psihologii. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. № 12. 2012. P. 141–146. (In Russin)

19. Ulybina E.V. Psihologija obydennogo soznanija. Moscow: Smysl, 2001. (In Russin)

20. Shagun G., Pavlov V.M., Ryzhenkov P.E. Issledovanie jekologicheskogo soznanija detej i podrostkov. Psikhologicheskii zhurnal. 1994. V. 15. № 1. P. 41–49. (In Russin)

21. Shkuratov V.A. Istoricheskaja psihologija. Moscow: Smysl, 1997. (In Russin)

22. Shherbakov R.N. Zdravyj smysl uchashhegosja i nauchnye znanija. Voprosy psihologii. 1993. № 3. P. 48–54. (In Russin)

Система Orphus

Loading...
Up