Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении Россиян

 
Код статьиS020595920016045-5-1
DOI10.31857/S020595920016045-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 4
Страницы106-117
Аннотация

Анализируется порождаемое индивидуальным и групповым опытом поколений обыденное сознание, как фактор, отражающий общее состояние общества. Его носителями и одновременно субъектами жизнедеятельности общества являются его члены, использующие данный феномен в целях адаптации к объективной реальности. Предметом исследования выступает положение о том, что в качестве составляющих обыденное сознание включает как логически выверенные, так и в значительной степени ошибочные мнения, подверженные эмоциональным оценкам, а также то, что включение в индивидуальное сознание новых качеств как его составляющих является сложным процессом. Все эти позиции позволяют рассматривать мировоззренческие представления (смыслообразующий компонент обыденного сознания) как историко-культурную особенность народов. В качестве основного методологического подхода избрано обращение к языковой парадигме научного изучения, согласно которому выделяются смысловые категории в текстах и проводится их количественный анализ, что позволяет выявить системные свойства феномена, а также иерархическую упорядоченность составляющих его элементов. Выделены доминирующие среди российских пользователей мировоззренческие установки, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека и общества. Показано, что ведущими позициями в высказываниях пользователей выступают социальная и личностная значимость мировоззрения. Описываются психологические компоненты феномена (когнитивные, ценностные, эмоциональные и конативные) и их характерные особенности, выполняющие в современных условиях жизнедеятельности человека и общества функции регуляции поведения. Анализ эмоциональных оценок в высказываниях пользователей позволил выделить девять различных подгрупп эмоционального фона, показать основные содержательные концепты, лежащие в их основе, а также продемонстрировал явное доминирование негативного эмоционального фона. В результате был сформулирован подход к исследованию жизнедеятельности человека и общества, состоящий в выявлении из устного народного творчества единиц конкретного психологического феномена и их последующего количественного и качественного изучения с помощью автоматизированных систем, позволяющих анализировать большое количество текстов, не поддающихся “ручной” обработке из-за своего чрезмерного объема. Описанные выше теоретико-методологические позиции позволяют отрефлексировать основные смыслы, которыми наделяется “мировоззрение” в рамках обыденного сознания, показать, что данный феномен имеет высокий уровень абстрагирования, его исследование обладает значительным прикладным смыслом, а игнорирование в рамках психологических концепций может приводить к фрагментарному толкованию многих психологических явлений.

Ключевые словаобыденное сознание, мировоззрение, содержательно-структурный анализ, социальная и личностная значимость, психологические компоненты мировоззрения, эмоциональный фон, устное народное творчество, теоретические и прикладные смыслы
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21–18–00541
Получено04.08.2021
Дата публикации14.08.2021
Кол-во символов24836
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2 Обыденное сознание, отражая общественное бытие сквозь призму повседневности и практического опыта людей, способно не только выражать общее состояние общества, но и оказывать, в перспективе, влияние на его социальное развитие. Уровень знаний, порождаемый индивидуальным и групповым/массовым опытом, накопленный многими поколениями и усвоенный в процессе социализации личности, повседневно используется населением в целях адаптации к реальности, выступая как некий культурный компонент и неотъемлемая характеристика любого национального типа сознания [2].
3 В силу своей социальной значимости обыденное сознание нашло свое отражение в работах многих представителей социогуманитарных наук (Б.А. Грушин, Т.А. Кузьмин, В.А. Штофф, В.Ж. Келле и др.), которые отмечают его ведущую особенность, связанную с тем, что оно носит дотеоретический характер и заключает в себе, как логически выверенные, проверенные временем и личным опытом знания, так и в значительной степени ошибочные, иногда даже наполненные предрассудками и заблуждениями, ложные воззрения. Наличие такого рода противоречий в картине мира не всегда воспринимается человеком на логическом уровне, т.к. относятся к разным фрагментам и компонентам жизнедеятельности, потребность в сопоставлении которых зачастую отсутствует [11].
4 Но даже осознаваемые искажения могут не подвергаться критическому анализу в силу того, что они носят распространенный характер, содержат в себе, кроме познавательного отношения к миру, еще и соционормативное наполнение, позволяя чувствовать собственную принадлежность к определенной группе [10]. Так, в работе “Психология обыденного сознания” Е.В. Улыбина отмечает, что в условиях повседневной жизнедеятельности люди действуют, опираясь не на логические выводы, доступные их интеллекту, а повинуясь влиянию эмоциональных реакций или различным внешним тенденциям, например, состоящим в стремлении сохранить единство с группой, не менять уже сложившегося мнения, воспроизводить в своем поведении стратегии, выработанные в ходе продолжительной социальной эволюции, следуя традициям, сохраняющимся тысячелетиями [19]. На представления, которые зависят от принадлежности к определенной социальной группе и определяют некритичное, и, в некотором смысле, нерациональное восприятие окружающей действительности, указывали С. Московичи, отмечая, что они (представления) способствуют групповому единству, позволяют подтверждать истинность и значимость принятых мнений [9].
5 Отечественными исследователями широко разрабатываются личностные аспекты мировоззрения, а также инкорпорированность индивидуального сознания в общие социальные процессы: индивидуальная реальность и собственное понимание этой реальности считаются “само собой разумеющимися для обычного человека” [4, с.77], а общественное сознание и общественные идеи, взгляды и настроения – это ни что иное как “формирующиеся в процессе развития общества идеи и взгляды конкретных людей, живущих и действующих в определенных исторических условиях” [6, с. 69]. Не остались без внимания и вероятности обратного влияния, в частности, увязанные с тем, что общественное сознание первично и передает индивидуальному сознанию определенные нормы, правила, обычаи, традиции, которые отличают одно общество от другого [1]. Рассуждения об индивидуальных субъектах жизнедеятельности – носителях сознания, можно дополнить мнением С. Лурье, который отмечал, что внесение в индивидуальное сознание новых качеств очень трудоемкий и тяжелый процесс [8].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1561

Оценка читателей: голосов 0

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Андрюшкова Н.П. Категория “обыденное сознание” в психологии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). С. 90–93.

3. Апреликова Н.Р., Китова Д.А. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2 (10). С. 110–133.

4. Донцов А.И., Баксанский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 75–90.

5. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Основные технологии социально-психологических исследований в интернете // Социальная психология: вопросы теории и практики. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 224–226.

6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64–93.

7. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.

8. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М.: Академический Проект, 2003.

9. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 83–96.

10. Мохова С.Ю. Кризис современной российской культуры: личность в пространстве социальных взаимодействий и преобразований // Психология в экономике и управлении. 2010. № 1(3). С. 81–90.

11. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Сознание как предмет метапсихологии // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1989–1990. М.: Наука, 1991. С. 190–204.

12. Нестик Т.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

13. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020.

14. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

15. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Ковалева Ю.В., Смирнов А.А. Психологические факторы развития геополитических отношений: субъекты, механизмы, тенденции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2020.

16. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЭР СЭ, 2002.

17. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М.: ПМЛ “Институт Африки РАН”, 1996.

18. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Проблема выделения единиц анализа мировоззрения личности в психологии // Теория и практика общественного развития. № 12. 2012. С. 141–146.

19. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001.

20. Шагун Г., Павлов В.М., Рыженков П.Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 41–49.

21. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.

22. Щербаков Р.Н. Здравый смысл учащегося и научные знания // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 48–54.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх